Файл: "ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО. ПАТРОНАЖ НАД ДЕЕСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ"..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 570

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно модели рассматриваемого законодательного акта государственный орган опеки и попечительства РФ должен организовывать, сопровождать и контролировать работу территориальных органов опеки и попечительства по отношению к несовершеннолетним, а также вести региональный банк данных о детях, которые остались без попечительства родителей.

Положение о территориальном органе опеки и попечительства устанавливает права и обязанности территориального органа опеки и попечительства, также существует положение, которое контролирует функции регионального оператора государственного банка данных о детях, которые остались без попечительства родителей.

Примерная схема организации деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, при которой органы государственной власти субъекта Федерации во всем объеме сохраняют свои полномочия по установлению и реализации данной деятельности, кажется наиболее оптимальной, так как позволяет систематизировать работу по защите прав и законных интересов несовершеннолетних на региональном и муниципальном уровнях, а также централизовано руководить и контролировать работу органов опеки и попечительства.[8]

Положения, которые относятся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, подлежат применению к организациям, куда определены под контроль недееспособные или частично дееспособные граждане, так же к организациям для детей-сирот и детей, которые остались без попечительства родителей, конечно же, если другое не предусмотрено федеральным законодательством и договором, составленном в письменной форме.

Государство выполняет ряд задач в области регулирования деятельности по опеке и попечительству (рисунок 1).

Рисунок 1 – Основные задачи государства в области опеки и попечительства[9]

Основными принципами, в соответствии с которыми осуществляется работа органов опеки и попечительства, являются:

- свободное принятие лицом обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ опекуна или попечителя от дальнейшего исполнения своих обязанностей;

- осуществление контроля за работой органов опеки и попечительства;

- осуществление защиты прав и законных интересов подопечных.

Контроль за работой органов опеки и попечительства производится уполномоченными законодательством РФ и субъектов Федерации органами и должностными лицами.


Вред, который причинили органы опеки и попечительства (должностные лица данных органов) подопечному подлежит возмещению согласно гражданскому законодательству.

Прекращение опеки и попечительства происходит в следующих случаях:

- смерть опекуна либо попечителя или подопечного лица;

- истечение периода действия акта, которым гражданин был назначен опекуном или попечителем;

- освобождение либо отстранение опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей;

- в случаях, которые предусмотрены ст. 40 ГК РФ, а также по достижении родителями 18-летнего возраста, а также в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до момента достижения совершеннолетия;

- по личной просьбе опекуна или попечителя;

- возникновение конфликта интересов между опекуном или попечителем и подопечным.

Орган опеки и попечительства может прекратить деятельность опекуна или попечителя по отношению к подопечному в нижеперечисленных случаях:

- ненадлежащего исполнения обязанностей, которые возложены на опекуна или попечителя;

- нарушение прав и законных интересов подопечного, в т.ч. в случае осуществления опеки или попечительства из корыстных побуждений либо в случае оставления подопечного без надлежащего надзора и необходимой помощи;

- выявление органом опеки и попечительства фактов значительного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законодательством или договором правил охраны собственности подопечного и (или) распоряжения его собственностью.

В законодательстве, согласно ст. 31 Закона № 48-ФЗ выделяют определенные формы государственной поддержки опеки и попечительства (рисунок 2).

Рисунок 2 – Формы государственной поддержки института опеки и попечительства[10]

Данные Федеральный законодательный акт вступил в силу 1 сентября 2008 года и подлежит применению к правоотношениям, которые возникли после вступления данного закона в силу.

К правоотношениям, которые возникли до дня вступления в силу данного закона, он подлежит применению в отношении прав и обязанностей, которые возникли после дня вступления данного законодательного акта в силу.

Таким образом, можно сделать вывод, что правительство Российской Федерации во главе с президентом России, на основании Закона № 48-ФЗ четко и систематизировано контролирует работу органов опеки и попечительства в России.


Рассмотрев первую главу, мы выявили основные понятия опеки и попечительства, выявили основные различия между данными ними. Также, изучили понятия патронаж. Рассмотрели основные нормативно – правовые аспекты, которые контролируют работу органов опеки и попечительства в Российской Федерации.

ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА)

2.1 Порядок осуществления опеки (попечительства)

Положениями ст. 32 ГК РФ в Российской Федерации регулируется порядок осуществления опеки. Согласно данной статьи опека может быть установлена над двумя категориями граждан: над малолетними, гражданами, которые судом были признаны недееспособными. К числу малолетних законодательство РФ относит несовершеннолетних в возрасте до 14 лет. Дееспособность малолетних граждан устанавливается положениями ст. 28 ГК РФ, которая определяет, что гражданин, который ввиду психического расстройства не в состоянии понимать значения своих действий или ими руководить, может быть судом признан недееспособным в порядке, который установлен гражданским процессуальным законодательством. Над таким лицом должна быть установлена опека. Также опека может устанавливаться над полностью недееспособным гражданином, который не может самостоятельно реализовывать и защищать свои интересы и права. От имени гражданина, который был признан судом недееспособным, сделки совершает его опекун, при этом учитывается мнение этого гражданина, а в случае невозможности установить его мнение – с учетом сведений о его предпочтениях, которые получены от родителей этого гражданина, его прежних опекунов, других лиц, которые оказывали такому лицу услуги и добросовестно исполняли возложенные на них обязанности.

Гражданский кодекс, предусматривая такие требования, с применением которых гражданин, возраст которого до 14 лет, может стать, полноценным участником гражданских правоотношений и обеспечивать охрану своих прав и возможность их реализации. То же самое можно сказать относительно и к гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, которые были признаны судом недееспособными. При помощи опеки недееспособные лица могут выступать как полноправные субъекты разного рода правоотношений. Юридически существенные сделки и действия за таких граждан в их интересах производит опекун, который восполняет недееспособность своего подопечного.


Согласно ст. 33 ГК РФ определяется процедура осуществления попечительства. В силу указанной статьи попечительство подлежит установлению над двумя категориями граждан, к которым относятся несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет; а также граждане, которые ограничены в судебном порядке в дееспособности ввиду злоупотребления алкогольными напитками или наркотическими (а равно психотропными) веществами. В первом варианте основным показателем для попечительства рассматривается возрастной критерий, а не состояние самого несовершеннолетнего. Однако в этом случае учитывается тот факт, что уже в таком возрасте ребенок обладает вполне достаточной психической и социальной зрелостью для самостоятельных поступков и деяний.

В отличие от опеки попечительство над лицами, которые являются несовершеннолетними, касается в основном имущественной стороны их отношений с попечителем. Обязательно должно быть согласие попечителя, для совершения тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не могут совершать сами. Попечители несовершеннолетних граждан и граждан, дееспособность которых ограничена ввиду психического расстройства, оказывают подопечным помощь в реализации ими своих интересов и прав и исполнении установленных обязанностей, а также контролируют злоупотреблений в отношении третьих лиц.[11]

В случае установления попечительства над гражданами, которые злоупотребляют алкогольными напитками, наркотическими или психотропными веществами, учитывается тот факт, что такие лица не выполняют своих обязанностей в отношении к гражданам, которых должны обязаны по закону, грабят семью, тем самым ставя ее в бедственное положение. Они превращают заработок, доход в источник удовлетворения своих болезненных прихотей, также они наносят членам своей семьи тяжелый моральный ущерб, в особенности лицам престарелого возраста и несовершеннолетним. Поэтому ГК РФ ограничивает их дееспособность (ст. 30 ГК РФ). Однако такое ограничение дееспособности данной группы лиц касается только тех, кто еще не деградировал полностью и способен в какой-то степени управлять собственными деяниями и поступками. В противном случае установление опеки происходит после признания в судебном порядке лица полностью недееспособным.[12]

Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет обладают правом самостоятельно, без разрешения родителей совершать мелкие бытовые сделки, что прямо предусмотрено пунктом 2 статьи 26 ГК РФ. Так, в силу указанной статьи, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют право самостоятельно, без разрешения и согласия на то родителей, усыновителей и попечителя:


- распоряжения собственным заработком, стипендией и другими официальными доходами;

- реализации права автора произведения науки, литературы либо искусства, изобретения либо иного охраняемого законодательством результата своей интеллектуальной деятельности;

- внесение вкладов в кредитные организации и распоряжения ими в соответствии с действующим законодательством;

- совершение мелких бытовых сделок и иных сделок, которые предусмотрены п. 2 ст.28 ГК РФ.

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет обладают правом самостоятельно совершать следующие сделки:

- мелкие бытовые сделки;

- сделки, которые направлены на безвозмездное получение выгоды, и которые не требуют нотариального заверения либо государственной регистрации;

- сделки по распоряжению средствами, которые были предоставлены законным представителем либо с разрешения последнего третьим лицом для конкретной цели либо для свободного распоряжения.

На все остальные сделки необходимо письменное разрешение (согласие) попечителя. Так, в силу положений п. 1 ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать сделки, кроме тех, которые прямо установлены в п. 2 ст. 26 ГК РФ, с письменного разрешения своих законных представителей, которыми выступают родители, усыновители или попечители. Сделка, которая совершена таким несовершеннолетним, является действительной также при ее последующем письменном одобрении со стороны родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетнего.

Однако в некоторых случаях судом или органами опеки и попечительства по ходатайству попечителя несовершеннолетний, который находится под попечительством, может быть ограничен либо вообще лишен права самостоятельного распоряжения собственным заработком, стипендией или другими законными доходами в силу норм п. 4 ст. 26 ГК РФ. При наличии достаточных оснований судебный орган по письменному заявлению законного представителя несовершеннолетнего или органа опеки и попечительства вправе ограничить либо лишить несовершеннолетнее лицо в возрасте от 14 до 18 лет права личного распоряжения собственным заработком, стипендией или иными доходами, кроме случаев, если такое несовершеннолетнее лицо приобрело дееспособность в полном объеме в силу положений п. 2 ст. 21 ГК РФ или ст. 27 ГК РФ. Например, если подросток расточительно расходует получаемые им денежные средства и тратит их на покупку алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ и т.п.