Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 1049
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и признаки некоммерческих организаций
1.2. Правоспособность некоммерческих организаций
1.3. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их особенности
2. Создание и ликвидация некоммерческих организаций
2.1. Создание и государственная регистрация некоммерческих организаций
Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений, если иное не установлено актом Правительства Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;
3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
При реорганизации казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.
Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).
При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.
Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации организации (организаций) и внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной организации (организаций) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
- если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
- если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
- в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
- в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации ликвидируется также:
- в случае ликвидации соответствующей иностранной некоммерческой неправительственной организации;
- в случае непредставления сведений, указанных в пункте 4 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- в случае, если его деятельность не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами, а также представленным в соответствии с пунктом 4 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» сведениям[14].
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
Стоит подробно рассмотреть порядок ликвидации некоммерческой организации:
1. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.
2. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.
3. По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.
4. Если имеющиеся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
При недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения.
5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ликвидации некоммерческой организации[15].
Таким образом, во второй главе настоящей курсовой работы было проведено исследование особенностей создания и ликвидации некоммерческих организаций. На основании проведенного исследования были сделаны выводы и разработаны рекомендации по совершенствованию законодательства в исследуемой области.
Заключение
При написании настоящей курсовой работы было проведено всестороннее исследование вопросов, связанных с созданием, функционированием, реорганизацией и ликвидацией некоммерческих организаций как юридических лиц. На основании проведенного исследования были разработаны рекомендации по совершенствованию законодательства в исследуемой области.
Неисследованность условий и порядка осуществления предпринимательской деятельности некоммерческих организаций привела к тому, что на практике особенности предпринимательской деятельности этих организаций нередко игнорируются. Многие некоммерческие организации, не изменяя своего правового статуса, фактически превратились в коммерческие организации, необоснованно использующие льготы, предоставляемые для достижения общественно полезных целей деятельности, для своего обогащения.
Несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием некоммерческих организаций как в целом, так и отдельных их видов в предпринимательской деятельности этих организаций посвящено небольшое количество норм.
Ряд из них носит общий характер, в особенности это касается условий осуществления предпринимательской деятельности. Многие нормы получили неоднозначное толкование и практическое применение. Недостаточность правового регулирования предпринимательской деятельности некоммерческих организаций обусловливает необходимость совершенствования соответствующих нормативных правовых актов, дальнейшего развития содержащихся в них общих положений.
Работа по систематизации законодательства о некоммерческих организациях и устранению противоречий в нем должна быть направлена на создание благоприятной правовой среды для некоммерческих организаций, эффективных гарантий свободы объединений и независимости некоммерческих организаций, развитие гражданского общества, наиболее полного использования потенциала граждан и их объединений в социально-экономическом и общественно-политическом развитии страны. Необходимо создание непротиворечивого и системного похода к правовому регулированию деятельности некоммерческих организаций.
Начиная 2014 года проводится реформирование законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций. Несомненно, проведенные реформы положительно отразились на работе некоммерческих организаций. Вместе с тем, в процессе исследования, были выявлены пробелы в действующем законодательстве. А именно:
Уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. Представляется, что срок в 14 дней необоснованно завышен и требует пересмотра в сторону уменьшения.
Таким образом, можно констатировать, что все поставленные задачи достигнуты, что свидетельствует о том, что цель курсового исследования достигнута – всесторонне исследована деятельность некоммерческих организаций как юридических лиц с учетом последних изменений законодательства.
Список литературных источников
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, №31, ст. 4398
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. от 01 февраля 2016 г.) // «Собрание законодательства РФ», 1994. № 32. Ст. 3301
- Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) "О некоммерческих организациях" // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145
- Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 38
- Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.12.2015
- Ахметьянова 3. А. Правовой статус имущества юридических лиц : дисс. . канд. юрид. наук - Казань, 2009.
- Берков Д.B. Гражданская правосубъектность и право собственности некоммерческих организаций: учебное пособие / Д. В. Берков, Е. П. Лихотникова. М. : Юрист, - 2014.
- Бойко С. К вопросу о толковании п.3 ст.94 Федерального закона «Об акционерных обществах» // Хозяйство и право. 2013. №6.
- Залесский В. В., Каллистратова Р.Ф. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» - М. : Юрайт, 2009.
- Клишин А. А. Право собственности некоммерческих организаций. (Доктрина и практика) : дисс. . докт. юрид. наук - СПб., 2011.
- Комментарий к Федеральному Закону «О некоммерческих организациях» / под общ. ред. М. Ю. Титлова. М., 2015.
- Макаренко О. В., Рудник Б. Л., Шишкин С. В., Якобсон Л. И. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества - М.: Сигналь, 1997.
- Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 N 09АП-31314/2015-АК по делу N А40-5120/12
- Сергеев В. И. Адвокатские образования и предпринимательская деятельность (о соотносимости норм законов о некоммерческих организациях и об адвокатуре) / В. И. Сергеев // Право и экономика. 2003. - № 1.
- Хлугин А. А. Гражданская правосубъектность юридических лиц. : аф-тореф. дисс. . канд. юрид. наук - Краснодар, 2015.
-
Носенко А.В. Комментарий к ФЗ «О некоммерческих организациях» // Подготовлен для системы Консультант-Плюс, 2016 ↑
-
Там же ↑
-
Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.12.2015 ↑
-
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.03.2016) "О некоммерческих организациях" // "Собрание законодательства РФ", 15.01.1996, N 3, ст. 145 ↑
-
Комментарий к Федеральному Закону «О некоммерческих организациях» / под общ. ред. М. Ю. Титлова. М., 2015. ↑
-
Хлугин А. А. Гражданская правосубъектность юридических лиц. : автореф. дисс. . канд. юрид. наук - Краснодар, 2015. ↑
-
Макаренко О. В., Рудник Б. Л., Шишкин С. В., Якобсон Л. И. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества - М.: Сигналь, 1997. ↑
-
Алексеев С.С. Гражданское право: учебник /Под ред. С.С. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект; 2010. ↑
-
Клишин А. А. Право собственности некоммерческих организаций. (Доктрина и практика) : дисс. . докт. юрид. наук - СПб., 2011. ↑
-
Берков Д.B. Гражданская правосубъектность и право собственности некоммерческих организаций: учебное пособие / Д. В. Берков, Е. П. Лихотникова. М. : Юрист, - 2014. ↑
-
Залесский В. В., Каллистратова Р.Ф. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» - М. : Юрайт, 2009. ↑
-
Комментарий к Федеральному Закону «О некоммерческих организациях» / под общ. ред. М. Ю. Титлова. М., 2015. ↑
-
Носенко А.В. Комментарий к ФЗ «О некоммерческих организациях» // Подготовлен для системы Консультант-Плюс, 2016. ↑
-
Носенко А.В. Комментарий к ФЗ «О некоммерческих организациях» // Подготовлен для системы Консультант-Плюс, 2016. ↑
-
Носенко А.В. Комментарий к ФЗ «О некоммерческих организациях» // Подготовлен для системы Консультант-Плюс, 2016. ↑