Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Правовое регулирование ненадлежащей рекламы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совсем иначе обстоит дело с политической рекламой. В настоящее время нормы, которые устанавливают политическую рекламу в качестве предвыборной агитации, отсутствуют. С одной стороны, законодатель не устанавливает данный вид рекламы в качестве одного из средств ведения политической борьбы. С другой стороны, нет норм, которые прямо бы запрещали использование политической рекламы[18].

Много лет Комитетом по информационной политике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации готовится проект Федерального закона «О политической рекламе». Исходя из отсутствия комплексного законодательного регулирования политической рекламы трудно в настоящее время говорить о правовой природе данного рода информации. Однако, теоретически производство и распространение политической рекламы может происходить на возмездных началах в рамках гражданско-правовых отношений, следовательно, политическая реклама будет являться объектом гражданских прав[19].

Подведя итоги следует отметить, что реклама бывает, как коммерческой, так и некоммерческой. Ко второму типу относят социальную и политическую рекламу. Правда в последнее время вместо политической рекламы часто упоминают про политическую агитацию. Существует много спорных вопросов по поводу отнесения рекламы к объектам гражданских правоотношений. Реклама должна содержать в себе информацию, с помощью которой будут достигаться основные цели рекламы: доведения информации до потребителя, возможность заинтересовать его, а также поддерживать его интерес к рекламируемому товару. Необходим определенный заказчик рекламы. Так как рекламная деятельность тесно связана с предпринимательской, ведь только там и используется коммерческая реклама, то все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что рекламную деятельность можно рассматривать в качестве объекта гражданских правоотношений. Но не следует забывать, что данная деятельность обладает своей спецификой.

1.2. Проблемы правового регулирования рекламы

После падения СССР и с появлением нового государства как Российская Федерация совершенно по-другому открылся мир для граждан. Помимо политической свободы, новой нормативно-правовой базы, социально- культурных изменений в государстве поменялась – форма экономики. Плановая экономика перестала существовать для российских граждан, появились новые перспективы, например, вводится институт частной собственности, развивается частная предпринимательская деятельность[20].


Характеризовать период 90-х можно по-разному: кто-то полагает, что это выражение настоящей демократии, другие напротив, называют это время произволом и бандитизмом. Но стоит заметить, что именно на данном этапе Российская Федерация интегрировала в международные экономические отношения, что послужило отправной точкой притока иностранных товаров и капиталов. Вместе с этим притоком в российскую экономику внедряются и маркетинговые механизмы[21].

Стоит отметить, что раз Россия стала на путь рыночной экономики, то реклама и маркетинг отечественных товаров явились не просто социальным явлением, а одним из путей реализации и продления жизненного цикла товара. Любая деятельность субъектов экономики должна базироваться на нормах отечественного законодательства и не выходить за его рамки. Конституция Российской Федерации, выступая ядром правовой системы, позволила законодателям принимать различные нормативно-правовые акты, которые, базируются, как правило, на принципе диспозитивности и свободе договора. Основным законодательным актом, регулирующим порядок осуществления рекламной деятельности, является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» с внесенными изменениями и дополнениями.

Стоит отметить, что на сегодняшний день происходят многочисленные нарушения действующего законодательства о рекламе, профилактика и устранение которых приведет к нормальному развитию единого экономического пространства в России. Но прежде чем затрагивать практические проблемы рекламы и рекламной деятельности, необходимо ответить на ряд теоретических вопросов.

Во-первых, что же несет в себе понятие «рекламы»? Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке[22]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что реклама является средством распространения информации.

Напротив, Американская Ассоциация маркетинга определяет рекламу как «любую форму неличного продвижения идей, товаров и услуг, оплачиваемую точно установленным заказчиком».

Для рекламы как средства продвижения товаров и услуг, в отличие от других способов их реализации свойственны три основных особенности:

1. Реклама, создается и распространяется через средства массовой информации, только за счет рекламодателя;


2. «Неличное представление» означает, что информация о товаре распространяется через посредников неопределенному кругу лиц (потенциальных покупателей), например, через СМИ. Если товар предлагается непосредственно продавцом покупателю, то эту деятельность нельзя принимать как рекламу;

3. Реклама несет в себе стимулирование продаж на каждом жизненном цикле товара. Во-вторых, Федеральный Закон «О рекламе» закрепил, что любая реклама, которая не соответствует требованиям закона, является ненадлежащей.

К таковой относятся:

а) недобросовестная реклама;

б) недостоверная реклама;

в) заведомо ложная реклама;

г) неэтичная реклама;

д) скрытая реклама.

В процессе маркетинговой деятельности принимает участие достаточно большое количество профессионалов (в большинстве случаев отделы по маркетингу). Ими учитываются все факторы, которые могут привлечь покупателей, начиная от социального и возрастного, и заканчивая психологическим. Порой та или иная идея может привести к признанию рекламы ненадлежащей, что в свою очередь влечет ответственность. Ярким примером такого нарушения выступает ЗАО «Трио». Эта компания размещала рекламу моющего средства «Блеск» на российских телевизионных каналах. Персонажами ролика являлись дети. Два маленьких ребенка в образе журналистов, спрашивают у мамы о влиянии средства «Блеск» на кожу рук. При этом мама с полной уверенностью говорит, что данное средство полностью безопасное. Как следует из гигиенического сертификата, средство для мытья посуды «Блеск» не опасно, однако в достаточно больших концентрациях раздражает кожу, а в случае попадания в глаз и слизистую оболочку.

Таким образом, следует, что средство для мытья посуды «Блеск» не отнесено к товарам для детей. Следовательно, дети не должны присутствовать в данной рекламе, в чем и заключается нарушение. В-третьих, законодатель стремится подогнать рекламу в рамки точной информации, т.е. если рекламодатель применяет такие утверждения как «самый», «лучший», «единственный», то требуется документально подтвердить эти данные.

Новый Федеральный Закон «О рекламе» четко разграничивает ответственность между субъектами рекламы, что дает право государственным органам более точно применять санкции за нарушения. Действующим законодательством предусмотрено три вида ответственности:

1. Гражданско-правовая;

2. Административная;

3. Уголовная (применяется только в отдельных случаях).

Нормами Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что физическое или юридическое лицо может обратиться с иском в суд, если ему стало известно, что распространенная в СМИ реклама порочит его честь и достоинство. Также важным моментом является возможность истребовать истцом опровержения оскорбляющей информации средствами, которыми она была предоставлена неопределенному кругу лиц.


Административная ответственность наступает в процессе осуществления своих функций Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальными органами. Данные органы вправе налагать штрафы на рекламодателей, рекламо-производителей и рекламораспространителей за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и решений об осуществлении контррекламы. При этом федеральным антимонопольным органам предоставлено право применять повышенную меру административной ответственности – штраф до 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Конкретный размер штрафа определяется в зависимости от вида правонарушения, степени вины правонарушителя и наступивших последствий. В заключении стоит отметить, что реклама является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Активное изменение маркетинговой политики, появление новых товаров и услуг не находят своего отражения в законодательстве. Вследствие этого появляются «пробелы» законодательства, которые используются недобросовестными предпринимателями.

Одним из основных путей решения проблемы рекламы является постоянный мониторинг экономики, рынка и товаров, для своевременного закрепления рекламных стандартов в законодательстве. Следующим шагом на пути к добросовестной маркетинговой деятельности можно считать ужесточение ответственности за ненадлежащую рекламу, так как по статистике около 95% рекламы в средствах массовой информации нарушают законодательство Российской Федерации.

Глава 2. Особенности правового регулирования рекламной деятельности

2.1. Правовое регулирование распространения рекламы через сеть Интернет

Размещение рекламы в СМИ является традиционным инструментом и каналом продвижения как компаний, так и их материальных и нематериальных активов. При этом в постиндустриальный период развития общества и с возникновением Интернета реклама в СМИ приобретает новые черты, что делает тему настоящей статьи весьма актуальной. Современный институт рекламы и его правовое обеспечение имеют непродолжительную историю: в начале XX в. изобретено радио, в середине XX в. широкое распространение получает телевидение.


Термин «Интернет» происходит от английского словосочетания Interconnected Networks (сокращенно Internet), что в переводе означает «объединенные сети». Наиболее часто встречаемое и понимаемое на сегодняшний день определение сети Интернет звучит следующим образом: это соединенные компьютерные сети мирового масштаба, объединяющие между собой национальные, региональные и местные компьютерные сети для свободного обмена информации. В общей сложности Интернет есть не что иное, как способ размещения, опубликования, передачи, доведения практически неограниченного объема информации.

Сегодня осуществление рекламного бизнеса перешло на новую ступень развития. Применение Интернета как одной из площадок для размещения рекламы вызвало необходимость правового регулирования данного явления, в том числе и в России. Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» для интернет-ресурсов вводится новое правовое понятие: «сетевое издание»[23].

В свою очередь, В.В. Ворошилов, говоря о появлении сети Интернет как нового носителя информации, доступного массам людей, подчеркивает, что данное обстоятельство «не могло не привести к превращению его в СМИ». Интернет, являясь новой вехой в обмене информацией в постиндустриальный период, по объему аудитории уже опередил большинство печатных изданий.

В связи с тем, что в Интернете существует множество ресурсов и он выполняет различные функции, нет единодушной позиции в вопросе о его природе: некоторые сайты представляют собой виртуальные версии традиционных СМИ, а например, социальные сети, различные форумы, чаты, интернет-блоги, позволяющие создать форму «несрежиссированного» общественного диалога пользователей, не имеют традиционных аналогов. В научной среде сформировалось два основных подхода к юридической природе самой сети, которые поставлены в зависимость от понимания его основной функции и, как следствие, применимости к нему правового режима СМИ. В соответствии с первой позицией, природа сети Интернет является уникальной, соответственно, ресурсы Интернета не надлежит относить к традиционным СМИ и регулировать как средства массовой информации, поскольку Интернет — прежде всего средство связи.

В соответствии с противоположным подходом, Интернет функционально близок к традиционным СМИ, таким образом, его правовое регулирование должно соответствовать правовому регулированию традиционных СМИ. Необходимость такого регулирования сети Интернет обосновывается смещением массмедиа в Интернет. Сейчас Интернет постепенно превращается из средства связи в средство массовой информации, конвергируя в своей инфраструктуре другие традиционные СМИ: печатные, радио, телевидение. Для реализации возможностей электронных СМИ возникла потребность в стандартизации правоотношений в данной области. Следует отметить, что ранее законодатель напрямую не регулировал Интернет, при этом он не исключал возможность применения к Интернету законодательства о СМИ, что повлекло за собой разнообразную судебную практику.