Файл: Оценка Российской практики использования налогового планирования в экономической деятельности банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях хозяйствования особую роль приобретает налоговое планирование на предприятии. Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности любого коммерческого предприятия.. Его можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему Налоговому Кодексу. Эффективная система налогового планирования в коммерческих организациях способна выступить связующим звеном между стадиями и комплексами экономического планирования .

Выбор автором темы исследования обусловлен тем, что налоги занимают значительную часть в финансовой деятельности предприятия. Для снижения налоговых издержек необходимо их грамотное планирование с использованием действующего законодательства.

Актуальность темы. Для современного периода развития реального сектора экономики в Российской Федерации характерны изменения внешней среды хозяйствования. Давление со стороны естественных монополий и государственных органов приводит к увеличению транзакционных издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и других приравненным к налогам платежей. Сложившаяся ситуация требует от предприятий формирования адекватной налоговой политики, эффективной организации учета и планирования налоговых издержек.

Глава 1. Теоретические аспекты налогового планирования в коммерческом предприятии

1.1 Сущность и значение планирования деятельности коммерческого предприятия

Планирование представляет собой процесс формирования целей и определенных мероприятий, средств и методов их достижения. Результат планирования – план, мотивированная модель действий, выступает завершающим этапом прогнозирования. Прогнозы (от греч.– предвидение), как правило, предшествуют составлению плана и вооружают его научными рекомендациями. Именно прогнозирование как способ научного предвидения на отдаленную перспективу служит основой социального планирования. В отличие от плана, для которого обычно характерно однозначное решение той или иной проблемы, прогноз многовариантен. Он обеспечивает возможность выбора того или иного варианта развития.1


Планирование в деятельности предприятий, является одним из принципов организации работы предприятия, планомерность его хозяйственной деятельности. Планирование - конкретный инструмент (средство) обеспечения этой планомерности. В зависимости от уровня планирования оно подразделяется на такие виды, как народнохозяйственное, отраслевое, территориальное, внутрипроизводственное (внутрифирменное). При этом предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимые продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) товаров и поставщиками материально-технических ресурсов. Планирование на предприятиях, как одна из важнейших функций системы управления, должно наиболее полно охватывать всю производственную деятельность трудового коллектива (планирование производства и реализации продукции, развития науки и техники, ресурсного обеспечения, финансовой и социальной деятельности). План является документом, направляющим всю работу предприятия. С его помощью деятельность отдельных подразделений, работников объединяется в единый производственный процесс.

Планирование охватывает весь комплекс его деятельности, в том числе внутренних подразделений. В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. Основная цель планирования - это обеспечение развития производства и повышение его эффективности, достижение высоких конечных результатов, более полное удовлетворение растущих общественных и личных потребностей. Планирование деятельности предприятия осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы должны быть взаимоувязаны между собой. Важнейшая задача планирования – своевременное выполнение принятых обязательств по выпуску продукции, выполнению работ и оказанию услуг при наименьших затратах. Методы планирования – это способы, приемы, используемые при разработке плана.

Основной метод планирования – балансовый, который широко используется при разработке планов предприятий.

Большое значение приобрел метод оптимизации плановых решений. Он обеспечивает выбор наиболее эффективного варианта плана.

Используются методы экономического анализа (индексный, балансовый, аналитический) и экономико-математического моделирования (транспортная задача, симплексный метод, модель Леонтьева и др.).


Разрабатываются экономико-математические модели проекта плана или его частей, которые затем рассчитываются на компьютерных программах в целях выяснения качества модели плана.

Нормативный метод планирования основан на использовании нормативов. Он пронизывает все другие методы планирования.

Все методы планирования тесно связаны между собой и, дополняя друг друга, представляют систему, используемую в практике планирования.

Процесс планирования проходит четыре этапа:

1. Разработка общих целей.

2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный период времени.

3. Определение путей и средств их достижения.

4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Применение планирования создает важные преимущества:

  1. делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;
  2. проясняет возникающие проблемы;
  3. стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
  4. улучшает координацию действий в организации;
  5. создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
  6. увеличивает возможности в обеспечении экономического субъекта необходимой информацией;
  7. способствует более рациональному распределению ресурсов;
  8. улучшает контроль в организации.

Планирование ведет к достижению экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателях.2

  • Сложность и высокая подвижность происходящих процессов создают предпосылки для применения планирования.

Возможности планирования в коммерческого предприятия организации ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:

  • неопределенность внешней (рыночной) среды;
  • возможность слияния или поглощения другой фирмой;
  • возможность монопольного установления коммерческого предприятия наценки;
  • контрактные отношения.

Эффективное управление финансами коммерческого предприятия организации возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений экономического субъекта.3 За все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет сам экономический субъект ухудшением своего финансового состояния.

Однако наряду с необходимостью широкого применения финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование:


• высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);

• незначительная доля коммерческих предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;

• отсутствие эффективной нормативно-правовой базы планирования бюджетной и внебюджетной деятельности коммерческих предприятий.

Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные коммерческие предприятия. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.4

В небольших коммерческих организациях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. И как следствие – будущее небольшого экономического субъекта более неопределенно и непредсказуемо.

Значение планирования для коммерческого предприятия состоит в том, что оно:

• воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

  • обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенные в плане экономические пропорции развития;
  • предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта коммерческого предприятия организации в условиях конкуренции;
  • служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Таким образом, основными задачами планирования на предприятии являются.

  • обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами финансовой деятельности коммерческого предприятия организации;
  • определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования,
  • выявление резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
  • установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
  • соблюдение интересов работников;
  • контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью экономического субъекта.

После выявления задач планирования определяют стратегию финанси­рования коммерческого предприятия организации. Ее суть заключается в следующем:

  • определение источников долгосрочного финансирования;
  • формирование структуры и затрат капитала;
  • выбор способов наращивания долгосрочного капитала.

Результатом перспективного финансового планирования является разработка по крайней мере трех основных финансовых документов:

    • -прогноза исполнения сметы доходов и расходов (финансовый бюджет);
    • прогноза движения денежных средств;
    • прогноза бухгалтерского баланса (как по бюджетной, так и по внебюджетной деятельности).

Основной задачей составления этих документов, является помощь управленческому персоналу в принятии решений на перспективу.

1.2 Сущность и значение налогового планирования на предприятии

В России целью налогового планирования, как на федеральном, так и на территориальном уровне выступает оценка соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов и определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджетную систему в планируемом периоде. При этом налоговое планирование осуществляется с ориентацией на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему.

Налоговое прогнозирование на макро и микро-уровне представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов в виде системы показателей и основных параметров социально-экономического развития.5

Налоговое прогнозирование макро- уровня включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления, расчет уровней поступления налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.

В словаре Б.Г. Федорова дано следующее определение налогового планирования предприятия: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ».6Словарь деловых терминов Дж. Фридмана, определяет налоговое планирование как «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах. Как (вместе или отдельно) сдавать отчетность, когда продавать активы и выплачивать пенсионные накопления, когда получать доход и оплачивать расходы, когда и в каком размере делать подарки и приобретать недвижимость – все это примеры налогового планирования».7