Файл: Условия, предпосылки и этапы развития государственного регулирования предпринимательства. Бюджетные расходы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Основы государственного регулирования

предпринимательской деятельности

Сущность и назначение предпринимательской деятельности

Назначение и направления государственного регулирования

предпринимательской деятельности

1.3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Глава 2. Практические аспекты регулирования

предпринимательской деятельности

2.1. Направления регулирования предпринимательской деятельности

2.2. Проблемы развития предпринимательства в России и пути их решения

2.3. Перспективы развития российского предпринимательства

Глава 3. Бюджетные расходы

3.1. Понятие и классификация бюджетных расходов

3.2. Анализ бюджетных расходов

Заключение

Список литературы

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (последняя редакция).

Несмотря на трудности, этот вид предпринимательства развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные и научно-технические проблемы. В РФ сложилась определенная инфраструктура поддержки развития малого предпринимательства на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. К федеральным органам, осуществляющим регулирование развития малого предпринимательства, его поддержку (в том числе функциональную), относятся Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, службы и государственные комитеты. Так, в реализации федеральных комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства принимают участие следующие федеральные министерства: экономического развития и торговли, финансов, юстиции, образования.

Важное место в инфраструктуре предпринимательства занимают Конституционный Суд РФ, Высший арбитражный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Генеральная прокуратура РФ и их органы на местах[42].

В 2017 г. стартовало действие Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства можно отметить стабильный постепенный рост субъектов малого и среднего предпринимательства за первое полугодие 2017 г. (рис. 1).

Рисунок 1. Количество субъектов МСП за период 10.10.2016-10.10.2017

Однако, в третьем квартале 2017 г. произошел резкий спад и закрылось 622 371 малое предприятие.

На сегодняшний день существует несколько разновидностей оказания государственной помощи предпринимателям малого и среднего бизнеса:

  • финансовая поддержка – помощь в денежном выражении;
  • имущественная поддержка – вид помощи, который заключается в предоставлении прав на пользование государственным имуществом(земельные участки, строения);
  • информационная поддержка – поддержка в виде организации как федеральных так и региональных информационных систем;
  • консультационная поддержка – предоставление обучающих курсов, которые помогают организовать, построить, и продвинуть бизнес, найти актуальные направления его развития;
  • поддержка в сфере подготовки специалистов – разработка и внедрение программ, для подготовки ценных сотрудников малого бизнеса.

Государство оказывает финансовую поддержку малому бизнесу в виде субсидий в соответствии с Указом Правительства Российской Федерации №316. Программы субсидий включают: субсидии для начинающих предпринимателей; субсидии на возмещение части затрат по лизинговым платежам; субсидии на возмещение процентов по кредиту; субсидии для участников выставок.


Выводы

В правовой системе России четко прослеживается возрастание роли местного самоуправления в регулировании тех или иных общественных отношений.

Регулирование органами власти предпринимательской деятельности осуществляется по двум основным направлениям - регулирование деятельности организаций, создаваемых самими органами власти (унитарных предприятий), и, соответственно, иных предпринимателей.

К главным проблемам, с которыми сталкиваются на территории РФ малые и средние предприятия относятся: трудности, возникающие при оформлении, регистрации и открытии счета в банке; нехватка квалифицированных работников и производственных баз; низкая правовая защищенность; сложности с налаживанием связей с поставщиками; недостаточность кредитов.

Одновременно с этим вопрос правового регулирования муниципальными органами власти деятельности иных предпринимателей до настоящего момента не получил четкого законодательного закрепления. Так, в настоящее время предметом регулирования выступают отношения по организации и осуществлению контроля и только второстепенное место отведено защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий по контролю (надзору).

Глава 3. Бюджетные расходы

3.1. Понятие и классификация бюджетных расходов

В настоящее время основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета является балансировка доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть. От сбалансированности данных показателей зависит экономическая стабильность государства.

Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства. Практически расходы федерального бюджета - это денежные ресурсы, выделяемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в Законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели[43].


Расходы федерального бюджета классифицируют[44]:

1) по экономической роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;

2) по функциональному назначению - на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования.

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы[45].

Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование[46].

3.2. Анализ бюджетных расходов

Для более полного отражения картины расходов федерального бюджета на 2018 г., а также их прогноз на плановый 2019-2020 гг. ознакомимся с экономической ситуацией, которая наблюдалась в нашей стране первые месяцы 2018 г.

Объем ВВП в январе-феврале 2018 г. составил в текущих рыночных ценах 13,58 трлн. руб. или 13,9% предусмотренного на 2018 г. объема (97,46 трлн. руб.). Прирост промышленного производства в феврале 2018 г. продолжился и с начала года по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. и достиг 2,2%. Средняя цена на нефть марки «Юралс» в феврале 2018 г. составила 63,14 доллара США за баррель, снизившись по сравнению с январем на 5,45 доллара США или на 7,9%, и достигла уровня конца 2017 г. В марте цены на нефть сохранялись на относительно высоком уровне, однако это значительно ниже котировок начала года.

Официальный курс доллара США к рублю в феврале 2018 г. по сравнению с январем практически не изменился, ослабнув всего на 0,03 руб. В январе-феврале 2018 г. курс составил 56,8 руб. за доллар США, что на 4% ниже уровня за аналогичный период 2017 г. (59,17 руб. за доллар США) и на 12,2% отличается от прогнозного уровня курса доллара США к рублю в целом на 2018 г. (64,7 руб. за 1 доллар США). В марте курс сохранялся относительно стабильным, колеблясь в диапазоне от 56,4 до 57,6 руб. за доллар США.


Инфляция в феврале 2018 г. продолжила замедляться и составила за месяц 0,2%, при этом в конце месяца (с 20 по 26 февраля) прироста цен не зафиксировано. В феврале предыдущего года инфляция также составила 0,2%.

Реальная заработная плата растет двузначными темпами: за январь-февраль 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. прирост составил 10,5% (в январе-феврале 2017 г. – 0,9%). Просроченная задолженность, по состоянию на 1 марта 2018 г., по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности (не относящихся к субъектам малого предпринимательства) сложилась в объеме 2,8 млрд. руб. и по сравнению с 1 января 2018 г. увеличилась на 308 млн. руб. или на 12,4%. Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 марта 2018 г. составляла 2,76 млрд. руб. или 98,9% общей суммы просроченной задолженности, и по сравнению с 1 января 2018 г. увеличилась на 301 млн. руб. (на 12,2%).

Государственный долг России за январь-февраль 2018 г. увеличился на 33,81 млрд. руб., или на 0,3% и составлял на 1 марта 2018 г. 11,59 трлн. руб., или 11,9% утвержденного объема ВВП. При этом государственный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, увеличился на 68,42 млрд. руб. и составил 7,32 трлн. руб. Доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации увеличилась с 75,2% до 75,7%. Государственный долг регионов в январе-феврале 2018 г. уменьшился по сравнению с началом года на 5,7 млрд. руб. или на 0,2%, и по состоянию на 1 марта 2018 г. составил 2,31 трлн. руб. Несмотря на уменьшение долга регионов, увеличение объемов их долговых обязательств отмечается в 35 субъектах, из них в Республике Дагестан – на 32,8%, Республике Ингушетия – на 31,1%, Приморском крае – на 22,8%, Оренбургской области – на 18,5%, Томской области – на 18,4%, Карачаево-Черкесской Республике – на 17,2%. Несмотря на сокращение в целом в структуре долга доли кредитов, полученных регионами от кредитных организаций, в 5 регионах их объем увеличился, в том числе в Ярославской области – на 17,8%, Республике Мордовия – на 16,5%, Томской области – на 9,9%, Магаданской области – на 7,2%, Республике Бурятия – на 2,6%.

Увеличение бюджетных кредитов за отчетный период наблюдается по 44 регионами, из которых наибольшее увеличение (в 1,5 раза) сложилось по 6 регионам, в том числе по Пермскому краю – в 2 раза, Иркутской области – в 1,8 раза, Тамбовской области, Республиках Коми и Тыва - в 1,7 раза соответственно, Нижегородской области – в 1,5 раза.

Далее проанализируем доходы и расходы федерального бюджета на начало 2018 г. Восстановление цен на нефть, улучшение ситуации в экономике и очень консервативная фискальная политика принесли результат - в январе и феврале этого года федеральный бюджет России оказался профицитным. Баланс бюджета РФ с 2013 по 2018 гг. проиллюстрирован на рисунке 2.


Рисунок 2. Баланс бюджета РФ (накопленным итогом, млрд.руб.)[47]

Из рисунка 2 мы видим, что за первые месяцы 2018 г. доходы федерального бюджета превысили расходы на 226,497 млрд. руб., что соответствует 1,7% от ВВП России, объем которого в этот период составил 13,582 трлн. руб.

По доходам план бюджета оказался выполнен на 16,6% - они составили 2,534 трлн. руб., тогда как расходы составили 14% от общего утвержденного объема.

Нефтегазовые доходы бюджета составили 1,289 трлн. руб., а иные – 1,244 трлн. руб., что соответствует 23,5% и 12,7% от годового прогноза.

По расходам, тем временем, сложилась следующая картина:

− на социальную политику – 802,6 млрд. руб. или 17,1% от плана;

− на национальную оборону - 423,09 млрд. руб. или 14,3%;

− на национальную безопасность – 253,3 млрд. руб. или 12,1%;

− на национальную экономику - 126,4 млрд. руб. или 5,3%;

− на ЖКХ - 33,8 млрд. руб. или 23,4%;

− на образование - 126,5 млрд. руб. или 18,2%;

− на здравоохранение - 47,7 млрд. руб. или 9,3%;

− на обслуживание государственного и муниципального долга - 133,6 млрд. руб. или 16,2%;

− общегосударственные расходы – 183,8 млрд. руб. или 12,5%.

Межбюджетные трансферы бюджетам регионов за январь-февраль 2018 г. составили 207,45 млрд. руб. или 12,1% предусмотренного объема и 11,7% показателя сводной росписи (в январе-феврале 2017 г. – 11,4% и 11,2% соответственно). По сравнению с январем-февралем 2017 г. объем предоставленных межбюджетных трансфертов бюджетам регионов увеличился на 13,7%.

Наименьший уровень исполнения бюджетных расходов отмечается по следующим главным распорядителям: ФАДН России – 0,3%, Минвостокразвития России – 1,1%, Минтранс России – 2%, Минкомсвязи России – 2,3%, Роскомнадзор – 3,1%, Ростуризм и Госкорпорация «Роскосмос» – 3,4%, Роспечать – 3,9%, Росавиация – 4%, Минкавказ России – 4,1%, Росмолодежь – 4,3% и Росавтодор – 4,9%.

Расходы федерального бюджета на реализацию госпрограмм (открытая часть) по состоянию на 1 марта 2018 г. исполнены в сумме 1,11 трлн. руб. (включая расходы на реализацию пилотных госпрограмм) или 13% показателя сводной росписи с изменениями (открытая часть).

Не осуществлялось исполнение расходов по 2 госпрограммам «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 гг.» и «Социальноэкономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Расходы федерального бюджета на реализацию 5 пилотных госпрограмм («Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие транспортной системы» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.) по состоянию на 1 марта 2018 г. исполнены в сумме 205,92 млрд. руб. или 10,3% показателя сводной росписи с изменениями.