Файл: "Анализ внешней и внутренней среды организации".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Ближние» факторы

«Дальние» факторы

Воздействие на фирму прямого характера. Факторы способствуют эффективной работе или усложняют ей жизнь.

Косвенное влияние на фирму, то есть через факторы «ближнего» окружения.

Потребители.

Поставщики.

Конкурентная среда.

Государство.

Местные властные структуры.

Профсоюзные и объединения в сфере торговли.

Экономика.

Законодательство.

Политические тенденции.

Жизнь общества в социальной и культурной сферах.

Чтобы достигнуть собственных задач и процветать, фирме недостаточно просто «мониторить» внешнее окружение, существенно уметь «увидеть» и применить возможные альтернативы. На пути компании всегда присутствуют опасности и препятствия, которые надо обходить. Решение данных задач осуществляется при пристальном изучении окружающих фирму элементов.

Анализ внешней среды организации – это исследование оказывающих действие на компанию факторов для подготовки перспективного перечня, раскрывающего все существующие и предполагаемые элементы возможностей, угроз. Исследование факторов состоит из двух этапов.[11]

1 шаг

2 шаг

Сбор сведений о переменах в социальной, экономической, политической и технологической среде существования фирмы.

Обсуждение подготовленных данных для подготовки перечня, выделения тех возможностей и угроз, на которые стоит обратить внимание.

Работа руководства в этом плане не заканчивается определением перечня. Начальникам отделов предстоит установить новые нормативные показатели на базе выявленных угроз и разработать для подразделений список весомых факторов успеха.

На базе исследования окружения предприятия руководство получает прогноз незапланированных обстоятельств, разрабатывает меры по предупреждению опасных рыночных ситуаций, превращает угрожающие факторы в альтернативу для развития.

Стратегический анализ внешней среды организации предполагает решение трех задач.[12]

Куда мы пришли, и каково наше место среди конкурентов?

Каковы наши цели на перспективу?

Что надо предпринять, чтобы попасть из существующего положения в будущее?

К изучаемым объектам относят продукцию и ее элементы, реализацию производственных задач, деятельность по разработке и сбыту. Цель исследования - выявление недостатков, снижающих эффективность по реализации функций и достижению запланированных итогов.


Выделяют следующие инструменты анализа внешней среды организации:[13]

- SWOT-матрица;

- матрица возможностей и угроз;

- PEST-анализ;

- профиль среды;

- модель «5 сил конкуренции» Портера.

Для изучения конкурентных позиций хозяйственных направлений используются несколько подходов:[14]

- матрица Бостонской консультационной группы;

- система «МакКинзи» от «Дженерал Электрик»;

- подход «Артур Д. Литтл» и другие.

В практике стратегического управления присутствуют специальные методы исследований, которые изучают не просто единичные предприятия, но и отраслевые комплексы. Самыми востребованными являются шесть направлений.

Таблица 1 - Самые востребованные методы исследования внешней среды[15]

Метод

Характеристика

Функционально-стоимостной

Связан с исследованием продукции и процессов производства. Создает возможности для снижения затрат. Требует налаженной маркетинговой и финансово-аналитической деятельности на фирме.

Бенчмаркинг

Измерение и сравнение всех этапов разработки и внедрения продукции мирового уровня.

Исследование полей бизнеса

Исследование денежных потоков, инвестиционной деятельности. Проводится для всей организации, по направлениям деятельности, по участкам работ. Выявляет, как рыночные стратегии влияют на прибыль.

Классический сравнительный

Исследование в конкретный период времени или статичное.

Сравнительный отраслевой.

Изучаются разнообразные экономические показатели одной конкретной отрасли.

Количественный анализ.

В основе его лежат абсолютные, относительные показатели, индексы, которые представляются в табличной или графической форме.

Предприятия применяют несколько методов в совокупности. Варианты развития, формирующиеся в результате исследований, позволяют создать более точные прогнозы.

SWOT

Широко известный и признанный подход – это SWOT-анализ внешней среды организации. Его большим плюсом являются комплексные исследования, то есть параллельное изучение внешних и внутренних элементов среды. Расшифровка термина SWOT производится по начальным буквам английских слов: сила, слабость, возможность и угроза.

Применение данного метода позволяет выявить взаимосвязи плюсов и минусов картины бизнеса, найти связь между развивающими и тормозящими движение к цели факторами. Согласно SWOT-подходу, во-первых, определяют силы и слабости, затем возможности и угрозы. Перечень разрабатывается на основе ситуации, в которой оказалась фирма.


Вторым этапом идет выделение взаимосвязей между элементами. Найденные звенья будут использоваться при подготовке стратегии. Связи устанавливаются параллельно с заполнением таблицы.

Таблица 2 - Матрица SWOT[16]

Матрица SWOT

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

Внутренняя среда

Силы

Меры, которые надо внедрить, чтобы при реализации организационных сил осуществить реализацию возможностей

Меры, основанные на элементах силы и используемые для ухода от опасностей

Слабости

Меры, которые необходимы для преодоления слабостей на базе открывающихся возможностей

Меры, сводящие слабости к минимуму для ухода от опасностей

PEST

PEST-анализ внешней среды организации осуществляется в целях исследования внешних факторов косвенного влияния. Содержание метода легко запомнить, поскольку в ПЕСТ входят элементы окружения из сфер политики, экономики, социума и технологий.

Таблица 3 – Структура PEST-анализа[17]

Политика и сфера права

Экономика

Социум и культура

Технологии

Факторы законодательного и государственного уровня:

формирование денежно-кредитной политики;

законы о налогах, антимонополии и другие;

соотношение сил в политике;

связи правительства и предпринимательского мира.

Аспекты, проявляющиеся в показателях деловой активности фирм:

инфляция;

процентная ставка;

валютные курсы;

показатели экономического роста или спада.

Факторы, определяющие жизненные условия, предпочтения населения страны и регионов:

уровень рождаемости;

миграция;

средняя продолжительность жизни;

менталитет;

доходы населения;

жизненные условия;

образование;

отношение к профессии;

покупательские предпочтения и привычки.

Являются движущей силой прогресса (НИОКР):

открытия;

ноу-хау;

революции в технологиях производства и обработки информации;

развитие средств связи и транспорта;

компьютеризация.

Все четыре типа факторов пересекаются, поэтому направление анализа важно корректировать. Изменения в одном направлении приводят к переменам в другом: новым возможностям или возникновению опасностей.


Заключительный этап исследований – это проработка собранной по его ходу информации. Результаты применяются в качестве базы для перспективной разработки планов. Оценивание выполняется для обнаружения предполагаемых ослабляющих и перспективных влияний на фирму.

Методы анализа внешней среды организации допускают много различных способов оценки. Рассмотрим метод «5 на 5», предложенный А. Месконом. Смысл методики – решить 5 заданий про 5 факторов:[18]

Какие пять элементов внешней среды вы назовете, имея информацию о нынешнем положении предприятия?

Какие пять факторов являются самыми опасными для фирмы?

Какие пять значимых для конкурирующих фирм факторов вы выберите на основе имеющейся информации об их планах?

Какие пять факторов значимы для осуществления выбранных вами стратегических программ?

Какие пять направлений с возможностями перемен выгодны для организации?

Чтобы обоснованно ответить на каждый вопрос, необходимо накопить информацию о среде компании и сделать прогноз состояния. Вторая методика оценки предполагает 4 вопроса, содержащие порядок выбора важных для будущего факторов.

Каким образом фактор способен влиять на фирму (ослабить или усилить)?

Способен ли фактор усиливаться и как за ним наблюдать?

Как сильно он повлияет на предприятие?

Может ли влияние ослабнуть и когда?

Таким образом, анализ среды – это основа стратегического планирования, определения миссии и корпоративных целей. Создание планов невозможно осуществить без такого инструмента, как анализ внешней среды организации. Пример исследования строительной фирмы показывает, каким образом разработчики стратегии могут взять под контроль влияние на бизнес.

Исследование окружения позволяет выиграть в конкурентной борьбе бесценное время для прогнозов, планирования, разработки мер по предупреждению угроз и реализации возможностей.

Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды АО «Аэропорт Якутск»

2.1. Общая характеристика АО «Аэропорт Якутск»


Акционерное общество «Аэропорт Якутск» располагается в городе Якутске, создано 09 декабря 2010 года на основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 04 декабря 2009 года № 1688 «О реорганизации государственного унитарного предприятия «Аэропорт Якутск» и Распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 04 октября 2010 года № 1083-р «Об условиях приватизации ГУП «Аэропорт Якутск» путем реорганизации в форме преобразования из Государственного унитарного предприятия «Аэропорт Якутск» в Открытое акционерное общество «Аэропорт Якутск».

В феврале 2015 года Открытое акционерное общество «Аэропорт Якутск» переименовано в Акционерное общество «Аэропорт Якутск».

Уставный капитал Общества по состоянию на 31.12.2016 года составляет 746993000 руб. С момента создания акционерного общества единственным акционером является Республика Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).

Стратегическая цель деятельности аэропорта «Якутск» заключается в создании оптимальных условий для обеспечения устойчивого роста пассажирооборота и грузооборота на внутренних и международных воздушных линиях посредством построения оптимальной и эффективной системы аэропортового обслуживания, способствующей развитию аэропорта в качестве одного из ведущих авиатранспортных узлов на северо-востоке России. Основными приоритетными направлениями развития международного аэропорта «Якутск» являются:

- совершенствование системы авиационной безопасности и системы поисково-спасательного обеспечения полетов;

- привлечение новых авиакомпаний и работа с действующими авиаперевозчиками, направленная на развитие маршрутной сети аэропорта;

- повышение качества обслуживания пассажиров и обработки багажа (почты и грузов);

- развитие аэропортовой инфраструктуры и модернизация производственных фондов;

- повышение эффективности производственной деятельности и развитие неавиационного бизнеса.

Аэропорт «Якутск» используется в качестве международного полигона для испытаний воздушных судов в условиях экстремально низких температур, является запасным аэродромом для авиакомпаний Global Aviation Consulting (США), член Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации. В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации «Концепцией развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года», аэропорт «Якутск» отнесен к числу внутрироссийских узловых аэропортов федерального значения со статусом международного и входит в состав социально и экономически значимых аэропортов национальной опорной аэропортовой сети Российской Федерации.