Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Из общей "сверхзадачи" повышения качества жизни, которая стала основой государственной политики большинства промышленно развитых стран, логически вытекает государственная политика в области качества товаров и услуг.

Одновременно с требованием по созданию высокого единого уровня качества продукции и услуг необходимо достичь еще двух целей: улучшение конкурентоспособности в промышленности, особенно с точки зрения требований международного рынка и создания базы доверия во всей Европе в отношениях "изготовитель – потребитель". Этим обусловлена актуальность исследования.

Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие качество продукции, работ, услуг. Объектом исследования являются правоотношения, возникающие по поводу правового регулирования качества продукции, работ, услуг.

Цель исследования состоит во всестороннем анализе особенностей правового регулирования качества продукции, работ, услуг.

Данная цель предопределяет постановку и решение следующих задач:

  1. Оценить состояние законодательства, регулирующего права потребителя на надлежащее качество продукции, работ и услуг.
  2. Проанализировать реализацию законодательства о защите прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг.
  3. Изучить гражданско-правовую ответственность за нарушение условий договора на выполнение работ и оказание услуг.
  4. Рассмотреть цели, задачи и функции института стандартизации и сертификации.
  5. Исследовать значение системы стандартизации, выявить её проблемы и обозначить перспективы развития.

Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод и вытекающие из него частно-научные методы познания, такие как логический, формально-юридический, системный.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы.

1. Теоретические аспекты права потребителя на надлежащее качество продукции, работ и услуг


1.1. Состояние законодательства, регулирующего права потребителя на надлежащее качество продукции, работ и услуг

С одной стороны, казалось бы, именно в период бурного развития рыночной экономики и развития законодательной базы в сфере торговли, наиболее уязвимым и нуждающимся в усиленных формах защиты со стороны государства звеном в данных правоотношениях является потребитель. В связи с чем, в последние десятилетия, наблюдается проведение в нашей стране активной политики по защите прав потребителей. Ярким воплощением государственной политики в сфере защиты прав потребителей является принятый 07 февраля 1992 г. Закон Российской Федерации № 2300-I «О защите прав потребителей». Он определяет круг прав потребителей и устанавливает механизм реализации этих прав, наделяет потребителей огромными привилегиями и правовыми средствами, уравнивая тем самым «экономически слабых» потребителей с предпринимателями. Об эффективности Закона свидетельствует тот факт, что целый ряд международных экспертов признали его лучшим из российских законодательных актов. В стране создается и бурно развивается такая правовая система, при которой в центре внимания находится не абстрактный, но конкретный человек, его права и свободы[1].

Но с другой стороны, наделив потребителей особыми правами, законодатели рассчитывали на соответствующую законность и правопорядок в обществе, правомерное поведение всех сторон данной сферы правоотношений, предполагали неукоснительное осуществление предписанных правовых норм всеми участниками общественных отношений, в том числе и потребителей. В ГК РФ законодатели прямо устанавливают: «добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются»[2]. Однако, как справедливо отмечает В.Ю. Зюзь в своем исследовании «жизнь вносит свои коррективы в добрые замыслы законодателя, и мы все чаще сталкиваемся с проявлением крайнего поведения потребителей»[3]. Правовые механизмы в сфере защиты прав потребителей, которые, по мнению законодателя, призваны защитить нарушенные права потребителей, на сегодняшний момент являются предметом многочисленных злоупотреблений со стороны особых участников этих отношений, получивших неофициальное название «потребительских рэкетиров» или «потребительских экстремистов».

Несмотря на то что, Закон «О защите прав потребителей» является довольно динамичной правовой сферой, что подтверждается, в частности, относительно большим количеством изменений и дополнений (более 20 с 1993 г.), по мнению ряда международных экспертов, самым лояльным в мире после американского, обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, доказывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании.


Пробелы законодательной базы и возможность неверного толкования отдельных пунктов Закона, а также наделение потребителей особым правовым статусом («Потребитель всегда прав») создает предпосылки для манипулирования и злоупотребления нормами Закона.

1.2. Реализация законодательства о защите прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг

После перехода России к рыночной экономике появилось несметное количество видов услуг, возникла острая конкуренция. Именно в таких условиях, к сожалению, появились многочисленные нарушения прав потребителей, в результате которых обычный потребитель не может чувствовать себя защищенным.

В жизни часто возникают ситуации, при которых каждый человек может стать жертвой недобросовестных предпринимателей.

В судебной практике нередко встречаются случаи навязывания дополнительных услуг. Например, мужчина производил страхование транспортного средства в страховом отделе «Росгосстраха» по обязательному страхованию гражданской ответственности (далее - ОСАГО). При этом в момент страхования представителем компании было заявлено, что в компании «Росгосстрах» страхование транспортных средств по ОСАГО производится только в случае обязательного заключения договора страхования жизни. Мужчина отказался от дополнительного вида услуги в виду отсутствия необходимости, после чего менеджер ООО «Росгосстрах» отказала в оказании услуг страхования транспортного средства. Свой отказ мотивировала тем, что компания «Росгосстрах» не оказывает услуг по страхованию транспортных средств по ОСАГО без заключения договоров дополнительных видов страхования, в частности страхования жизни, на основании внутренних документов и указаний руководства компании[4].

Проанализировав данное дело, можно сделать вывод, что навязывание сотрудником ООО «Росгосстрах» дополнительных услуг нарушило право мужчины на свободный выбор услуг, установленный Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Часто продавцы, исходя из предположений о том, что покупатели не имеют специальных познаний о свойствах и характеристиках предоставляемых работ и услуг, умышленно организуют различные акции или программы, которые противоречат представлениям о достоверности и доступности информации о работе, услуге. Тем самым нарушается п.2 ст.8 Закона, в котором говорится, что необходимая и достоверная информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) в наглядной и доступной форме должна доводиться до сведения потребителей при заключении договоров купли - продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг). Такие споры разрешаются в соответствии со ст.12 п.4 Закона, согласно которому продавцы обязаны возместить убытки, причиненные недостоверной или иной неполной информацией.


Примером такого спора может служить дело между гражданином и туристическим агентством в лице предпринимателя без образования юридического лица (далее - ПБОЮЛ) по поводу возмещения убытков, причиненных гражданину при участии в бонусной маркетинговой программе «20=80». По условиям данной бонусной программы клиент должен внести предоплату размером 20 000 руб., после чего ему необходимо «привести» еще двух человек, которые в свою очередь также, заключив договор, должны внести предоплату и « привести» еще 2 человек. Таким образом, должна выстроиться пирамида (таблица учета заказов), состоящая из 3 уровней, после чего клиент сможет получить бонус в размере 80 000 руб. и в течение 10 дней оформить у ПБОЮЛ туристический продукт. В случае невыполнения клиентом условий или отказе от участия в бонусной программе он должен получить свою внесенную предоплату в полном объеме.

Сведения о программе и таблицах учета заказов изложены были так, что без обладания специальными познаниями в сфере маркетинга очень сложно понять сущность программы, количество граждан, которое необходимо привлечь, общее количество заказов, порядок возврата денежных средств и получения бонусов.

Суд произвел профессиональную оценку данной маркетинговой программы и условий ее осуществления и пришел к выводу, что данная программа не является маркетинговой программой, поскольку условия участия клиентов отличаются от общепринятых условий проведения маркетинговых акций, существенно ущемляют права участников программы и освобождают от каких-либо обязательств ПБОЮЛ, являющегося организатором программы[5].

Как следствие: в связи с недостоверностью договора, условий программы, ущемлением прав потребителя и умышленном введением в заблуждение потребителей с целью вовлечения их в долгосрочные правоотношения, данное туристическое агентство было вынуждено выплатить внесенную потребителем предоплату, штраф в размере половины присужденной суммы и компенсацию за моральный вред, обоснованный бездействием ответчика в урегулировании спора без привлечения судебных органов.

Имеют место и такие случаи, когда в силу сложившихся обстоятельств потребитель вынужден отказаться от оказания услуг. Так, потребитель, имея намерение совершить путешествие за границу, через своего представителя заключил с турфирмой договор на приобретение туристской путевки. Вследствие изменения личных обстоятельств потребитель направил турфирме по факсу сообщение об отказе от договора и потребовал вернуть ему оплаченные денежные средства, за минусом произведенных турфирмой фактических расходов. Однако ответчик потребителю аванс вернуть отказался, при этом направил потребителю счет, сославшись на то, что турфирма в связи с отказом потребителя выплатила туроператору штраф в размере 50% стоимости тура, то есть понесла расходы.


Решением районного суда заявленные требования были удовлетворены частично: взыскан аванс с ответчика и госпошлина в федеральный бюджет. В остальной части требований отказано по тем мотивам, что потребитель сам отказался от исполнения договора.

В соответствие со статьей 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель во всякое время вправе отказаться от исполнения договора на выполнение работ (оказания услуг), с условием возмещения исполнителю расходов, понесенных на исполнение договора. Вместе с тем, в соответствии со ст.13, 15, 31 Закона с ответчика подлежат взысканию неустойка за нарушение сроков возврата уплаченной по договору денежной суммы, денежная компенсация морального вреда и штраф, поскольку добровольно удовлетворить заявленное требование ответчик отказался и на момент вынесения первой и второй инстанции заявленные потребителем требования добровольно не удовлетворил. Поэтому требования истца были удовлетворены в апелляционной инстанции.

Таким образом, практическое значение реализации законодательства о защите прав потребителей, как показывают решения судебных органов, заключается в закрепленной правовыми нормами возможности субъектов общественных отношений защитить свои интересы, обратиться в компетентные органы для восстановления нарушенных прав потребителей, и, как результат, получить компенсацию причиненного морального и материального вреда.

Изучение законов, их правильная реализация необходимы не только для того, чтобы обезопасить себя как потребителя от недобросовестных предпринимателей, но и для того, чтобы организовать свою предпринимательскую деятельность согласно этим законам.

1.3. Гражданско-правовая ответственность за нарушение условий договора на выполнение работ и оказание услуг

Юридическая ответственность является важным инструментом охраны прав и законных интересов потребителей при выполнении работ и оказании услуг. Изучение вопросов ответственности как в отраслевом, так и в институциональном разрезе имеет принципиальное значение для решения задач по укреплению правопорядка и законности[6].