Файл: Условия, предпосылки и этапы развития государственного регулирования предпринимательства. Бюджетные расходы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Основы государственного регулирования

предпринимательской деятельности

Сущность и назначение предпринимательской деятельности

Назначение и направления государственного регулирования

предпринимательской деятельности

1.3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Глава 2. Практические аспекты регулирования

предпринимательской деятельности

2.1. Направления регулирования предпринимательской деятельности

2.2. Проблемы развития предпринимательства в России и пути их решения

2.3. Перспективы развития российского предпринимательства

Глава 3. Бюджетные расходы

3.1. Понятие и классификация бюджетных расходов

3.2. Анализ бюджетных расходов

Заключение

Список литературы

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (последняя редакция).

4) обеспечение защиты прав и интересов всех субъектов и участников предпринимательской деятельности.

Глава 2. Практические аспекты регулирования

предпринимательской деятельности

2.1. Направления регулирования предпринимательской деятельности

Предпринимательство представляет собой огромный, центральный пласт экономической системы, а, следовательно, является и основой социальной составляющей государства.

Несмотря на свободу экономической деятельности, совершенно очевидно, что для полноценного развития общества необходимо ее регулирование со стороны органов власти.

Как справедливо отмечает некоторые авторы, место и роль государства в экономике каждой страны определяется эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются различные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой[31].

В настоящий момент в правовой системе России четко прослеживается возрастание роли местного самоуправления в регулировании тех или иных общественных отношений, в том числе и предпринимательской деятельности ст. ст. 14, 15, 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[32] прямо относят к вопросам местного значения создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Как отмечает ряд специалистов, регулирование органами власти предпринимательской деятельности осуществляется по двум основным направлениям - регулирование деятельности организаций, создаваемых самими органами власти (унитарных предприятий), и, соответственно, иных предпринимателей.


Что касается деятельности первых, созданных органами государства и органами местного самоуправления, то она получила достаточно подробное регулирование, в частности, соответствующим законодательным актом - Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Одновременно с этим вопрос правового регулирования муниципальными органами власти деятельности иных предпринимателей до настоящего момента не получил четкого законодательного закрепления[33].

Так, в настоящее время предметом регулирования выступают отношения по организации и осуществлению контроля и только второстепенное место отведено защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий по контролю (надзору) [34].

Данное положение представляется несколько некорректным с учетом названия самого Федерального закона - исходя из приведенного предмета регулирования законодательный акт должен был называться «Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля» и подчеркивает отношение самого законодателя к данной сфере общественных отношений[35].

При этом под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Таким образом, муниципальный контроль характеризуется следующими признаками:

  • осуществляется строго на территории соответствующего муниципального образования;
  • осуществляется строго определенными органами местного самоуправления;
  • осуществляется только в отношении видов контроля, законодательно отнесенных к вопросам местного значения;
  • порядок его проведения должен быть регламентирован муниципальными правовыми актами[36].

Говоря об органах местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, а также их полномочиях, функциях, организационной структуре, порядке определения их деятельности, следует отметить, что их определение осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом[37].

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, законодательством относятся:

  • организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;
  • организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;
  • разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности;
  • организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;
  • осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ[38].

2.2. Проблемы развития предпринимательства в России и пути их решения

К главным проблемам, с которыми сталкиваются на территории РФ малые и средние предприятия относятся:

  • трудности, возникающие при оформлении, регистрации и открытии счета в банке;
  • нехватка квалифицированных работников и производственных баз;
  • низкая правовая защищенность;
  • сложности с налаживанием связей с поставщиками;
  • недостаточность кредитов.

Несмотря на меры поддержки со стороны властей, оптимальных условий для развития малого бизнеса в России все еще нет. Согласно рейтингу «Doing Business» Всемирного банка, который оценивает степень благоприятности условий для малого бизнеса, Россия в 2016 г. находилась на 39 месте. Из-за этого малые предприятия не могут развиваться и закрываются. В 3-ем квартале 2017 г. закрылись 622 371 малое предприятие. Одной из основных причин этого стали изменения в законодательстве. Например, такие как требование использовать только такую контрольно-кассовую технику, которая может в онлайн–режиме передавать информацию о расчетах в налоговые органы[39].


Первостепенное значение для МСП имеет повышение качества работы региональных органов власти. Они нередко проводят не продуманную политику, не соответствующую политике федеральной власти. В результате этого во многих регионах образуются препятствия для деятельности МСП, снижается эффективность их работы. Проведенный в ноябре 2016 г. опрос среди 170 участников предпринимательской премии «Бизнес-успех» дал не слишком оптимистичный результат – 50% опрошенных заявили, что год прошел на грани выживания.

Предприниматели страдали от постоянных изменений правил игры в сфере налогообложения, многочисленных проверок и давления надзорных органов и состояния неопределенности. Исследование, проведенное совместно ЛевадаЦентром и PwC, выявило, что в 2016 г. каждый десятый индивидуальный предприниматель закрыл бизнес из-за увеличения налогов или претензий органов контроля. Увеличивается доля компаний, уходящих в тень. Согласно опросу «Mail для бизнеса», 40% работающих на МСП получали заработную плату в конвертах на основной работе и 55% на дополнительной. На фонд оплаты труда предпринимателя, который платит государству все налоги и страховые взносы, ложится 50% дополнительной нагрузки.

Одной из серьезных проблем МСП остается доступ к финансовым средствам. По словам президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Калинина А.С., ситуация с кредитованием МСП за последние два года из очень плохой стала удовлетворительной. Опрос 1,5 тыс. руководителей МСП, проведенный в 2016 г. МСП Банком совместно с Национальным агентством финансовых исследований и «Деловой Россией», показал, что две трети МСП в России не берут кредитов. Только 10% респондентов ответили, что хотели бы взять кредит, но только треть из них планировала взять кредит в ближайшие полгода[40].

Эти неутешительные данные обусловлены чрезмерно высокими ставками по кредитам. По данным ЦБ в ноябре 2016 г. средняя стоимость кредитов бизнесу в РФ составляла 13,72% годовых. Росбанк предоставлял кредиты ИП и МП в 2016 г. под 15 – 16% годовых. В Сбербанке ставка по кредитам с обеспечением составляла 11,8%, по беззалоговым кредитам – 15,5%.

В отличие от России в странах ЕС средняя кредитная ставка для МСП составляет 2 – 5%. В США – 3,5%, в КНР – 7,9%. Высказываются опасения относительно возможности достижения намеченного роста объема государственных закупок у предприятий малого и среднего бизнеса. В частности, по мнению президента Опоры России Калинина А. С., главная проблема госзакупок для малых предприятий состоит в том, что крупные государственные предприятия предъявляют завышенные требования к участвующим в тендерах. Например, требуют принудительной сертификации продукции в аккредитованных при организаторе центрах или дополнительной сертификации в случаях, когда сертификат был получен в другом месте.


Необходимо отметить также не слишком оптимистичные настроения владельцев МСП. По данным исследования Альфа Банка и международного центра «MARC», индекс бизнес-ожиданий в малом и среднем бизнесе снижается. Более 40% опрошенных ожидают, что ситуация ухудшится. Оптимистично настроены только 15% респондентов.

2.3. Перспективы развития российского предпринимательства

Меры поддержки государством малого предпринимательства продолжили свое действие в 2018 г. Правительство РФ поставило целью поддержки малого и индивидуального предпринимательства рост числа малых предприятий на 10% и увеличение численности работающих на них до 20 млн. чел. к 2018 г.[41].

До конца 2018 г. для малых предприятий продлены «налоговые каникулы». Эта временная мера поддержки освобождает малый бизнес от проверок, проводимых государственными и муниципальными контролирующими органами.

К началу 2018 г. процентная ставка по кредитам для малых предприятий составляла 10,6 % годовых, для средних предприятий – 9,6%. В 2018 г. Минэкономразвития запланировало снизить ставку по ссудам малым предприятиям на 3 процентных пункта и уменьшить стоимость кредита для заемщиков до 6,5%.

Малый бизнес в последние годы как подвергался законодательному давлению со стороны государства, так и параллельно создавались меры поддержки для его развития. А ведь не стоит недооценивать роль малого и среднего предпринимательства в российской экономике.

Создание дополнительных рабочих мест, развитие конкуренции, а, следовательно, улучшение качества товаров и услуг, рост и развитие национальной экономики – за все это отвечает малый бизнес.

Рынок не может быть целиком обеспечен только крупными предприятиями: существуют такие отрасли, которые совершенно для них непривлекательны. Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике.