Файл: Правовое регулирование рынка банковских услуг:общая характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Термин «банковское регулирование» можно определить как систему специфических правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами (например, парламентом в виде законов), иными властными структурами (Центральным банком в виде инструкций), а также негосударственными саморегулируемыми организациями, которые своей целью имеют ограничение банковской активности и, главным образом, банковских операций.

В Послании Президента народу Казахстана "Через кризис к обновлению и развитию" отмечается, что в течение двух десятилетий казахстанцы строят новую страну. В трудных условиях влияния на экономику последствий самого серьезного за последние несколько десятилетий мирового кризиса государство приняло и осуществляет решительные меры.

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.).

В целом на сегодняшний день коммерческие банки являются наиболее интенсивно развивающимся звеном банковской системы, они быстро наращивают темпы активных и пассивных операций, постоянно проводят политику кредитной экспансии, способствуют развитию прогрессивных структур в экономике. Немаловажную роль играют коммерческие банки и в обслуживании иностранных инвестиций, включая кредитно-финансовое обслуживание совместных предприятий.

На практике коммерческие банки играют пока заметную роль только на рынке краткосрочных кредитных операций. Предоставление долгосрочных кредитов и обслуживание инвестиционной деятельности клиентов практически большинством банков либо не осуществляются, либо осуществляются в незначительных масштабах.

Банки второго уровня предоставляют населению различные услуги. Услуга - это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. К числу услуг относятся привлечение средств во вклады и депозиты и кредитование населения.

Предоставление услуг населению и их совершенствование является актуальной проблемой не только для казахстанских банков, но и для многих зарубежных банков.

Исходя из чего тема курсовой работы является актуальной.


Целью курсовой работы является изучение рынка банковских услуг и его развития в Казахстане.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

-раскрыть теоретические основы банковских услуг;

-изучить сущность, дать классификацию услуг банков населению;

-проанализировать современное состояние банковских услуг населению на примере АО «Forte Bank».

-выявить перспективы развития банковских услуг населению в Республике Казахстан.

Методологической и теоретической основой выполнения данной работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, научные труды отечественных и зарубежных ученых, а также нормативно-правовые акты Национального банка Республики Казахстан.

1 Правовое регулирование рынка банковских услуг: общая характеристика

    1. 1.1 Понятие и сущность рынка банковских услуг

Банк - это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности [6, с.18].

Банк выполняет депозитные, расчетные и кредитные операции.

Банки создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду - новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта ссудодателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д.

Банки не просто хранилища денег и кассы для их выдачи и предоставления в кредит. Они представляют мощный инструмент структурной политики и регулирования экономики, осуществляемой путем перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания и развития производственных и социальных объектов. Банки могут направлять денежные средства, финансовые ресурсы в виде кредитов в те отрасли, сферы, регионы, где капитал найдет лучшее, эффективное применение.


Юридическое толкование сущности банка производно. Оно должно опираться на экономическую основу деятельности банка. В строгом юридическом смысле в Законе "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" банк определен как юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое в соответствии с законодательством правомочно осуществлять банковскую деятельность [2, с.1].

С юридической точки зрения банк определен как юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое в соответствии с законодательством правомочно осуществлять банковскую деятельность.

Можно сказать, что сущность банков в аккумуляции капитала, не участвующего в производственном процессе и приложение данного капитала к труду, делу с целью создания новых благ и услуг. Это означает, что банки являются посредниками между производителем и потребителем, при этом они участвуют в двухстороннем обмене. Наглядно это можно продемонстрировать в виде рисунка 1.

Товар

Свободные

денежные средства

Кредит

Потребитель

Банк

Производитель

Потребитель

Банк

Производитель

Кредит

Погашение

кредита

Рисунок 1. Взаимодействие банка с посредниками и производителями

Приведенная на рисунке 1 схема отражает основной вид банковской деятельности, связанный с привлечением денежных средств и размещением их на условиях платности, срочности и возвратности.

Но банк является универсальным предприятием и оказывает широкий спектр финансовых услуг, схема взаимодействия банка и клиентов представлена в виде рисунка 2.

Рисунок 2. Схема взаимодействия банка и клиентов

Клиент

Банк

Клиент

Определение сущности понятия "банк" и построение схемы "клиент - банк - клиент" необходимо для выявления итогового результата деятельности такого предприятия как банк. Если в сфере материального производства итогом деятельности является готовый продукт, то в банковской сфере итогом деятельности является банковская услуга.

Под услугами понимается своеобразный полезный эффект труда, не создающего материальных благ, но полезный именно как процесс. Услуга - это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта.


Услуга - это нематериальные блага как особый вид результатов или продуктов труда. Это означает, что операции банков в их собственном качестве с точки зрения результата эффекта такой деятельности - это оказание услуг клиентам. Наличие клиента и предопределяет трансформацию операции банка в его услугу. Можно проследить направления банковской деятельности, где происходит такая трансформация.

Каждая из операций, осуществляемых банком, предполагает определенную степень вовлечения в них клиента, а, следовательно, и определенную долю предлагаемых банком услуг. Значительная часть привлеченных средств банка формируется при непосредственном участии клиента, вносящего сумму денег в банк в виде депозита до востребования, а также срочного, сберегательного или же другого вклада.

В зависимости от намерений клиента банк предоставляет ему ту или иную услугу, проводя при этом собственную операцию в пользу клиента. В результате реализации отношения "клиент - банк", начинается процесс предоставления услуг. В зависимости от намерений клиента банк предоставляет ему ту или иную услугу, проводя при этом собственную операцию в пользу клиента.

Степень участия самого клиента в пассивных операциях не велика, хотя роль его денежных средств, размещенных в банке, естественно, значительна для банка. Важную роль отводят банки предоставлению услуг клиентам при проведении активных операций, среди которых помимо кредитных выделяются операции с ценными бумагами (фондовые операции), проводимые банками, как в рамках самостоятельной политики, так и по поручению и за счет клиента.

Практически, полное участие клиента предполагает следующая группа банковских услуг: доверительных и комиссионно-посреднических, проводимых по поручению клиентов и на комиссионных началах.

Целью привлечения банком средств клиента является не только прямое извлечение прибыли, но и возможность аккумуляции данных средств с целью последующего их использования, выполняя общественно необходимую функцию платежей. При этом за услуги, предлагаемые своим клиентам, банк обычно взимает комиссию.

Все услуги коммерческих банков можно подразделить на три группы:

-привлечение средств - депозитные услуги;

-размещение средств - кредитные услуги;

-комиссионно-посреднические и доверительные (трастовые) услуги [7, с.143].

Депозитные услуги - операции по привлечению средств в банки, формированию их ресурсов. С их помощью банки формируют свои ресурсы. Суть банковских услуг по привлечению средств в депозиты состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг, а также проведении иных операций, в результате которых увеличиваются банковские ресурсы.


Значение банковских услуг по привлечению средств в депозиты для банка велико. В условиях рыночной экономики важность приобретает процесс формирования банковских пассивов, оптимизация их структуры и в связи с этим качество управления всеми источниками денежных средств, которые образуют ресурсный потенциал коммерческого банка. Очевидно, что устойчивая ресурсная база банка позволяет ему успешно проводить услуги по кредитованию.

Размещение мобилизованных ресурсов банка с целью получения дохода и обеспечения ликвидности определяет содержание его кредитных услуг.

К услугам банка относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций; предоставление потребительских ссуд населению; приобретение ценных бумаг; лизинг; факторинг; инновационное финансирование и кредитование; долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий; ссуды, предоставляемые другим банкам. К основным традиционным услугам в настоящее время относятся привлечение вкладов и предоставление ссуд. От разницы в процентах по этим услугам банки и получают наибольшую массу прибыли. Однако даже только в рамках этих двух услуг может быть выработано множество самых разнообразных форм банковских продуктов

В настоящее время многие банки предлагают широкий ряд продуктов, охватывающий практически все аспекты банковской деятельности при предоставлении финансовых услуг населению. В то же время другие банки в целях завоевания и прочного удержания конкурентного преимущества стремятся специализироваться на оказании строго определенных видов услуг.

Сеть банков второго уровня способствует становлению денежного рынка. экономической основой которого является наличие временно свободных средств у юридического и физического лица, а также государства и использование их на удовлетворение потребностей экономики.

рынок банковская услуга

Таким образом, под услугами понимается своеобразный полезный эффект труда, не создающего материальных благ, но полезный именно как процесс.

    1. 1.2 Классификация рынка банковских услуг

Услуга - это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта.