Файл: "Контроль за профессиональной деятельностью нотариуса".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

осуществление экономии государственных средств. "Общеизвестно, что развитая система нотариата снижает стоимость администрации правосудия для государства в 3-5 раз" - замечает Е.П. Михайлова;

снижение спорности гражданского оборота. Защита прав и свобод заинтересованных лиц в нотариальном производстве происходит за счет самих субъектов гражданского оборота, что гарантирует лучшую реализацию субъективных прав и общественный мир;

облегчение и ускорение рассмотрения гражданских споров в судах.

Данное обстоятельство связано с особой доказательственной силой, наличием качеств фактической бесспорности у нотариальных актов, что упрощает задачу суда по установлению действительных обстоятельств дела и позволяет сделать правильный вывод об истинных правах и обязанностях сторон:

уменьшение абсолютного количества дел в судах в случае передачи нотариусу дел бесспорного характера. Эта возможность происходит из признания исполнительной силы нотариальных актов, когда реализация вытекающих из них прав и исполнение обязанностей, в том числе принудительная, происходит вне судебной процедуры.

Как справедливо замечает И.Г. Медведев "сегодня кредитор не заинтересован обращаться к нотариусу, поскольку после него дорога лежит в суд. Зачем загружать суды делами, по которым фактически нет спора? Тем более у должника всегда есть возможность обжаловать в судебном порядке совершенное нотариальное действие".

Основным и естественным средством предупреждения правовых конфликтов нотариусом является его совет. Он представляет собой специфическое проявление законных полномочий нотариуса и направлен на информирование заинтересованных лиц обо всех аспектах юридической ситуации, обеспечивая тем самым выявление и надлежащую реализацию воли сторон. Также отмечает В. Репин "удостоверительная функция нотариуса теряет всякий смысл, не будучи сопровождена его обязанностью дачи совета, превращая нотариуса в робота, а создаваемые им документы - в юридические "скелеты", лишенные живого содержания. Нотариус - не простой поставщик правовой информации, но гарант ее законности, относимости и достоверности".

Относительно новой сферой деятельности для нотариусов во многих странах мира стало участие в посреднических и медиативных процедурах как альтернативе государственному правосудию. Например, учитывая зарубежный опыт авторы работы "Актуальные проблемы развития нотариата" И.Г. Медведев и В.В. Ярков делают следующее предположение: "законы, отражающие роль нотариуса в примирении сторон, выработке соглашения между ними и его закреплении, приняты в Австрии. Германии, Нидерландах; в других странах идет разработка соответствующих законопроектов. К числу последних относится и Россия. Было бы целесообразным включить в данный законопроект положения, дающие заинтересованным лицам возможность нотариального удостоверения достигнутых в результате использования посреднических процедур соглашений с целью придания им непосредственной исполнительной силы по примеру соглашения об уплате алиментов".


Недостаточно используется потенциал нотариата при совершенствовании систем государственного управления, то есть при проведении административной реформы. Здесь нотариат может сыграть позитивную роль:

при дебюрократизации системы государственного управления;

при совершенствовании фискальной системы;

при реформировании правоохранительной сферы государства.

В частности, роль небюджетного нотариуса при дебюрократизации государственного управления заключается:

в упрощении системы государственного управления. Данный результат представляет собой ожидаемое последствие расширения компетенции в сфере гражданского оборота. Механизм его действия заключается в неизбежном сокращении контрольных и ревизионных полномочий государственных органов и должностных лиц, осуществляющих регистрацию или иное подтверждение прав, основанных на нотариальном акте. Сохранение данных полномочий у регистрирующих органов в настоящее время является дублирующим по отношению к публичным функциям нотариуса, обеспечивающих законность и реализацию императивных норм в частных соглашениях;

в снижении уровня коррупции в системе государственного управления. Это станет возможно как комплексный результат ликвидации дублирующих полномочий государственных органов и перехода к модели отношений по оси "государство - нотариус - заинтересованное лицо". Иначе говоря, при нотариальном удостоверении сделок и совершении иных нотариальных действий следует по возможности исключить непосредственное взаимодействие граждан и организаций с компетентными органами государства, предоставив в соответствии с желанием сторон независимому и беспристрастному нотариусу право личного сбора всех документов, необходимых для совершения нотариального акта и придания ему полного правового эффекта. В этом случае необходимо установить также относительно сокращенные сроки ответа на запросы нотариуса при личном сборе документов и право внеочередного приема нотариуса в органах, хранящих соответствующую информацию, при непосредственной проверке им фактического состава при подготовке к совершению нотариального действия.

Речь идет, таким образом, о постепенном переходе к активной модели поведения нотариуса в гражданском обороте, что ведет к признанию за нотариусом роли доверенного лица и беспристрастного советника сторон нотариального акта.

И. Гаврюшина даёт следующее заключение: "Совершенствование фискальной системы государства заключается, во-первых, в снижении налогового и финансового бремени на участников гражданского оборота и, во-вторых, в увеличении собираемости налогов и иных обязательных сборов и платежей". Нотариат обладает серьезным потенциалом в облегчении реализации задачи по увеличению налоговых поступлений в бюджет государства. Публичность и отсюда абсолютная прозрачность нотариальной деятельности уже сегодня препятствуют уклонению от уплаты налогов в отношении имущества, ставшего предметом нотариального акта. В частности, речь может идти о реализации следующих предложений, которые делает В.В. Баранкова:


"расширение круга нотариальных действии, в отношении которых устанавливается обязанность нотариуса информировать налоговые органы о совершении соответствующих юридических действий конкретными субъектами;

наделение нотариуса функциями налогового агента в отношении сбора налогов и иных обязательных платежей по наиболее значимым нотариальным актам, например, влекущим переход права собственности на имущество".

Однако при воплощении данных предложений следует проявить осторожность, так как естественной границей контрольных функций нотариуса в административной и налоговой сферах является доверительный характер отношений с частными лицами. Как отмечает Ю.Ф. Костенко: "Чрезмерные требования сотрудничества с государством в области контроля, предоставления информации ломают отношения доверия нотариуса и участников гражданского оборота, извращая саму идею нотариальной профессии".

При реформировании правоохранительной сферы государства основное внимание следует уделить недостаточному уровню двустороннего взаимодействия между нотариатом и иными правоохранительными органами государства. Между тем от совершенствования его форм и методов не в последнюю очередь зависит снижение общей криминальности гражданского оборота и их основы - отношений собственности. В целом обязанность нотариусов контролировать соблюдение некоторых административных правил не противоречит нотариальной функции, когда они обеспечивают "прозрачность" и юридическую чистоту совершаемых юридических действий или направлены на защиту более слабой стороны в правоотношении.

1.3 Нотариальное самоуправление

Раскрыв потенциал, содержащийся в функциях нотариата, возможность эффективного взаимодействия нотариальных контор с органами государственной власти, перейдём к рассмотрению осуществления самоуправление нотариата.

Наличие в федеральном законодательстве различных подходов к установлению субъектов, полномочных определять границы нотариальных округов и количество должностей нотариусов в нотариальном округе вызвало в ряде регионов неопределенность в данном вопросе. Со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации предпринимаются попытки присвоить себе реализацию данного полномочия. В связи с этим следует провести анализ действующего законодательства.

Подпункт л. Пункта 1 ст.72 Конституции Российской Федерации относит нотариат к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.


Согласно ст.13 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее Основы законодательства РФ о нотариате).

нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города.

Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность.

Территория деятельности нотариуса может быть изменена в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Приведенные положения Основ законодательства РФ о нотариате не предоставляют полномочий по определению нотариальных округов и численности нотариусов органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Не исключено, конечно, что в совместном нормативном акте Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты, устанавливающем порядок определения должностей нотариуса в нотариальном округе, будет предусмотрено участие в той или иной форме органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако это было бы нецелесообразно в связи с тем, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не имеют опыта реализации данного государственного полномочия, их должностные лица не имеют достаточных знаний в этой сфере. Кроме того, как говорит Руководитель Управления Федеральной регистрационной службы по Тамбовской области Н.С. Ельцов: "может неоправданно усложниться сам механизм решения данного вопроса.

В тоже время следует отметить подпункт 28 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к числу полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относит определение границ нотариальных округов в пределах территории субъекта Российской Федерации и численности нотариусов". Таким образом, возникает коллизия норм права между действующими нормативными правовыми актами, что объективно дестабилизирует единое правовое пространство в сфере нотариата.


Следует отметить, что А.С. Пантелеев пишет: "Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях придерживается аналогичной позиции, подчеркивая необходимость учета особенностей предмета регулирования тех или иных законодательных актов при разрешении возникающих между ними коллизий и признавая приоритет норм того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений".

Кроме того, в соответствии с подпунктом 19 пункта 6 Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации, количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется территориальным органом Федеральной регистрационной службы совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации. Указанное полномочие также вытекает из подпункта 16 пункта 6 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 № 1315.

На основании изложенного при установлении границ нотариальных округов и определении количества должностей нотариусов должны применяться положения Основ законодательства РФ о нотариате.

Согласно Положению об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу и перечне Управлений министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам, утверждённому приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 октября 2006 г.

№ 321 одной из основной его функцией является анализ, контроль и координация работы территориальных органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере нотариальной деятельности, действующих в пределах федерального округа.

Рассмотрим на примере деятельности Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу осуществление надзора в сфере нотариата, координацию работы Управления Федеральной регистрационной службы Российской Федерации (далее Управление ФРС) по Республике Алтай.

На сегодняшний день в Республике Алтай вакансии нотариусов в 10 нотариальных округах заполнены, одна должность нотариуса частной практики остается вакантной (Усть-Коксинский район).

По состоянию на 28.08.2006 в Республике Алтай нотариальные архивы соответствующих нотариальных округов размещены в государственных нотариальных конторах (далее ГНК) и у нотариусов, занимающихся частной практикой.