Файл: Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В силу пункта 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В силу пункта 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Пунктом 1 статьи 703 ГК РФ определены работы, выполняемые по договору подряда изготовление или переработка (обработка) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. В силу же пункта 1 статьи 708 в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика (потребителя) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. В силу же пункта 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

К условиям договора на выполнение работ (оказание услуг), заключаемого с физическими лицами относятся предмет договора (определяемый как вид деятельности (в случае договора возмездного оказания услуг), либо конкретизированный перечень работ (для договора подряда) с предъявлением требований к качеству), сроки выполнения указанных работ (выполнения определенных договором действий), цена и порядок оплаты, в том числе перечислений НДФЛ[7].

За нарушение указанных условий, как и в договоре, где сторонами по договору являются юридические лица, может быть установлена ответственность в виде: возмещения убытков, уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами, уплаты неустойки (штрафа, пени).


Наибольшее распространение имеют случаи возмещения убытков и уплата неустойки в виде штрафов или пени. При этом стороны по договору отвечают за исполнение обязательств всем своим имуществом, т.е. имуществом физического лица (если стороной-ответчиком по договору является лицо физическое), либо имуществом юридического лица (если стороной-ответчиком по договору является юридическое лицо).

2. Сущность и современное состояние процессов стандартизации и сертификации

2.1. Цели, задачи и функции института стандартизации и сертификации

В качестве приоритетной цели осуществляемых в настоящее время процессов стандартизации и сертификации, выступает забота о безопасности человека и защита интересов потребителей товаров и услуг.

Соответственно, целью материально-правовых норм являются недопущение произвола и нарушений, как со стороны отдельных производителей (индивидов), так и государственных органов (должностных лиц), реализующих свои властные полномочия в сфере стандартизации и сертификации.

Задачи института стандартизации и сертификации обусловлены осуществлением государственного регулирования экономической политики, контроля деятельности субъектов в области стандартизации и сертификации, что позволяет юридически закрепить систему «вертикальных» связей между государством и субъектом института; посредствам стандартизации и сертификации обеспечивается защита прав и здоровья потребителя товаров и услуг, что достигается путем недопущения попадания на потребительский рынок товаров и услуг, не соответствующих всем требованиям, предъявляемым государством. Содержание функций института стандартизации и сертификации предопределено вышеуказанными целями и задачами и, в связи с этим, включает конкретное направление организационно-правового воздействия государственного органа исполнительной власти (должностного лица) на объекты стандартизации и сертификации[8].


Выделяются две группы признаков, определяющих существование административно-правового института стандартизации и сертификации.

Первая группа признаков характеризует институт стандартизации и сертификации как отраслевое образование. Это выражается: в особенности юридических норм регулирующих отношения в сфере стандартизации и сертификации относительно иных отраслей права; в специфичности предмета правового регулирования (общественные отношения в сфере стандартизации и сертификации складываются по поводу взаимоотношений между исполнительной властью с одной стороны, гражданами, общественными формированиями, учреждениями, предприятиями и организациями - с другой); в однородном характере функциональных и организационных связей и отношений; в регулировании административно-правовой части статуса гражданина, общественного объединения, предприятия, учреждения, организации в их взаимоотношениях с исполнительной властью[9].

Вторая группа признаков обусловлена качественной однородностью норм стандартизации и сертификации внутри отрасли административного права, которая определяется спецификой их состава. При этом, одним из субъектов всегда будет государственный орган, уполномоченный регулировать общественные отношения в сфере института стандартизации и сертификации, а другим - потребители, продавцы, покупатели, производители, перевозчики, заявители на получение сертификата качества, разработчики различных требований и стандартов (тех.регламентов), международные организации и др.; объект (то, по поводу чего возникли правоотношения) правового регулирования в сфере стандартизации и сертификации, это отношения возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процесса производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии применения и исполнения на добровольной основе, требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг; а также оценки соответствия; содержание правоотношения в сфере стандартизации и сертификации составляют права, обязанности, запреты, ограничения вышеназванных субъектов, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения соблюдения или правовой защиты[10].

В целом можно отметить, что институт стандартизации и сертификации - это часть отрасли административного права. Совокупность относительно обособленных административно-правовых норм, регулирующих качественную однородную группу общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся при установлении органами исполнительной власти правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, достижения упорядоченности в сферах, производства и обращения продукции, повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг, а также при подтверждении соответствия объектов, требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.


Административно-процессуальный аспект института стандартизации и сертификации представлен нормами, обеспечивающими реализацию материально-правовых норм, образующих, рассматриваемый институт.

В частности эти нормы определяют:

- стадии и этапы процедуры стандартизации и сертификации (возбуждение процедуры, подготовка документов к рассмотрению, отбор, идентификация образцов и их испытание, оценка производства, анализ полученных результатов, принятие решения в выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия, осуществление контроля за сертифицированной продукцией и т.п.);

- процессуально-правовой статус участников стандартизации и сертификации (субъекты процедур стандартизации и сертификации, права и обязанности сторон, иных участников процедур и др.);

- порядок реализации ответственности за нарушение норм, составляющих стандартизации и сертификации[11].

Особенности административно-правовых отношений, складывающихся в сфере стандартизации и сертификации обусловлены следующими обстоятельствами:

- административно-правовые отношения строятся как по вертикали (Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию - технический комитет по стандартизации - производитель), так и по горизонтали (производитель - перевозчик - продавец - потребитель);

- административно-правовые отношения в сфере сертификации осуществляются по-разному, в зависимости от обязательной или добровольной схем. При обязательной, административно-правовые отношения возникают между тремя сторонами - изготовителями продукции или исполнителями услуг - заказчиками или продавцом - органами по сертификации, испытательными лабораториями, федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию[12].

При добровольной, административно-правовые отношения возникают лишь по инициативе заявителя и возникают между заявителем и органов по сертификации.

- административно-правовые отношения в сфере института стандартизации и сертификации могут возникать как в процессе осуществления управления органами власти, так и при нарушении административно-правового законодательства в сфере стандартизации и сертификации.

Акты применения норм института стандартизации и сертификации существует в нескольких формах.

- соблюдение, т.е. субъекты института стандартизации и сертификации добровольно подчиняются требованиям административно-правовых норм;


- исполнение, т.е. реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов института стандартизации и сертификации по выполнению предписаний содержащихся в нормах, регламентирующих институт стандартизации и сертификации;

- использование, т.е. субъект института стандартизации и сертификации добровольно совершает правомерные действия, которые связаны с осуществлением его субъективных прав;

- применение, т.е. в отличие от других форм реализации права применение носит активный, творческий, государственно-властный характер, в сфере института стандартизации и сертификации, и осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.

2.2. Сущность и значение системы стандартизации, её проблемы и перспективы развития

В развитых странах для создания и размещения на рынке новых товаров, услуг и технологий, активно используются добровольные национальные стандарты и добровольная сертификация.

В мировой практике эти инструменты следует рассматривать как важнейший фактор инновационного развития, конкурентной борьбы за выход на глобальные рынки и динамичного продвижения новых товаров, технологий и услуг в сферу их реального применения.

Стандартизация стала на сегодняшний день вопросом большой политики – принятие стандарта в качестве международного, с одной стороны, открывает для соответствующей ему продукции большие возможности для ее реализации на глобальном рынке, а с другой, закрывает этот рынок для продукции, не соответствующей этому стандарту[13].

Во многих отношениях стандартизация и сертификация стали основой деловой активности корпораций, малых и средних фирм. Этими вопросами занимаются не только рядовые инженеры, но и высшие руководители. Бизнес активно взаимодействует с государством в разработке национальных и международных стандартов, в создании авторитетных систем добровольной сертификации на базе ассоциаций, союзов, саморегулируемых организаций, других профессиональных объединений, сам во многих случаях, финансирует эту деятельность.

В России, в 2007 г. после внесения изменений в Закон «О техническом регулировании», где стандарты были определены как доказательная база выполнения требований технических регламентов, изменилось отношение к стандартизации со стороны органов власти, были увеличены объемы финансирования. Вместе с тем, эти позитивные тенденции не затронули главного: практически мало изменилось отношение к ней со стороны бизнеса[14].