Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (на примере АО «Казпочта»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В совокупность в бухгалтерский учете изучается учетные принципы и правила. Бухгалтерский учет не замкнут сам в себе. Его влияние на социально-экономические условия несомненно[9].

1.3. Основные функции бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет базируется на достоверных фактах, т.е. наблюдаемых и поддающихся проверке изменениях известных данных или определенных явлений.

Факты, т.е. реальное поведение предприятий и процессе производства, обмена и потребление товаров и услуг, со временем изменяются. Поэтому необходимо постоянно сверять существующие факты (показатели информации) с экономическими показателями.

Предварительным требованием к принятию эффективного экономического решения является получения соответствующих фактов. Факты относительно бухгалтерского учета предприятия и результатов его деятельности невозможно получить сразу. Первоначально оформляются первичные как исходная информация, затем они группируется, впоследствии подытоживаются и представляются, в виде данных бухгалтерского учета.

Как известно, все структуры бизнеса производят и доставляют товары или предоставляют услуги, выставляют счёта-фактуры потребителям, оплачивают свои счета, получают деньги от потребителей и ведут бухгалтерскую документацию.

Поэтому регистрации в бухгалтерском учете подлежат только те факты хозяйственной жизни и только в том объеме, которые оказывают управленческое воздействие на хозяйственные процессы. Затраты на регистрацию фактов хозяйственной жизни не должны превышать экономический эффект от управленческих решений, получаемых на основе вновь приобретенной информации.

Таким образом, факты хозяйственной жизни регистрируются. Главной задачей регистрации является форматирование информации, возникающей в ходе хозяйственной организации. Информация, заключенная в первичных документах, выступает объектом бухгалтерского учета. При этом под информацией обычно понимают сведения, снимающие неопределенность.

На основе подготовленной бухгалтерской информации принимаются экономические решения, ибо не было бы смысла тратить силы, время и средства на ее подготовку.

Итак, система бухгалтерского учета квалифицируется как язык, преобразующий смысловую информацию в легко воспринимаемую экономическую форму.


Оперативно сформированные источники информации могут повлиять на ее современность, качество и достоверность[10].

Надо понимать, что подлинная информация и есть процесс принятие эффективных управленческих решений на основе фактов хозяйственной жизни и того языка, на котором эти факты изложены. Основное значение такого подхода сводится к такому, насколько тот или иное информационное сообщение, представленное в первичном документе, позволяет администрации организации изменить вероятность достижения поставленной цели. Каждый человек, имеющий отношение к хозяйственным, особенно финансовым процессам, должен уметь читать бухгалтерскую информацию.

Бухгалтерский учет ведется на особом языке. Например, слова «издержки», «расходы», «затраты» в бухгалтерском учете применяются для описания событий а момент приобретения, употребления и когда они подлежат оценке.

Некоторые аспекты предпринимательства количественно определяется и регистрируются для принятие полезных экономических решений.

В процессе хозяйствования любые субъекты совершают множество хозяйственных операций и действий, вызывающих движение и изменение в активах, обязательствах и в собственном капитале.

В целях осуществления хозяйственной деятельности организации используют ресурсы – материальные и трудовые, здания оборудования, а также услуги различных служб. Ресурсы сами по себе не формируется, их необходимо финансировать. Ресурсы предоставляются в обмен на денежные средства. В условиях рыночной экономики нет ничего бесплатного. Денежные средства или же превращенные в денежные средства экономические ресурсы должны иметь определенные источники[11]. Если рассматривать этот тезис с точки зрения бухгалтерского учета, то можно сказать, что бухгалтерский учет – это наука, изучающая управленческие процессы и эффективность использования ресурсов. Поэтому проблемы эффективности сами по себе не решаются, а охватывают проблему «затраты процессе является качественно больше объема потребного продукта. Меньший объем продукта от суммы затрат означает снижение эффективности производства.

В рыночных условиях хозяйствующие организации рассматриваются как совокупность капиталов, поступающих из различных источников: от инвесторов, вкладывающих свои средства в капитал предприятия; кредиторов, а также доходов, полученных в результате хозяйственной деятельности предприятия. Средства, сформированные за счет всех источников, направляются на различные цели: на приобретение основных средств, создание товарных запасов, выплату заработной платы, финансирование дебиторской задолженности.


В процессе хозяйствования организаций будут иметь наличные деньги и ликвидные ценные бумаги, используемые как при сделках, так и в ликвидных целях. Таким образом, первоначально сформированная общая сумма капитала в определенном периоде времени является стабильной. Поскольку каждое предприятие ставить цель – производить продукцию и оказывать услуги для получения максимального дохода, то движение капитала на предприятий происходят постоянно. Движение капитала осуществляется в соответствии с определенным планом и фиксируется с помощью методов и правил ведения бухгалтерского учета[12].

Современный бухгалтерский учет включает действие связанные с приобретением объектов хозяйствования, слиянием, финансированием, управлением активами. По данным бухгалтерского учета определяются дивидендная политика, специфические методы работы с основными и оборотными средствами, денежными активами методы и правила налогового учета. Таким образом, бухгалтерский учет определяет структуру активов и пассивов, движение денежных средств, товарно-материальных запасов, основных средств и всех других объектов бухгалтерского учета.

Экономное и рациональное управление капиталом, а также наращивание темпов роста и распределение капитала в основном зависит от деятельности бухгалтера, который вносит свой вклад в благосостояние фирмы, ее владельцев и в повышение ее репутации. В условиях частной собствености не следует игнорировать вопросы социальной защиты интересов потребителя, выплаты адекватной зарабной платы, обеспечения безопасных условий труда, поддержки образовательных программ, участие в решение проблем охраны окружающей среды и многих других экономических вопросов. Таким образом, бухгалтеры должны тщательно изучать все процессы связанные с экономическими явлениями. Следует сначала отделить экономические факты от неэкономических, а затем определить, какие экономические факты относятся к объектам бухгалтерского учета. Усиление влияния внешных факторов, таких как конкуренция, инвстиции, технологические изменения, инфляция и изменчивость процентных ствок, неопределенность экономической ситуации, заставляют бухгалтерров работать по-новому и творчески[13].

Итак, система бухгалтерского учета должна давать ступенчатую картину эконимческих процессов в организациях. Хозяйственные операции должны регистрироваться в соответствии с основными фазами экономического процесса. На наш взгляд, такими фазами являются:


  1. Формирование активов и их источников;
  2. Инвестиции;
  3. Приобретение финансовых активов (экономических ресурсов) и принятие обязательств;
  4. Изменения в активах, связанных с нормальным производственным процессом;
  5. Производство и образование доходов;
  6. Распределение и перераспределение доходов;
  7. Образование «нераспределенной прибыли» и ее использование на расширение и накопление.

Указанные фазы экономического процесса необходимы для последовательного ведения бухгалтерского учета и принятия управленческих решений. Для анализа финансовых событий, а также сложных хозяйственных фактов и взаимосвязей необходима система надежных, взаимодополняющих показателей[14]. От степени достоверности и существенности финансовой отчетности и потоков хозяйственных операций зависит и качество управления[15].

2. Основные задачи, функции бухгалтерского учета на АО «Казпочта»

2.1 Краткая характеристика организации АО «Казпочта» и задачи бухгалтерского учета

Акционерное общество «Казпочта» образовано в 1883 г., действует в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 13 мая 2003 года № 415-II «Об акционерных обществах» и Уставом организаций. Место нахождения и осуществления деятельности:, г. Усть-Каменогорск, улица Казахстан 67. Высшим органом управления является генеральный директор. История почты Казахстана прошла три временных этапа развития почтовой связи на территории области – это дореволюционный и советский, а с 1991 года - независимый. АО «Казпочта» предоставляет большой спектр сберегательных и почтовых услуг юридическим и физическим лицам. Почтовая отрасль играет особую роль в экономике Вотсточно-Казахстанской области. От этой сферы рождаются стабильность и развитие финансовых операций, систем информационного обмена, а также других аспектов деятельности.

Покупателями товара АО «Казпочта» являются предприятия и предприниматели, физические и юридические лица Республики Казахстан и т.д., с которыми заключены договора на оказание услуг.


На данный момент на филиале предприятия работают 36 (тридцать шесть) человек, заработная плата которых установлены согласно штатному расписанию, утвержденного директором. Заработная плата, налоги и сборы по заработной плате выплачивается вовремя. Задолженность по заработной плате и социальным отчислениям не имеется. Бухгалтерский баланс АО «Казпочта» приведена в приложении 1.

Далее, рассмотрим активный капитал АО «Казпочта». По составу и функциональной роли имущество организации подразделяют на две группы:

внеоборотные активы;

оборотные активы.

Во внеоборотные активы входят:

Нематериальные активы – патенты; изобретения, а также иные имущественные права, в том числе на интеллектуальную собственность; объекты долгосрочного вложения, имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями. Их сумма составляет 488,3 тыс. тенге.

Основные средства – здания, машины, оборудование, транспортные средства, инструмент и др. Они действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно. Это позволяет предприятию, стоимость основных средств включать в себестоимость продукции, работ, услуг частями, в течение нормативного срока их службы, путем начисления амортизации (износа) по установленным нормам.

Незавершенного строительства в организации нет. Эти затраты на приобретение и строительство основных средств уже изъяты из оборотного капитала, но еще не превратились в основные средства, поэтому не могут подвергаться амортизации и учитываются на обособленных счетах бухгалтерского учета «Вложения во внеоборотные активы» и «Оборудование к установке»[16].

Доходного вложения в материальные ценности тоже отсутствуют. Долгосрочных финансовых вложении по балансу также не наблюдается.

К оборотным активам относятся:

Материальные оборотные средства:

производственные запасы: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров) и т. п. участвуют только в одном производственном цикле, изменяя свою форму, вид и полностью перенося свою стоимость на изготовленную продукцию. В АО «Казпочта» их суммированная стоимость сотавляет около 692 тыс. тенге[17];

незавершенное производство: продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки – сумма 11,4 млн. тенге;