Файл: Оценка Российской практики использования налогового планирования в экономической деятельности банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговое планирование целесообразное всегда: и когда предприятие процветает, и когда оно балансирует на гране рентабельности или, что худшее, на гране банкротства. При грамотном подходе улучшение финансового состояния предприятия не будет связано с налоговыми нарушениями.

Во-первых, налоговое планирование, если под ним понимать планирование с целью оптимизации налоговых платежей, не может зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие. Если предприятие воспринимает концепцию налогового планирования, то его реализация может проводиться при любом, даже наименьшем уровне налоговой нагрузки. При этом должны использоваться все возможные инструменты, формы и методы налогового планирования которые не нарушают действующее законодательство.

Во-вторых, наличие на предприятии специального структурного подразделения, которое занимается налоговым планированием, его штат, возможность обслуживания в аудиторских и консалтинговых фирмах не столько будут зависеть от уровня налоговой нагрузки на предприятие, сколько от ее финансовых возможностей.

Если у предприятия нет средств на организацию службы налогового планирования, то даже при высокой налоговой нагрузке оно не сможет ее организовать. Поэтому каждое предприятие, формируя службу налогового планирования, должно исходить, во-первых, из того, какие средства оно может выделить на организацию такой деятельности, и, во-вторых, смогут ли эти затраты окупиться, а если окупятся, то за какое время. Конечно, на малых предприятиях, где кроме рабочих, есть только руководитель (директор) и бухгалтер, ни о какой специальной службе речь идти не может, а функции налогового планирования должны на себя взять они самостоятельно. На больших предприятиях, где, как структурные подразделения, уже организована бухгалтерия и планово-финансовый отдел, обязанности по выполнению таких функций целесообразно возложить на одного из работников этого отдела или сформировать группу налогового планирования.

Если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию.

Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четко определенные функции:

  • руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации
  • юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами
  • бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить
  • специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы (приложение 2).

Процесс налогового планирования

Методика налогового планирования хозяйствующего субъекта включает следующие последовательные этапы: анализ текущего состояния производственно-хозяйственной деятельности предприятия, анализ текущего состояния налогообложения предприятия (налоговый анализ); формирование концепции (стратегии) развития предприятия; разработка годовых бюджетов с оптимизированными налогооблагаемыми базами, обеспечивающих реализацию стратегии развития предприятия; разработка тактических налоговых планов для исполнения годовых бюджетов; контроль за реализацией мероприятий годового плана с оптимизированными налогооблагаемыми базами; выход на очередной расчетный период; составление отчетных документов, налогового паспорта предприятия.

процессу налогового планирования свойственна следующая структура:

- анализ хозяйственной деятельности;

- вычленение основных налоговых проблем;

- разработка и планирование налоговых схем;

- подготовка и реализация налоговых схем;

- включение результатов в отчетность и ожидание реакции контрольных органов.

На первом этапе налогового планирования, который совпадает с моментом возникновения идеи организации коммерческого предприятия, осуществляется формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения. На этом этапе решается вопрос о том, следует ли использовать налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.

На втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виде не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.

На третьем этапе решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм предприятия.

На четвертом этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательст-вом льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности – по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который выступает составной частью общего налогового планирования.

На пятом этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.


На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

1.5 Оценка налогового бремени предприятия

Правительство России и Минфин РФ для иллюстрации планов по реформированию налоговой системы часто используют показатель налогового бремени, которое показывает отношение суммы налогов к полученному доходу.

Налогоплательщик, по определению, обязан производить отчисления со своих доходов в бюджет. С этой целью государством вводятся различные налоги и устанавливаются их определенные ставки. А поэтому та часть дохода, которая изымается у предприятия в пользу бюджета и внебюджетных фондов в виде налогов, пошлин и сборов, количественно определяет уровень налогового бремени. Руководителю предприятия нужно знать, на какой уровень налогового бремени выходит его предприятие по итогам отчетного периода, т.е. как оно делится с бюджетом, и в какой мере налоговое бремя можно минимизировать.

Величина налоговой нагрузки, по некоторым оценкам достигает 60%(НДС, налог на прибыль, налог на имущество предприятий, местные налоги и отчисления во внебюджетные фонды) добавленной в продукт предприятием стоимости.15 Добавочная стоимость, произведенная предприятием, складывается в основном из прожиточного минимума персонала предприятия, необходимого для восстановления его трудоспособности, и прибавочного продукта, распределяемого на иные цели (прибыль предпринимателя, налоги, инвестиции, содержание социальной сферы и другие), можно сделать вывод о необходимости рациональной и эффективной организации учета и планирования налоговых издержек предприятия. Речь идет о научно обоснованной и практически целесообразной системе организации налогового менеджмента, и, в частности, основной его составляющей – налоговом планировании, способной сгладить и элиминировать институциональные риски, возникающие в связи с налогообложением хозяйственной деятельности коммерческих предприятий.

Показатели налогового бремени предприятия.

Для реализации налогового планирования необходимо провести сопоставительный анализ налогооблагаемых баз всего спектра налогов, которые подлежат уплате, их конкретные ставки и льготы, т.е. определить свое налоговое поле и его параметры.16 Задача осложняется тем, что налоги и сборы, формирующие современную налоговую систему РФ, различаются по объектам обложения и источникам уплаты.


Определим объект налогового планирования как интегрированную в единую совокупность условно-постоянную величину налогооблагаемых баз предприятия, которая также принимается фискальными органами в расчет при установлении предела налоговой нагрузки на одного субъекта хозяйствования.17 В общем виде эту совокупность можно описать следующей формулой:

НОБ = В – ОТ – ИН (1),

где , НОБ - налогооблагаемая база;

В – выручка от реализации товара предприятия;

ОТ – средства на оплату труда работников;

ИН – средства на инновационные потребности и капитализацию прибыли.

В России по-прежнему остается крайне острой проблема сохранения платежеспособности предприятиями.

1.6 Принципы оптимизации налогообложения на предприятии

Эффективная оптимизация налогообложения для предприятий так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия. Это связано не только с возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и с общей безопасностью как самого предприятия, так и его должностных лиц. Разрабатываемые схемы оптимизации налоговых платежей становятся в последнее время все более индивидуализированными, но все они должны оцениваться с точки зрения тех основных принципов, которые и позволяют в конечном итоге говорить о целесообразности выбора способа движения товарно-денежных потоков.

Учитывая то, что предпринимательская деятельность осуществляется не ради налогов, а ради прибыли, результатом налогового планирования должна быть оптимизация общего уровня налоговых издержек. В мировой практике известны три возможных варианта:

  • нелегальный, предполагающий уклонение от уплаты налогов на основе сознательного использования уголовно наказуемых методов учета доходов и имущества и намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • легальный, основанный на корректировке хозяйственной деятельности и методов ведения учета и использовании возможностей, предоставленных законодательством;
  • полулегальный, использующий коллизии, недоработки и противоречия действующих законов и подзаконных актов.
  • Оптимизация налогообложения - организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений, с целью увеличения денежных потоков компании за счет минимизации налоговых платежей.
  • Схема оптимизации налогообложения - определенный порядок взаимоотношений между несколькими субъектами хозяйственных отношений, направленных на уменьшение бюджетных платежей в рамках действующего законодательства.25
  • Существуют следующие принципы оптимизации налогообложения:
  • 1. Принцип адекватности затрат: Стоимость внедряемой схемы не должна превышать суммы уменьшаемых налогов.
  • 2. Принцип юридического соответствия: Схема оптимизации должна быть, бесспорно, легитимной в отношении как отечественного, так и международного законодательства.
  • 3. Принцип конфиденциальности: Доступ к информации о фактическом предназначении и последствиях проводимых трансакций должен быть максимально ограничен.
  • 4. Принцип подконтрольности: Достижение желаемых результатов от использования схемы оптимизации налоговых платежей зависит от хорошо продуманного контроля и существования реальных рычагов воздействия на всех исполнителей и на всех этапах.
  • 5. Принцип допустимого сочетания формы и содержания:
  • 6. Принцип нейтралитета: Оптимизацию налоговых платежей необходимо производить за счет своих налоговых платежей, а не за счет увеличения отчисления независимых контрагентов.
  • 7. Принцип диверсификации: "Не следует все яйца хранить в одной корзине".
  • Оптимизация бюджетных отчисления, как один из видов экономической деятельности, связанный с движением и хранением материальных ценностей, может быть подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов неблагоприятного характера. Это могут быть и постоянные изменения в законодательстве, и просчеты первоначальных планов, и форс-мажорные обстоятельства.
  • При этом следует иметь в виду и тот факт, что, в связи с последними изменениями в уголовном законодательстве, юридические последствия от развития событий по пессимистическому сценарию имеют значительные различия в зависимости от размеров негативных трансакций.
  • 8. Принцип автономности: Действия по оптимизации налогообложения должны как можно меньше зависеть от внешних участников.

Заключение

В целом из данных проведенного анализа можно сделать вывод, что предприятие ведет свою деятельность успешно. Это обусловлено спецификой деятельности, так как реализация нефтепродуктов является высокодоходным бизнесом.

Но также при анализе были выявлены недостатки.

Основными недостатками, выявленными в ходе проведенного анализа, являются:

  • отсутствие на предприятии налогового планирования;
  • неиспользование возможностей Налогового Законодательства для минимизации налогов.

С целью минимизации налоговых издержек , автором работы предложен ряд мероприятий направленных на снижение налогового бремени.

На основании выполненных расчетов и полученных выводов автором предложен ряд мер по устранению недостатков, таких как пересмотр учетной политики предприятия в части метода определения выручки предприятия, предложено создание комиссии по налоговому планированию из числа специалистов работающих на предприятии, предложено создание резерва на оплату отпусков и резерва по сомнительным долгам для равномерного распределения налоговой нагрузки в течение финансового года, разработана схема перевода предприятия на упрощенную систему налогообложения, путем создания обществ с ограниченной ответственностью и передачи им в аренду автозаправочных станций.

Для решения задач автором использовались следующие приемы и методы экономического анализа:

  • Традиционные приемы с использованием абсолютных и относительных величин, рассматривающие изменение объемов выручки за ряд лет, изменение показателей деловой активности и коэффициентов ликвидности;
  • Построены модели взимания налогов при различных системах налогообложения и проведены расчеты налоговой нагрузки для каждой из них.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации ГОД
  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации ГОД
  3. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. от 24.03.200? г.)
  4. Федеральный закон РФ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 10.01.2003 г.)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агеева О.А. Учетная политика предприятия как элемент налогового планирования // Налоговое планирование. – 1997. – № 3. – С.5.-6.
  2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 296с. С.152.
  3. Брызгалин А.В. Положение об учетной политике предприятия на 2003 год для целей налогообложения и бухучета. Арбитражная практика. – Екб: Налоги и финансовое право, 2002. – 240с.
  4. Бригхем Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента: Сокр. пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. Пенькова Б.Е., Воронова В.В.; РАГС.-М.:Экономика, 1998.-815 с
  5. Веретина Н.Г. Налоговое планирование как элемент финансовой политики реструктурируемого предприятия // Финансы. – 2002. – № 4. – С.26.-30.
  6. Галимзянов Р.Ф. Управление налогами на предприятии, в 2-х тт. – Т. 1 – Уфа: Экс-перт, 1998. – 240с.
  7. Горбунов А.Р. Налоговое планирование и снижение финансовых потерь. – М.: Ан-кил, 1993. – 77с.
  8. Девликамова Г. Налоговый анализ как составная часть анализа хозяйственной дея-тельности предприятия // Финансы. – 2001. – № 8. С.40-42.
  9. Завьялов Н.Ф. Минимизация налогообложения: мировой опыт и Россия // Бухгал-терский вестник. – 1998. - № 7. – С.41-45. № 6.
  10. Караваева И.В. Налоговые методы стимулирования производственных инвестиций (зарубежный опыт) // Вопросы экономики. – 1994. – № 8, С.95–101.
  11. Кожинов В.Я. Налоговое планирование и прогнозирование финансового результата деятельности предприятий: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002. – 160с.
  12. Кожинов В.Я. Налоговое планирование: Рекомендации бухгалтеру: Учебно–методическое пособие. – М.: 1 Федеральная Книготорговая Компания, 1998. – 256с.
  13. Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. – М.: АиН, 1999. – 62с.
  14. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. -М.: Дело и Сервис,1998.-304 с
  15. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352с.
  16. Налоговая оптимизация // Отечественные записки. – 2002. – № 4–5. – С.134–141.
  17. Налоговое планирование / Е.С. Вылкова, М.В. Романовский. – СПб.: Питер, 2004. – 634с. – С.435.
  18. Окладников Д. Рационализация учетной политики // Проблемы Теории и Практики Упавления. – 1999. – № 5. – С.113–117