Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Понятие и сущность прибыли организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Подходы к анализу прибыли организации

На фоне жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации на мировом рынке значение выработки стратегии чрезвычайно велико. По словам директора компании «Сапиенс Консалтинг» Святослава Бирюлина: «стратегия – это инструмент борьбы на высококонкурентных рынках»[8,c.14].

Времена, когда была возможность создать преуспевающую компанию, при этом основываясь лишь на здравом смысле и минимуме специальных знаний, прошли. На данный момент даже для малого бизнеса есть риск быть уничтоженным конкурентами, если нет осознания своего положения в данной отрасли и определения своих конкретных долгосрочных перспектив с учетом действий соперников, как ближайших, так и находящихся на другом конце земли.

Как считают Артур.А.Томпсон-мл. и А.Дж.Стрикленд III: «Блестящее воплощение прекрасной стратегии - лучший критерий качества управления и самый надежный рецепт успехи компании»[27,c.354]. И они абсолютно правы.

Даже самая гениальная стратегия, но не подкрепленная средствами организации для её последующего достойного внедрения, не даст положительного результата, так как не обеспечивается надлежащий уровень удовлетворения потребителей и высокая производительность. В свою очередь, идеальная реализация посредственной стратегии аналогично ничего не даст. Необходимо, во-первых, создание первоклассной стратегии, а, во-вторых, адекватная её реализация. Разработка и реализация стратегии является отнюдь непростой задачей, но еще более сложной и не менее важной задачей является подбор соответствующих инструментов для контроля процесса осуществления стратегии и оценки успешности ее реализации.

Именно Стрикленд и Томпсон выделили одной из основных пяти задач стратегического менеджмента – оценку деятельности, подбор инструментов для отслеживания изменений и корректировку, то есть оценку результатов реализации выбранной компанией стратегии. Выбор рациональных средств стратегического контроля помогает сократить издержки на реализацию стратегии и уменьшить количество времени, которое тратится на преобразование работы компании в целом. На данном этапе и возникает противоречие между стремлением реализовать выбранную стратегию, что является желаемым состоянием для компании, и способностью адекватно оценить и проконтролировать успешность реализации, то есть существующей реалией.


По сравнению с начальным периодом исследований, разработка новых подходов к проблемам стратегического менеджмента и планирования, а также инструментов работы с набором разных видов деятельности продвинулась далеко вперед. Они изучались в большей степени промышленными и консультативными фирмами. Основные приемы, которые существуют на данный момент, были представлены в работах И.Ансоффа и перечислены далее в таблице вместе с определением целей, для достижения которых они предназначены.

Таблица 1

Инструменты управления набором видов деятельности [4,c.53]

Из таблицы следует, что одним из наиболее популярных приемов является анализ влияний на прибыль. Другое название методики - «ВРСП» (Влияние рыночной стратегии на прибыль), которая была разработана в 1960-1970-ые годы благодаря совместной работе компании «Дженерал Электрик» и Гарвардской школы бизнеса. Она базируется на ретроспективном соотношении основной стратегии компании в данной стратегической зоне хозяйствования, итогов хозяйственной деятельности компании и распределением важнейших ресурсов. То есть основывается на нескольких общих обстоятельствах, которые привели компанию к длительному успеху и используется как своего рода стратегическая методология. Согласно методике «ВРСП», существует ряд общих условий, которые влияют на прибыльность компании, и они не зависят от отрасли. Более того, именно этими стратегическими условиями объясняют две третьи результатов бизнеса. Основной принцип анализа «ВРСП» иллюстрирует диаграмма, представленная ниже.

Рисунок 3 - Диаграмма анализа методики «ВРСП» [17, c.102]

Данная диаграмма демонстрирует, что компания №1 показывает результат лучше, чем ожидалось, по сравнению с другими, учитывая её слабую стратегическую позицию. В свою очередь компания №3, несмотря на свою хорошую стратегическую позицию, имеет низкие показатели, а компания №2 - нормальные показатели и результат.

«ВРСП» включает в себя несколько областей диагностики, которые могут оказать отрицательное или положительное влияние на прибыльность, а именно: рост рынка, жизненный цикл, рыночная позиция, качество, новые продукты, вертикальная интеграция, капитал, научно-исследовательские работы. В целом, анализ влияний на прибыль строится на идентификации условий, факторов успеха на основе уже сложившихся тенденций, а при выявлении каких-либо критических факторов привлекаются данные о трендах и экспертные оценки опытных управляющих для того, чтобы разграничить уже сформировавшиеся тенденций и будущие условия успеха. Соответственно когда есть основания для уверенности в том, что факторы успеха, которые действовали в прошлом, будут действовать и дальше, «Анализ влияний на прибыль» будет иметь преимущество, поскольку его выводы основываются на более широком массиве данных. Но в случае, если есть вероятность, что условия успеха могут измениться, необходимо будет обратиться к выявлению критических факторов успеха.


Глава 2. Анализ использования прибыли на примере

ООО ЧОП «Акула»

2.1. Анализ прибыли ООО ЧОП «Акула»

В качестве объекта исследования выступает общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Акула» (ООО ЧОП «Акула»). Предприятие создано с целью получения прибыли и оказывает частные охранные услуги.

Финансовые результаты деятельности предприятия представлены в таблице 2.

Таблица 2

Финансовые результаты деятельности предприятия

Показатели

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Темп роста 2019 г. к 2017 г., %

Выручка от продаж, тыс. руб.

30511

30946

30520

100,0

Себестоимость, тыс. руб.

30046

31518

31622

105,2

Валовая прибыль, тыс. руб.

465

-572

-2268

-

Прибыль от продаж, тыс. руб.

465

-572

-2268

-

Прибыль до налогообложения, тыс.

руб.

310

-572

-2268

-

Чистая прибыль, тыс. руб.

205

-572

-2323

-

Валовая прибыль и прибыль от продаж совпадают, поскольку коммерческие и управленческие расходы в соответствии с принятой учетной политикой отражаются в себестоимости.

Начиная с 2018 г. финансовым результатом деятельности предприятия был убыток. Причем его размер существенно возросла в 2019 г. до 2323 тыс. руб. Данная ситуация привела к тому, что собственный капитал предприятия стал иметь отрицательную величину.

Состав и структура выручки представлена в таблице 3.

Таблица 3

Состав и структура выручки

Показатели

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2019 г. к 2017 г., %

тыс.

руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Выручка - всего

30511

100,0

30946

100,0

30520

100,0

100,0

В том числе

- охрана объектов

12571

41,2

12719

41,1

12604

41,3

100,3

- вооруженная инкассация

8726

28,6

8912

28,8

8698

28,5

99,7

- личная охрана

5614

18,4

5725

18,5

5524

18,1

98,4

- тревожная кнопка

3600

11,8

3590

11,6

3694

12,1

102,6


В структуре выручки наибольший удельный вес приходится на доходы от охраны объектов и вооруженную инкассацию (рис. 4) - соответственно 41,3 и 28,5% в 2019 г.

Рисунок 4 – Структура выручки, %

Состав и структура себестоимости представлены в таблице 4.

Таблица 4

Состав и структура себестоимости продаж

Показатели

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2019 г. к 2017 г., %

тыс.

руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Себестоимость продаж - всего

30046

100,0

31518

100,0

31622

100,0

105,2

В том числе

- заработная плата

13971

46,5

14014

45,5

14356

45,4

102,8

- отчисления на

социальное

страхование

4236

14,1

4219

13,7

4332

13,7

102,3

- аренда

6099

20,3

6622

21,5

6862

21,7

112,5

- затраты на амуницию и прочие материалы

3125

10,4

2834

9,2

2941

9,3

94,1

- прочие расходы

2615

8,7

3110

8,1

3131

9,9

119,7

В структуре себестоимости наибольший удельный вес приходится на заработную плату - 45,4%.

На втором месте идут расходы на аренду - 21,7% в 2019 г. Доля отчислений на социальное страхование составила в 2019 г. - 13,7%.

Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдается отрицательная динамика, связанная с ухудшением финансовых результатов.

На прибыль от продаж влияют следующие факторы:

- объем продаж;

- цена реализации;

- уровень себестоимости;

- уровень коммерческих расходов в выручке;


- уровень управленческих расходов в выручке.

Расчет:

1. Расчет выручки в сопоставимой оценке и влияния на выручку изменения цен реализации продукции. Выручка от продажи в отчетном периоде в сопоставимой оценке:

30520 / 1,058 = 28847 тыс. руб.

- изменение выручки от продаж за счет цены:

30520-28847=1673 тыс. руб.

- изменение выручки от продаж за счет объема продаж:

28847-30946=2099 тыс. руб.

2. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Цена»:

-1673* 1,84/100=-31 тыс. руб.

3. Расчет влияния на прибыль от продаж фактора «Количество продаж» -2099*1,84/100=-39 тыс. руб.

4. Расчет влияния фактора «Уровень себестоимости услуг в выручке»: -30520*(103,6-99,5)/100=-1626

5. Расчет влияния фактора «Уровень коммерческих расходов в выручке»: Коммерческие расходы учитываются в соответствии с принятой учетной

политикой в составе себестоимости

6. Расчет влияния фактора «Уровень управленческих расходов»: Управленческие расходы учитываются в соответствии с принятой учетной политикой в составе себестоимости.

Результаты расчетов сведены в таблицу 5.

Таблица 5

Влияние факторов на изменение показателей прибыли от продаж в 2019 г. в сравнении с 2018 г.

Показатель - фактор

Сумма влияния (+/-), тыс. руб.

1. Количество продаж

-39

2. Цена реализации

-31

3. Уровень себестоимости

-1626

4. Уровень коммерческих расходов

-

5. Уровень управленческих расходов

-

Изменение прибыли от продаж всего

-1696

Таким образом, можно сделать вывод, что прибыль от продаж снизилась из-за снижения объемов оказания услуг и средней цены реализации, роста уровня себестоимости.

2.2. Мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности

ООО ЧОП «Акула»

Проведенное исследование показало, что предприятие нуждается в увеличении суммы прибыли и рентабельности. С этой целью в рамках данной выпускной квалификационной работы предлагается предоставление новой услуги - услуги удаленного видеонаблюдения за объектом.

Круглосуточная служба мониторинга за удаленными объектами ведет визуальный контроль и при возникновении различного рода нештатных ситуаций оповещает собственника, а при необходимости высылает ближайший экипаж ГБР для пресечения противоправных действий в отношении собственника.