Файл: "Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ГНК архивы хранятся в неприспособленных на то помещениях, все дела хранятся в кабинетах, в которых работают нотариусы. Только в 1 ГНК г. Горно-Алтайск существует отдельное помещение для хранения архивных дел, охранная и противопожарная сигнализация. В остальных ГНК не соблюдается санитарно-гигиенический, световой, температурно-влажностный режимы хранения архивных дел. Для хранения документов нотариусами используются шкафы, полки, самодельные стеллажи, которые не закрыты, специальных сейфов для хранения документов нет, исключение составляют Кош-Агачская и Онгудайская ГНК, где есть металлические стеллажи.

В Нотариальной палате Республики Алтай и у частнопрактикующих нотариусов архивные дела также хранятся в неприспособленных помещениях, без соблюдения санитарно-гигиенического, светового, температурно-влажностностного режимов хранения архива. Охранная и пожарная сигнализация установлена у 1 частнопрактикующего нотариуса в Майминском нотариальном округе. В Нотариальной палате Республики Алтай установлена только противопожарная сигнализация. У 4 частнопрактикующих нотариусов кабинеты укреплены железными решетками и дверьми.

С одной стороны, Федеральная нотариальная палата (далее ФНП) является контролирующим органом профессиональной деятельности нотариусов (о чём более подробно будет рассмотрено в следующей главе), с другой стороны - финансово-хозяйственная деятельность самой Федеральной нотариальной палаты является объектом контроля. В данном случае контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Федеральной нотариальной палаты осуществляет Ревизионная комиссия Федеральной нотариальной палаты (далее Ревизионная комиссия ФНП). Порядок образования и состав Ревизионной комиссии ФНП, порядок организации работы, осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ФНП, полномочия данной комиссии и финансирование её деятельности регламентированы в Положении о Ревизионной комиссии Федеральной нотариальной палаты .

Глава II. Формы контроля за деятельностью нотариусов

2.1 Профессиональный контроль

В соответствии со ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют органы юстиции, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты.


Данное полномочие нотариальных палат является одной из форм реализации присущих им полномочий управленческого характера, делегированных им от имени государства как организациям публично-правового характера. В соответствии со ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате проверка организации работы нотариуса проводится 1 раз в 4 года, а впервые приступившего к нотариальной деятельности - по истечении 1 года после наделения полномочий нотариуса.

Согласно мнению президента Федеральной Нотариальной Палаты

Е.Н. Клячина: "профессиональный контроль имеет целью обеспечить проверку исполнения профессиональных обязанностей нотариусами. В практике возникал вопрос об объеме проведения такой проверки - что понимается под профессиональными обязанностями, поскольку их круг достаточно широк. Одни нотариусы понимают проверку как контроль сугубо за соблюдением правил нотариального делопроизводства. Более правильным является, на наш взгляд, следующий подход, основанный на анализе целой совокупности норм Основ законодательства РФ о нотариате, в частности ст.28 и 34".

В соответствии со ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате речь идет о проверке исполнения профессиональных обязанностей, при этом нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами. Кроме того, в соответствии со ст.28 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях - личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам соблюдения требований профессиональной этики. При этом должностные лица нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий.

Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что проверка по своему содержанию включает контроль исполнения всех полномочий нотариуса, охватываемых его профессиональными обязанностями.

По-разному на практике трактуется вопрос о том, кто вправе проверять нотариуса. Один подход, основанный на сугубо профессиональном характере нотариальных палат, исходит из того, что проверять нотариуса вправе только другие нотариусы в связи с необходимостью соблюдения нотариальной тайны. Другой подход заключается в том, что в проверках могут участвовать и должностные лица нотариальных палат, поскольку не случайно указание в ст.28 Основ законодательства РФ о нотариате о необходимости для указанных лиц хранить нотариальную тайну.


Возможен следующий механизм проведения проверок, соответствующий ст.34 Основ законодательства РФ о нотариате и учитывающий реальные возможности нотариальных палат по проведению проверок профессиональной деятельности.

Проверка может включать заполнение специальной анкеты самим проверяемым, где он бы заполнил сам основные фактические данные о своей работе, о наличии удовлетворенных судом либо признанных им самим жалоб, исков, о фактических возможностях по сохранению архива, обеспечению нотариальной тайны и иных главных составляющих его работы.

Г.Г. Черемных выделяет: "Прежде всего, проверка заключается в установлении наличия всех необходимых документов в архиве в соответствии с правилами нотариального производства, сложившимся толкованием законодательства, наличия необходимой номенклатуры дел, наличия помещения, обеспечивающего соблюдение правил нотариального производства и сохранение нотариальной тайны". Проверка не может оценивать правильность совершения соответствующего нотариального действия с точки зрения применения законодательства, когда оно допускает его различное толкование.

Результатом проверки должен быть акт, подписываемый проверяемым и нотариусом, осуществляющим проверку, с приложением протокола разногласий, при наличии которого спорные вопросы рассматриваются правлением нотариальной палаты. В сложившейся практике в профессиональной проверке деятельности нотариуса участвует (помимо нотариусов, главного бухгалтера и методиста нотариальной палаты) специалист Управления Федеральной регистрационной службы по субъекту Российской Федерации.

Так, например, отмечает Н.Б. Зейдер: "В практике нотариальной деятельности в г. Москве список нотариусов, чья профессиональная деятельность подлежит проверке в очередном квартале (полугодии) утверждается на заседании правления Московской городской нотариальной палаты по согласованию с Федеральной регистрационной службой г. Москвы".

Ежегодно правлением Нотариальной палаты утверждается план проверок. При этом помимо плановых комплексных проводятся внеплановые проверки по представлениям правоохранительных органов, определениям суда и сообщениям налоговых служб и повторные (контрольные) проверки.

На сегодняшний день сложилась практика проверки нотариальной деятельности, которая выявляет типичные ошибки, допускаемые нотариусами при исполнении своих обязанностей. Рассмотрим некоторые из них.

Как отмечает М.В. Белякова, инспектор сектора контроля за профессиональной деятельностью нотариусов Нотариальной палаты Санкт-Петербурга "Анализ выявленных в ходе проверок нарушений показал, что ошибки, в основном, у всех проверенных нотариусов одни и те же.


В связи с этим возникла необходимость обобщить результаты проверок с целью выявления наиболее типичных ошибок, чтобы в будкщем избежать их повторения.

Сначала остановимся на соблюдении требований ст.250 ГК РФ. При удостоверении договоров отчуждения одним из участников общей долевой собственности своей доли нотариусы не всегда принимают меры к выполнению требований этой статьи.

При проверке договоров отчуждения долей квартиры обнаружено, что зачастую в делах нотариуса отсутствуют сведения об извещении совладельцев об отчуждении доли квартиры, тем самым нарушается их право преимущественной покупки".

При изучении истребуемых от совладельцев заявлений можно выделить две самые распространенные ошибки.

Отказ от права преимущественной покупки совладельцем общей долевой собственности оформлен путем подачи нотариусу заявления с согласием на продажу доли квартиры. Закон не требует от совладельца согласия на продажу доли квартиры другим сособственником.

Сособственник либо использует свое право преимущественной покупки, либо отказывается от него.

Некоторые нотариусы забывают, что цена является существенным условием сделки, и не указывают в заявлениях, по какой цене будет производиться отчуждение доли квартиры. Встречались варианты, когда цена отчуждаемой доли квартиры, указанная в заявлении об отказе от права преимущественной покупки, не совпадала с ценой, указанной в тексте самого договора.

Нередко заявления об отказе от права преимущественной покупки доли квартиры нотариусы получают не от всех совладельцев.

В то же время иногда нотариусы истребуют заявления от совладельцев, когда доля квартиры продается одному из сособственников.

А.А. Соловьев предлагает вариант решения: "подобное заявление должно быть следующего содержания: "Мне известно о предстоящей продаже гр. Ивановым Иваном Ивановичем принадлежащей ему 1 /3 доли квартиры № 2 в доме 3 по ул. Труда в Санкт-Петербурге за 5000 рублей на условиях мне известных. От права преимущественной покупки отказываюсь".

Также не всегда соблюдаются нотариусами требования ст.185 ГК РФ. Так, при удостоверении договора отчуждения имущества, где одной из сторон является юридическое лицо, представитель этого юридического лица действует по доверенности, не удостоверенной нотариально, как того требует ч.2 ст.185. Нотариусы принимают доверенности от имени юридического лица, подписанные ненадлежащим лицом и ненадлежащего содержания. Так, например, отмечает Г. Черемных, президент Московской городской нотариальной палаты "доверенность на продажу принадлежащей юридическому лицу автомашины подписывается только бухгалтером. Или при удостоверении договора купли-продажи автоприцепа, где одной из сторон является юридическое лицо, представитель его действует по доверенности на получение товарно-материальных ценностей. При этом нотариус в договоре указывает, что полномочия представителя проверены, что является неверным".


Как показывают проверки, еще одним уязвимым местом в работе нотариусов является несоблюдение требований семейного законодательства.

Во-первых, не всегда потребуются заявления от супруга с согласием на отчуждение другим супругом совместно нажитого имущества.

Во-вторых, вместо истребования соответствующего заявления об отсутствии супруга (холост, вдов), практикуется приобщение к документам просто свидетельства о смерти, разводе. Когда фамилии у супругов разные, приходится только догадываться, зачем в делах нотариуса хранится данный документ.

В-третьих, нотариусы не знакомят с этими заявлениями других участников сделки, которые в свою очередь в подтверждение того, что это обстоятельство им известно, должны подписаться на заявлении.

В-четвертых, при удостоверении соглашения о расторжении договора об отчуждении жилого дома, квартиры, являющейся совместной собственностью супругов, не истребуется заявление от другого супруга о его согласии на расторжение договора.

В то же время существует противоположная ситуация, как например

Е. Евдокимова в своей работе пишет, что "имеются заявления о согласии супруга на совершение сделки в тех случаях, когда законом это не предусмотрено, поскольку имущество не является совместной собственностью супругов (например, принадлежит одному из супругов на основании договора приватизации, дарения, по наследству). При этом свидетельствуется подлинность подписи и взыскивается тариф".

Более подробно остановимся на особой группе ошибок, допускаемых при удостоверении сделок с участием несовершеннолетних.

Нотариусы не всегда истребуют разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделок при удостоверении договоров по отчуждению квартиры, в которой проживает несовершеннолетний ребенок, не являющийся собственником отчуждаемого жилья.

Также не истребуется разрешение на отказ от права преимущественной покупки долей квартиры от имени несовершеннолетнего.

Обобщение проверок показало, что подавляющее большинство завещаний удостоверяется с соблюдением требований действующего законодательства. В то же время проверки выявили существенные нарушения и ошибки. Данное обстоятельство разъясняет О.С. Мурыгина, нотариус Московской областной нотариальной палаты, член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по методической и законодательной работе "самое распространенное упущение заключается в том, что некоторые нотариусы не вносят завещания в алфавитную книгу. Встречаются несоответствия данных, указанных в самом завещании, с данными в алфавитной книге.