Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конечно, ряд как правило, крупных предприятий, имеющих опыт работы на глобальном рынке, активно используют стандартизацию в решении проблем конкурентоспособности. Однако по прежнему многие предприятия и организации, особенно малые и средние и, прежде всего, созданные в последние годы, такой рыночной культуры не имеют и относятся к этой деятельности как к чему-то навязанному сверху, нужному только государству[15].

В этом плане необходимо учитывать, что стандартизация содействует созданию конкурентоспособных продукции и услуг с последующей объективной оценкой ее потребительских свойств и доведении их до потребителей при размещении на рынке. Очевидно, что реально эти инструменты будут эффективны только при условии, если применяемый стандарт прогрессивен и отражает потребности рынка, а сертификат имеет авторитет у участников рынка. В этом плане речь идёт о добровольной стандартизации и сертификации.

Кроме того, стандартизация способствует обеспечению доступа изготовленной продукции на рынок, имея в виду выполнение установленных к ней требований безопасности в директиве или регламенте. Здесь работают принудительные меры со стороны государства.

Так, например, с начала 90-х годов в России, как отмечают исследователи, с переменным успехом в основном решалась и решается именно эта вторая задача. Был принят Закон «О защите прав потребителей», который ввел обязательную сертификацию. Далее был принят Закон «О техническом регулировании». И хотя в нем отражена и добровольная сфера, основное внимание уделялось регулированию в обязательной сфере, разработке технических регламентов. Причина такого внимания к обязательной сфере понятна и состоит в том, что ФЗ «О техническом регулировании» установил добровольный статус стандартов[16], и надо было решать проблему безопасности через технические регламенты. На это были направлены усилия законодательной и исполнительной власти. Только в обязательной сфере организовал работу и Национальный орган по техническому регулированию. Сюда были направлены интеллектуальные усилия ученых и специалистов. Сюда же была направлена большая доля выделяемых на стандартизацию и подтверждение соответствия финансовых ресурсов. К обсуждению в основном этих проблем подключились средства научно-технической и массовой информации[17].

Таким образом, можно констатировать, что добровольная сфера технического регулирования, по существу не развивалась или развивалась недостаточными темпами. Для правильного понимания такой оценки в отношении сертификации надо отметить, что декларирование соответствия в обязательной сфере, активно применяемое в последнее время, не является добровольной сертификацией. Это разные механизмы и их часто путают.


Из вышеизложенного можно сделать два основных вывода. Первый состоит в том, что смещение центра тяжести в техническом регулировании в сторону обязательной сферы выработало устойчивый стереотип: применение стандарта и получение сертификата – это принудительные со стороны государства меры, это барьеры, которые надо преодолевать. Все это усугублялось еще и тем, что часто барьеры эти были не всегда обоснованы.

Второй вывод, отмеченный исследователями, состоит в том, что действующие сегодня принципы и механизмы стандартизации не учитывают в полной мере требований времени, не учитывают требований модернизации и инновационного развития экономики. Действительно, в традиционном понимании стандарт по своей природе это носитель апробированных решений, установленных на базе консенсуса интересов государства, хозяйствующих субъектов, потребителей[18].

В этом смысле необходимо отметить, что этот фундаментальный принцип деятельности по стандартизации, исходя из задач по модернизации экономики, должен быть скорректирован. Сегодня важнейшим фактором продвижения бизнеса является быстрая реакция на меняющуюся на рынке ситуацию. Новые продукция и технологии, новые виды услуг, их широкое внедрение в самых различных секторах и сферах экономики все более высокими темпами сокращают инновационные циклы. Рабочие процессы стандартизации должны быть способными гибко и быстро реагировать на эти вызовы.

Нужны новые механизмы. На базе стандартов должен быть сформирован рынок научно-технических разработок, как продуктов интеллектуальной собственности. Так, например, весьма перспективным в связи с этим могла бы быть отработка механизма комплексного применения национальных стандартов, разработанных в условиях неполного консенсуса и содействующих продвижению инновационных идей и разработок, предложенных конкурентоспособными предприятиями и патентов[19].

Здесь должна быть решена в полном объеме проблема признания стандартов объектами авторского права. Необходимо резко повысить темпы разработки и обновления стандартов, обеспечить гармонизацию с международными и прогрессивными стандартами иностранных государств. Крайне важный аспект в этом плане - активное участие специалистов в работе технических комитетов по стандартизации в ИСО и других международных и региональных организациях.

В этом плане следует также отметить, что на сегодняшний день остро стоит вопрос подготовки и переподготовки специалистов в этой сфере, за последние годы их число сократилось. Необходимо интегрировать в полном объеме стандартизацию и техническое регулирование в целом в систему образования.


Важно обеспечить свободный доступ бизнеса к стандартам, рационально организовать их маркетинг. Практическим освоением этих инструментов, безусловно, должен заниматься сам бизнес. Однако без участия государства серьёзных успехов здесь не добиться. Прежде всего внимание и поддержка необходимы малому и среднему бизнесу. Многие из них в силу ограниченности ресурсов не в состоянии самостоятельно проводить научно-исследовательские работы и делать собственные разработки продукции и услуг, не в состоянии и самостоятельно разрабатывать нормативно-техническую базу[20]. Возможность использования технических решений, содержащихся в стандартах, в том числе международных, снимает с малого и среднего бизнеса бремя таких затрат. Не могут они часто сами разобраться и в действующих фонде национальных и международных стандартов, что имеет особое значение для определения современных рыночных тенденций. С серьезными трудностями сталкиваются они и при выборе системы добровольной сертификации, способных дать объективную и авторитетную на рынке оценку их продукции и оказываемых услуг.

Целесообразно предложить реальные меры по активизации бизнеса в разработке национальных стандартов. Одна из важнейших – это включение затрат предприятий и организаций на разработку этих стандартов в затраты на производство товаров и услуг, т.е. в их себестоимость.

Решение всего комплекса проблем развития стандартизации на данном этапе потребует увеличения финансирования, в том числе, и для выполнения необходимых научных исследований в этой сфере.

Развивать надо и добровольную сертификацию. Сертификат, выданный в системе добровольной сертификации, должен иметь авторитет на рынке и это главное условие ее востребованности у производителей и потребителей. Так, например, на сегодняшний день, в Росстандарте зарегистрировано около 700 систем добровольной сертификации. Однако авторитет у большинства из них небольшой, их мало знают и, соответственно, невысок спрос на их деятельность у участников рынка. Основная причина состоит в том, что в этих системах органы по сертификации аккредитованы не в национальном органе по аккредитации, который, как правило, создается с участием государства, а по правилам, установленным в самих системах. Это значительно снижает значимость и весомость выдаваемого сертификата. Для создания авторитетных систем добровольной сертификации, необходимо, прежде всего, привести деятельность по аккредитации в соответствие с международной практикой.


Как показывает зарубежная практика, высокий авторитет добровольной сертификации обеспечивается участием в этой деятельности государства. Так, например, наибольшим авторитетом у потребителей пользуются системы добровольной сертификации, создаваемые Национальными органами по стандартизации и подтверждающие соответствие продукции требованиям национальных стандартов, включая как потребительские свойства, так и характеристики безопасности. Например, во Франции – это система сертификации, созданная французской ассоциацией по стандартизации (АФНОР), с простановкой логотипа HF, если продукция соответствует требуемым характеристикам[21].

Активно развивается сегодня деятельность в сфере технического регулирования в рамках таможенного союза и ЕврАзЭС[22]. Приняты решения о разработке единых технических регламентов. Однако работать они не будут, если не будут гармонизированы требования стандартов, являющихся доказательной базой выполнения требований этих регламентов. Тот опыт, который сегодня имеется, говорит, что именно отсутствие гармонизации этих стандартов стран-участников союзов создает проблемы перехода создаваемых союзов в единое экономическое пространство. Для решения этой задачи необходимо разрабатывать единые стандарты, организовывать совместную деятельность стран по стандартизации. Большое значение для эффективного функционирования единого экономического пространства имеет развитие добровольной сертификации. Именно через создание авторитетных на всей территории союза систем добровольной сертификации потребители будут получать объективную информацию о потребительских свойствах продукции и оказываемых услуг.

В целом, можно отметить, что, развивая добровольную сферу технического регулирования, одновременно создаются реальные условия для решения проблем безопасности на более низком уровне государственного вмешательства. Действительно, разработка технического регламента, необходима тогда, когда другие, более «мягкие» по отношению к бизнесу меры альтернативного регулирования результатов не дали. Среди них: добровольная сертификация, внедрение систем менеджмента качества, усиление ответственности за ущерб, страхование этой ответственности, образовательные программы по качеству, информировании потребителей.

Заключение


Несмотря на то что, Закон «О защите прав потребителей» является довольно динамичной правовой сферой, что подтверждается, в частности, относительно большим количеством изменений и дополнений (более 20 с 1993 г.), по мнению ряда международных экспертов, самым лояльным в мире после американского, обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, доказывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании.

Пробелы законодательной базы и возможность неверного толкования отдельных пунктов Закона, а также наделение потребителей особым правовым статусом («Потребитель всегда прав») создает предпосылки для манипулирования и злоупотребления нормами Закона.

Изучение законов, их правильная реализация необходимы не только для того, чтобы обезопасить себя как потребителя от недобросовестных предпринимателей, но и для того, чтобы организовать свою предпринимательскую деятельность согласно этим законам.

Кроме того, были сделаны следующие выводы:

- стандартизация увеличивает внутренний и международный поток товаров и услуг, а также устраняет технические барьеры в торговле путем гармонизации требований и к материальным, и к нематериальным товарам;

- стандартизация способствует быстрому распространению технических знаний и новшеств, усиливая тем самым конкуренцию в бизнесе

- стандартизация имеет также эффект сокращения объема вмешательства государства в экономику и облегчает нагрузку на государство, так как стороны, участвующие в процессе стандартизации, имеют достаточную компетентность, чтобы быстро и гибко разрабатывать технические стандарты, на которые могло бы ссылаться законодательство;

- стандартизация является также исключительно важной и для индивидуальных участников экономических процессов, так как тот, кто создает стандарты контролирует рынок. Во времена быстрого развития технологий роль стандартизации в открытии новых рынков будет становиться все более важной. Для того чтобы справляться со своей ролью в экономической среде, которая характеризуется все более короткими циклами жизни продукции и фазами разработки, а также появлением новых экономик, выходящих на мировой рынок, система стандартизации должна будет приспособиться к меняющимся условиям;

- реализация норм института стандартизации и сертификации существует в нескольких формах: соблюдение, исполнение, использование, применение;

- правовое регулирование многих вопросов института стандартизации и сертификации в различные периоды характеризуются наличием как общих черт, так и особенностей, свойственных конкретному этапу становления государства и общества;