Файл: «Правовые основы организации нотариата»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования несомненна, так как за последние годы нотариальная система претерпела, как представляется, масштабные изменения. Примечательно, что наметились определенные тенденции правового регулирования нотариальной деятельности, поэтапно меняющие назначение нотариата, придающие данному правовому институту должное значение в системе правовых инструментов.

Отдельные представители научного сообщества юристов причисляют институт нотариата к части государственной системы, невзирая на способы его организации. Формированию данного мнения способствует президент Федеральной нотариальной палаты России, организовав для достижения поставленной задачи целый Центр нотариальных исследований, в разработку которого входит концепция развития современного российского нотариата. Разработчиками в нем выступили известные зарубежные и российские ученые, а также практики, в их числе Б.А. Борзенко, С.К. Загайнова, И.В. Долганова, Ж.-П. Декор, И. Матеи, В.В. Ярков, М.З. Шварц и др.

В своих фундаментальных научных изысканиях некоторые исследователи права утверждают, что следует четко разграничить деятельность суда и нотариата. По их мнению, суд и нотариат осуществляют одну и ту же деятельность – правосудие, при этом даже уточняют, какое именно правосудие, рассуждая якобы о предупредительном, или, другими словами, о превентивном, правосудии. Взяв указанную позицию во внимание, говорят и об особом процессуальном статусе нотариуса как третьего лица.

В отношении вышеупомянутого нами Федерального закона № 122-ФЗ вообще звучат настораживающие государственный аппарат ноты. В частности, есть мнение, что весь институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является не чем иным, как «формой неогосударственного квазинотариата в сфере недвижимости» [12]. Это носит регрессивный характер, поскольку «нотариальная функция не сводится к одним лишь нотариальным услугам... Нотариальная функция является юрисдикционной функцией» [11, с. 10].

Для того чтобы разобраться в сложившейся ситуации, стоит провести собственное научное исследование по проблеме реформирования российского нотариата в условиях современного правового пространства России.

Таким образом, актуальность настоящей курсовой работы не вызывает сомнения.

Цель настоящей курсовой работы – изучить правовые основы организации нотариата и разработать рекомендации по совершенствованию законодательства в исследуемой области.


Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд задач. А именно:

1. Изучить эволюцию организационно-правового регулирования нотариата в России.

2. Проанализировать понятие «нотариат» и «нотариальная деятельность».

3. Исследовать институт нотариата в правовом пространстве России.

4. Обозначить тенденции и пути совершенствования правового регулирования нотариальной системы России.

Объект - нотариат как комплексный организационный и правовой институт государства и гражданского общества, как элемент российской правовой системы.

Предмет - правовые основы, содержание и формы организации и деятельности нотариата в правовой системе.

Для разработки избранной темы исследования использовались современные научные методы (общие, частные, специальные), в том числе диалектико-материалистический, комплексный, системный, исторический, сравнительно-правовой, логический и др.

1. Понятие и становление нотариата в правовой системе России

1.1. Эволюция организационно-правового регулирования нотариата в России

Необходимо признать, что в истории развития института государства и права России нотариат как одна из важнейших составных частей правовой системы государства занимает особое место [10, с. 14].

Эволюция организационно-правового регулирования российского нотариата условно позволяет выделить несколько стадий. Первая, «протонаториальная стадия», характеризуется возникновением квазинотариальных учреждений на Руси, причем вопрос об установлении точных хронологических рамок появления этих учреждений до сих пор является дискуссионным. По мнению ряда отечественных авторов (например, М.Ф. Владимирского-Буданова, Н.И. Комарова, Е. Скрипилева и др.), периодом возникновения российского нотариата можно считать время правления Ивана III, то есть конец XV века. В качестве обоснования такой точки зрения исследователи приводят нормы Псковской судной грамоты 1467 года, упоминающие об использовании в гражданском обороте письменных документов [14, с. 35]. Так, согласно данным исторических источников, новгородские посадники и тысяцкие в практике документирования договорных, духовных, жалованных и других новгородских грамот использовали собственные печати. Кроме того, существовавшая в Новгороде и Пскове практика совершения завещания требовала обязательных подписей «послуха» (свидетеля) и дьяка, писавшего завещание [14, с. 37]. Приведенные факты свидетельствует о закреплении регистрационно-нотариального характера действий должностных лиц. Большинство же современных авторов временем зарождения нотариата в России определяют конец XV – начало XVI столетия.


Развитие договорных отношений, усложнение порядка заключения договоров нашли свое отражение в положениях Судебника Ивана III (1497 год) и Ивана IV (1550 год), содержащих сведения о существовании специальных лиц, составляющих и оформляющих сделки [10, с. 7]. В числе таковых судебник 1550 года определяет пятенщика, целовальника и дьяка. Такой состав лиц требовался не всегда, а лишь при заключении сделки о приобретении лошади: пятенщик был призван «пятнить» (то есть клеймить животное), а целовальникам и дьякам надлежало записать в специальных книгах образцы такого клеймения.

XVI век стал периодом формирования организационной основы нотариата – специальной группы составителей письменных актов, упоминаемых в исторических источниках, таких как писчики, площадные писчики, площадные дьячки и др. Позже эта группа стала единым сословием так называемых «площадных подьячих». Наиболее ранним упоминанием о существовании таких подьячих стали записи судебного разбирательства 1546 года [14, с. 38]. Новое сословие представляло собой корпорацию профессиональных писцов, участвующих в оформлении гражданских сделок в интересах лиц, обращавшихся за составлением документов. Не состоя на государственной службе, площадные подьячие жалования не получали, а вознаграждением за их работу становилась оплата обращавшихся к ним лиц (так называемая «писчее» или «магарыч»).

Становление и развитие института площадных подьячих происходило под номинальным контролем государства, а формирование первых нотариальных органов и процедура совершения нотариальных действий определялись в отдельных указах царя. Организационной формой названного института стали артели со взаимной круговой порукой, контролируемые старостами [10, с. 8].

Со второй половины XVI века в Московском государстве особое место в «нотариальной» системе страны стали занимать подьячие Ивановской площади. Пройдя строгий отбор в число этих подьячих (челобитная на имя царя и поручительное письмо от выборного старосты рассматривались на высшем уровне), претендент начинал осуществлять свою деятельность под общим надзором специального органа и непосредственным контролем выборного старосты. В качестве главной цели надзора за лицами, удостоверяющими акты, было определено пресечение фактов подлогов и недоимок пошлин [10, с. 9].

Наряду с артелью подьячих Ивановской площади в Москве в указанный период существовали и другие «большие и мелкие площади». Основным критерием, отличающим эти объединения, являлась широта полномочий: одни площадные организации (например, Ивановская площадь) обладали правом совершения актов по всем возможным сделкам, а другие (например, площадь при Посольском приказе) обладали правом оформления весьма ограниченного круга сделок [14, с. 38].


По мнению ряда современных исследователей, сословие площадных подьячих представляет собой квазинотариальное учреждение, «зародыш того органа публичной деятельности», превратившийся впоследствии в форму нотариата [14, с. 40]. При этом, как отмечают ученые, в названном процессе ведущая роль принадлежала православной церкви. Именно в ее ведении находились практически все семейные дела, в том числе вопросы наследования, опеки, утверждения духовных грамот и пр. Церковь имела соответствующий аппарат, в который входили владычные и тысяцкие наместники, а при епископе находились священники и дьяконы, в обязанности которых включалось делопроизводство, хранение книг и грамот.

Рассматривая вопрос о причинах возникновения квазинотариальных учреждений в эпоху русского средневековья, ученые сходятся во мнении о том, что низкий уровень грамотности и повышение спроса на юридические услуги предопределили возникновение зачаточных нотариальных функций, сосредоточенных в руках дьяков и подьячих как наиболее образованных людей [10, с. 11].

Второй период эволюции российского нотариата ограничен хронологическими рамками 1649-1866 годов. Начальная дата этого периода связана с принятием Соборного уложения царя Алексея Михайловича.

Соборное уложение 1649 года [9] внесло принципиальные изменения в общий ход развития истории российского нотариата. Согласно нормам этого документа заключение сделок подвергалось особому регламентированию: теперь сделки могли быть совершены только при участии площадных подьячих с последующим составлением ими справки, регистрации на ее основании в поместном приказе и «прикладыванием» государственной печати в Печатном приказе. «На дому» возможно было составление лишь нескольких видов договоров: духовные завещания, о займе денег и хлеба, а также «сговорные свадебные записи». Соборное уложение не предусматривало создание специального нотариального органа. Вместе с тем оно закрепляло разделение функций органов, совершающих сделку, и органов, ее регистрирующих [10, с. 13].

Второй этап эволюции российского нотариата включал и преобразования конца XVII века. В это время Петром I был предпринят ряд мер по установлению строгих форм актов, закрепляющих различные сделки. Так, Указом от 9 декабря 1699 года предписывалось, что процедура составления документов, сопровождающих заключение сделки, не может быть начата без предварительного уведомления приказных судей. Особым условием становилось наличие свидетелей при оформлении договоренности.


В последующих указах царя (1701, 1705 годы) наблюдалась попытка государственной власти дальнейшего регламентирования порядка записи крепостей или крепостных актов, то есть любых сделок, внесенных в книгу крепостных дел, аналог современного нотариального удостоверения, либо регистрация прав собственности в Русском царстве и в Российской империи до 1866 года. Законодательно крепостные акты были оформлены в Соборном уложении 1649 года [9]. В начале XVIII века все акты о сделках с недвижимостью в России делились на несколько видов, отличающихся особыми правилами записи и внесения в приказы [14, с. 41].

Наряду с отмечаемым процессом формализации документооборота в нотариальной деятельности по инициативе Петра I была начата деятельность по огосударствлению порядка совершения «крепостных дел» и иных актов. Уже в 1699 году полномочия площадных подьячих были переданы в Поместный приказ столицы. Однако почти сразу стало очевидно, что упразднение института площадных подьячих – мера преждевременная: низкий уровень профессионализма приказных подьячих породил волокиту, несоответствие записи и оформления крепостей установленным правилам, взяточничество и пр. Для ликвидации нежелательных последствий реформы деятельность площадных подьячих, переименованных в «подьячие крепостных дел», была восстановлена и регулировалась именным указом царя от 1701 года «Об обряде совершения всякого рода крепостных актов». Этим же указом полномочия подьячих крепостных дел были переданы в ведение Оружейной палаты, несколькими годами позже, в 1706 году, – в ведение Московской ратуши, а с 1719 года – Юстиц-коллегии с подчиняющейся ей Крепостной конторой [10, с. 14].

С 1720 года, то есть времени утверждения Генерального регламента, в российском праве появился термин «нотариус». В Регламенте 1720 года нотариус предстает не в современном понимании, а скорее как чиновник канцелярского профиля. Термин имел латинское происхождение, что объяснялось использованием в качестве образца для реформируемой российской административной системы западно-европейской традиции.

Через несколько лет (в 1724 году) нотариусы приобрели некоторые функции, относящиеся непосредственно к сфере нотариальной деятельности. Учредив институт «публичного нотариуса», власть передала ему право письменного составления договоров между купцами и шкиперами при отправлении кораблей за пределы государства [14, с. 42].

Последующее развитие российского нотариата в рамках условно обозначенного второго периода характеризуется расширением полномочий нотариусов в регулировании правоотношений, связанных с вексельным правом: согласно нормам Вексельного устава 1729 года, нотариусы записывали протесты в неплатеже векселей и заверяли исправления в их текстах [10, с. 15].