Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Понятие и сущность прибыли организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования определена тем, что основной целью любого предприятия к устойчивому экономическому развитию является обеспечение прибыльности его деятельности. Отсюда, вопросы и проблема распределения и использования прибыли предприятия приобретает все большее значение, поскольку именно в прибыли концентрируется эффект всей хозяйственной деятельности каждого предприятия.

Получение прибыли на предприятии является основной целью деятельности коммерческого предприятия. Грамотное распределение и использование прибыли имеет первостепенное значение в любой экономической организации. Собственник предприятия может решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, которая осталась после уплаты налогов в бюджет и других обязательных отчислений и платежей.

Прибыль является первостепенной, так как она является показателем, точно характеризующим продуктивность работы организации, объем и качество произведенной продукции. Показатель прибыли является главным в системе оценки деловых качеств организации и степени его надежности и финансового благополучия. Прибыль является итогом деятельности, источником финансирования развития производства. Целесообразно рассмотреть влияние получения прибыли на дальнейшее развитие организации.

Целью данной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности распределения и использования прибыли на примере ООО ЧОП «Акула».

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы распределения и использования прибыли;

- проанализировать основные показатели деятельности в процессе распределения прибыли;

- предложить рекомендации по наиболее результативному распределению и использованию прибыли с учетом перспектив.

Чтобы решить поставленные задачи необходимо затронуть целый комплекс проблем, связанных с быстрыми изменениями экономической ситуации и с учетом действующего законодательства.

Объектом исследования данной работы является ООО ЧОП «Акула».

Предмет исследования – вопросы распределения и использования прибыли коммерческой организации.

В работе применялись методические приемы анализа хозяйственной деятельности (способы сравнения, расчетный способ), совокупности аналитических сведений о деятельности исследуемой организации в динамике за три года (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках), были использованы табличные и графические способы выражения информации.


Исследование проводилось с учетом постановлений Правительства Российской Федерации, законодательных материалов, методических и нормативных документов, регулирующих финансовую и хозяйственную деятельность организаций в части налогообложения, механизма формирования себестоимости продукции, системы ценообразования, формирования и использования финансовых результатов.

В теоретической части работы даны основные понятия прибыли, а также рассмотрена сущность использования и распределения прибыли, вопросы управления прибылью и описаны пути ее увеличения. В практической части работы дан анализ эффективности использования и распределения прибыли ООО ЧОП «Акула». Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Понятие и сущность прибыли организации

«Прибыль – это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса» [10, с. 86]. Таким образом, прибыли дана достаточно широкая характеристика, это чистый доход, особый ресурс и конечная цель развития бизнеса.

О.В. Ефимова считает, что «финансовый результат деятельности предприятия представляет собой прибыль, которой имеют право распоряжаться собственники предприятия» [19, с. 123]. При этом она отождествляет понятие прибыли с приростом чистых активов.

«Финансовый результат деятельности организации характеризует эффективность хозяйствования, а конечным результатом финансовой деятельности являются балансовая бухгалтерская прибыль, которая выступает основным источником пополнения собственных средств предприятия.

Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности имеет несколько функций:

- оценочная – заключается в том, что прибыль позволяет измерить финансовый результат;

- распределительная – прибыль распределяется между предприятием и другими потребителями, а внутри предприятия между акционерами и самим предприятием;


- стимулирующая – прибыль используется для создания стимулирующих фондов (цель этих фондов – поддержать интерес работников к росту эффективности производства)» [30, с. 174].

Г.В. Савицкая пишет, что финансовые результаты деятельности предприятия оцениваются через два основных понятия: полученная прибыль и уровень рентабельности. «Прибыль - часть чистого дохода, полученного предприятием от реализации продукции.

Виды прибыли:

- балансовая прибыль – финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг), а также от осуществления прочей деятельности;

- налогооблагаемая прибыль – это прибыль, полученная как разница между балансовой прибылью и суммой прибыли, которая облагается налогом на прибыль;

- чистая прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после того, как уплачены все налоги и штрафные санкции» [5, с. 296].

Прибыль как экономическая категория характеризуется рядом характеристик, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Характеристики прибыли как экономической категории

«В соответствии с отчетом о финансовых результатах в настоящее время на предприятии выделяют следующие виды прибыли:

- валовая прибыль – разница между выручкой и себестоимостью;

- прибыль от продаж – разница между валовой прибылью, коммерческими и управленческими расходами;

- прибыль до налогообложения – разница между прибылью от продаж и сальдо прочих доходов и расходов;

- чистая прибыль – разница между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль.

Таким образом, прибыль является источником удовлетворения финансовых интересов предприятия, работников, учредителей, местных органов, государства»[23].

1.2. Соотношение стратегии и прибыли организации

В современных условиях хозяйствования результаты деятельности организации могут интересовать самые различные группы людей. Основные заинтересованные группы включают в себя кредиторов, инвесторов, правительственные учреждения, профсоюзы, руководителей компании, да и общество в целом, как потенциальных потребителей и инвесторов благ, генерируемых данной фирмой. Все эти группы можно объединить одним западным термином «стейкхолдеры».

Разные группы так называемых «стейкхолдеров» рассматривают деятельность организации с различных сторон, более того, их оценка охватывает как финансовые данные, так и более широкий спектр ценностей, которые, в свою очередь, не всегда имеют количественные измерения. Но самой заинтересованной группой, конечно, являются высшее руководство компании и менеджеры соответствующих уровней, поскольку они являются регулирующими органами, которые должны демонстрировать рост доходов, представлять отчет о результатах работы компании. Они уделяют огромное внимание финансовым, бухгалтерским данным, так как это лучшее экономическое отображение того, как работает данная организация. Финансовые показатели дают общее представление о том, какие части стратегии работают, а какие нет.


Более того, финансовая отчетность является информационной базой, на основе которой могут приниматься те или иные управленческие решения, включая принятие решений по дальнейшей стратегии компании (см.рис.2).

Рисунок 2 - Взаимосвязь финансовых и нефинансовых показателей при принятии решений в организациях

Помимо финансовых показателей, которые невозможно контролировать, большую роль играют нефинансовые показатели, которыми можно управлять на ежедневной основе. Они включают в себя такие основные компоненты, как обучение и рост, внутренний процесс, клиент.

Обучение и рост подразумевает под собой: сколько обучения, тренингов проводится в организации, как обстоят дела с IT-системой и информационной поддержкой внутри организации. Важными показателями внутреннего процесса являются качество, временные показатели (доставки, производственного цикла, выполнения нового заказа). Что же касается клиента, речь идет об удовлетворенности товаром или услугой, намерении клиента вернуться, обратной связи. Все эти нефинансовые показатели не менее важны, и менеджмент компании должен также уделять им внимание изо дня в день, чтобы понять, как стратегия была осуществлена.

Таким образом, за счет сопоставления финансовых и нефинансовых показателей и дальнейшего их анализа можно понять какая часть стратегии работает успешно, а какая нет, на чем нужно сделать упор, продолжить развивать, а что и вовсе полностью изменить, модифицировать.

Как показывает практика, для оценки успешности реализации стратегии, как правило, компании сравнивают фактические и плановые значения различных показателей. Это помогает увидеть, добилась ли компания поставленных целей. В свою очередь основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли, что напрямую зависит от успешной реализации той или иной стратегии. Следовательно, прибыль компании является один из самых важных финансовых показателей, который показывает реальную картину результатов деятельности компании, в частности успешность или нет реализации выбранной стратегии.

В свою очередь, по Ковалеву: «прибыль – это конечный финансовый результат, который является основополагающим показателем в системе поставленных целей компании»[19,с.473]. Очевидная важность этого показателя подкрепляется тем, что понятие прибыли введено во множество законодательных актов, которые являются базовыми для ведения бизнеса. Существенный вклад в разработку концепции понятия «прибыль» был внесен многими экономистами такими как А.Смит, И.Фишер, Дж.Хикс, Ф.Найт, и ,как правило, прибыла была рассмотрена ими вместе с богатством и капиталом. Одним из наиболее часто используемых определений прибыли считается определение Хикса, а именно он утверждает: «прибыль есть максимальная величина, которую можно использовать на потребление в течение любого периода, оставшись при этом столь богатым в конце периода, как был до его начала». Общее же определение прибыли звучит следующим образом: прибыль – это некоторых доход компании, получаемый от операции, которая изначально требовала определенных инвестиций, дохода, и проявляется в преумножении совокупного экономического богатства(потенциала) инвесторов по окончанию данной операции(условном или фактическом). На данный момент, в литературе было описано три основных подхода к формулировке понятия прибыли, а именно:


- академический, который предполагает вычисление прибыли, учитывая экономически-обоснованные расходы и доходы;

- предпринимательский, расчет по итогам изменения чистых активов компании;

- бухгалтерский, согласно которому, прибыль вычисляется как разница между доходами и расходами отчетного периода.

Повседневная практика показывает, что для инвесторов и руководства компании наибольшее значение имеет прибыль до вычета налогов и процентов, поскольку именно она является впоследствии источником, из которого они получают свои вознаграждения и проценты. Данная категория прибыли определяется как сумма валовых поступлений минус все расходы компании на основную деятельность. Такая прибыль носит название операционная прибыль.

Как еще писал Питер Друкер в своих трудах, выделив 3 основные функции прибыли: «Прибыль служит мерилом эффективности и разумности усилий предприятия»[15,c.259]. Прибыль, действительно, является главным критерием эффективности работы предприятия». Соответственно, прослеживается прямая взаимозависимость между понятием стратегия и операционная деятельность и прибыль организации, что делает показатель операционной прибыли одним из ключевых при оценке успешности реализации стратегии. Однако главная проблема состоит в том, как компаниям выявлять не только совокупное изменение прибыли от операционной деятельности, но и часть прибыли, которая была получена в результате принятия каких-либо отдельных мер, как меры, предпринятые с целью увеличения объема продаж или экономии затрат.

Многие компании рассматривают возможность оценки успешности стратегии на основе изменения операционной прибыли за один год, но данный подход не совсем удачен, так как операционная прибыль может измениться из-за каких-либо факторов, которые абсолютно не имеют отношения к одной из стратегий компании, например, рост рынка. Вот почему менеджерам и бухгалтерам необходимо принимать во внимание, происходит ли изменение операционной прибыли за счет реализации выбранной стратегии или вовсе нет.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что прибыль является одним из самых важны финансовых показателей в компании, анализируя динамику которого, можно увидеть настоящую картину результатов работы компании. Более того, благодаря данному показателю можно оценить какие части стратегии работают, а какие нет, что может помочь кардинально изменить направление деятельности компании, в случае отрицательных показателей, либо, наоборот, подтвердить успешность выбранного пути работы.