Файл: Понятие олигополии: признаки, виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сложности, связанные с выпуском товаров, требующих разветвлён­ную сеть сбыта и последующие обслуживание.

Приток новых фирм из-за данных барьеров крайне ограничен. Также эти барьеры способствуют поддержанию высокого уровня концентрации.

Некоторые современные экономисты утверждают, что современная на­учно-исследовательская деятельность, которая ведёт при разработке новых продуктов и производственных технологий является довольно дорогостоя­щей. Таким образом, только крупные олигополистические фирмы могут и способны производить финансирование таких разработок и их внедрение. С течением времени олигополистические игроки будут способствовать быст­рому улучшению характеристик продукта, более низким производственным издержкам на единицу изделия, более низким ценам и большему объему продукции, а затем и большей занятости населения. Все это послужит об­щей пользе [15].

Нефтяная отрасль в Российской Федерации является важнейшей для всей экономики страны. Очевидно, что Россия привязана к нефтя­ной промышленности, а от цен на нефть зависит и дефицит государст­венного бюджета, и рост благосостояния граждан. Структура нефтя­ной отрасли имеет характер олигополии, что характеризуется наличи­ем вертикально- интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Они осуществляют деятельность на таких сегментах рынка, как добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реа­лизация нефтепродуктов.

На сегодняшний день на рынке представлены общероссийские и региональные компании. Самыми крупными из них являются: «Лу­койл», «Газпромнефть», «ТНК-ВР», «Татнефть», «Роснефть», «Баш­нефть» и «Сургутнефтегаз». Тем не менее, между данными компа­ниями существует значительная разница по объемам добычи нефти. Основные игроки на рынке нефти - это общероссийские компании.

ОАО «НК «Роснефть» осуществляет добычу нефти силами трех десятков дочерних обществ и совместных предприятий в Западной и Восточной Сибири, Тимано-Печоре, Центральной России, южной час­ти Европейской части России и на Дальнем Востоке.

В 2015 году компания ОАО АНК «Башнефть» увеличила добы­чу нефти на 10,8% - до 17,8 млн. Урало- Поволжье (в первую очередь Башкортостан) внесло в копилку 16 млн. т. Объем добычи нефти в 2015 году, по предварительным данным, превысил рекордные среди российских компаний 250 млн. т (в 2014 году - 206,9 млн. т.) .

По данным таблицы видно, что удельный вес экспорта нефти в общем объеме российского экспорта в 1 полугодии 2016 года умень­шился и составил 25,9 %, в экспорте топливно-энергетических това­ров - 44,3 %, когда в 2015 году процент составлял 26,7 и 41,4 соответ­ственно. Политические конфликты, происходящие в мире, негативно влияют на экономику нашей страны. В июне 2016г. средняя фактиче­ская экспортная цена на нефть составила 309,6 доллара США за 1 тонну.


Таблица 1 - Динамика добычи, поступления на переработку и экспорт нефти в 2015-2016 годах

Наименование

1 полуго­дие 2016 г. млн. тонн

В % к 1 полугодию 2015 г.

Сентябрь 2016 г. млн. тонн

В % к

Сентябрю 2015 г.

Августу 2016 г.

Добыча

408,7

102,4

45,0

102,2

99,5

Поступило на перера­ботку

210,9

97,4

22,9

100,3

90,4

Экспорт

189,8

105,5

19,7

98,6

91,0

Доля экс­порта в до­быче (в %)

46,4

43,7

Проследим в динамике средние фактические экспортные цены Российской Федерации на нефть в 2015 - 2016 годах

Таблица 2 - Динамика средних фактических экспортных цен Российской Федерации на нефть в 2015 - 2016 года

Средняя фактическая экспортная цена РФ

Долларов за тонну

в % к декабрю преды­дущего года

2015 год

Январь

399,9

81,0

Февраль

365,8

74,1

Марь

383,1

77,6

Апрель

392,5

79,6

Май

424,5

86,0

Июнь

427,9

86,7

Июль

404,9

82,1

Август

350,1

71,1

Сентябрь

328,9

66,7

Октябрь

336,3

68,2

Ноябрь

312,5

63,3

Декабрь

280,9

56,9

2016 год

Январь

230,2

82,0

Февраль

210,6

75,0

Март

241,3

85,9

Апрель

258,8

92,2

Май

290,0

103,3

Июнь

309,6

110,3

Таким образом, мы наблюдаем значительное снижение цены на нефть в 2015 году, что обусловлено, непосредственно, украинским конфликтом. Также влияние на падение цены на нефть оказала дина­мика доллара США. Несмотря на это, рынок нефти все же готов у росту цен на нефть.


Мировой спрос на нефть в 2015 году составил в среднем 94.2 мб/д. Это на 0.3 мб/д выше уровня, представленного в Обзоре за про­шлый месяц, и на 1.6 мб/д выше уровня прошлого года. Рост спроса связан с укреплением мировой экономики и реакцией потребителей, в частности, в США на резкое снижение цен на нефть. Спрос на 2016 год возрос на 0.4 мб/д до 95.6 мб/д, что выше уровня текущего тренда, в связи с более высокими базовыми показателями и ожиданиями бо­лее мощного подъема мировой экономики.

Оценки мирового спроса на нефть во втором квартале 2015 года были пересмотрены в сторону увеличения на 380 кб/д в сравнении с обзором за прошлый месяц (до 93.5 мб/д). Пересмотр основан на кор­ректировке базовых данных по странам - не ОЭСР в сторону увеличе­ния как следствие существенного роста оценок спроса в Китае, России и Бразилии. Данные тенденции, поддерживающие спрос, совместно с высоким ростом спроса в США на фоне низких цен на нефть обеспе­чили мировой рост спроса во втором квартале 2015 года на 1.7 мб/д при сравнении по годам [13].

К позитивному настрою рынков привели ожидания ОПЕК роста цены на нефть к $80 за баррель к 2020 году. Также текущий низкий уровень цен приведет к сокращению объема добычи нефти в США до 27-летнего минимума уже в 2017 году. Дополнительным фактором выступило решение ФРС не увеличивать процентную ставку в сен­тябре, что означает ослабление курса доллара и рост цен на сырье.

2.2 Антимонопольное регулирование нефтепродуктов

Рынок нефтепродуктов, являясь непрозрачным, разделяется на зоны влияния различных ВИНК в оптовом и розничном сегментах. Ориентированность на экспорт, непрозрачность существующей системы продаж нефтепродуктов способствует недоверию между ВИНК, каждая из которых контролирует ситуацию только в зонах своего, как правило, доминирующего влияния. Общее описание сложившейся структуры выглядит следующим образом: добываемая ВИНК нефть перерабатывается на собственном НПЗ и реализуется на собственных АЗС вне зависимости от территориальной удаленности этих объектов производственной цепи друг от друга.

Несмотря на очевидную привлекательность торговли нефтью и нефтепродуктами между ВИНК, этого не происходит. Таким образом, по мнению ФАС России, негативное влияние на эффективность работы компаний и свободное ценообразование на нефть и нефтепродукты в России вертикальной интеграции может быть устранено через существенное повышение прозрачности при операциях с нефтью и нефтепродуктами и вовлечение в торговый оборот нефти и нефтепродуктов, принадлежащих ВИНК.


В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении факта ценового сговора, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств ФАС России и ее территориальные органы выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции, а также налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании [1].

В период с августа 2008 года по январь 2009 года, когда мировые цены на нефть упали, темпы и уровень снижения розничных цен на автомобильное топливо значительно отставали от снижения цен на нефть и оптовых цен на нефтепродукты. В связи с этим территориальные управления ФАС России возбуждали дела по фактам либо установления монопольно высоких розничных цен на бензин и дизельное топливо, либо согласованных действий хозяйствующих субъектов, приводящих к поддержанию цен, надбавок (ст. 10, 11 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). Дела рассматривались территориальными управлениями, поскольку розничные рынки реализации нефтепродуктов являются региональными или локальными.

Всего в 2008–2009 годах ФАС России и ее территориальные органы рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, работающих как с оптом, так и с розницей. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании.

В июне 2015 года начальник Управления контроля топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Дмитрий Махонин выступил в конгрессе «Антимонопольное регулирование на рынке нефтепродуктов». Его доклад был посвящен антимонопольному регулированию рынков топливно-энергетического комплекса.

Были подведены итоги В части добычи нефти ситуация практически не меняется. Рынок характеризуется коллективным доминированием 4 крупных компаний, при 20-25% иных участников рынка. Рынок автомобильных бензинов и дизельного топлива также не претерпел изменений. Рынок мазута показал некоторые изменения в связи с модернизацией нефтеперерабатывающих производств. Группу доминантов на этом рынке покинула компания Башнефть, и добавилась Независимая нефтяная компания. Следующие наши шаги – изучение рынков топливных присадок, твердых битумов и сервисных услуг».


«ФАС продолжает мониторить ситуацию с ценами в крупном и мелком опте, а также розничной торговле по всей территории РФ. При этом мы постоянно корректируем наш мониторинг с целью снятия административных барьеров с участников рынка. Исходя из данных мониторинга и Росстата, которые мы имеем, ситуация на рынке вполне приемлемая с точки зрения соотношения роста индекса потребительских цен с ростом цен на автомобильный бензин и дизельное топливо. На протяжении последних нескольких лет рост цен на нефтепродукты меняется с темпами близкими к росту инфляции» [9].

Еще одна зона пристального внимания ФАС России – крупнооптовая цена, которая формируется на бирже и внебиржевом сегменте. «Давление на цену в рознице становится все более актуальной проблемой. Наметились определенные предпосылки для увеличения цен на АЗС, однако мы смотрим на этот процесс сдержано, продолжая анализировать рынок и работать на упреждение возникновения негативных последствий для потребителей».

Снижение биржевых продаж повлекло за собой неудовлетворенность спроса. «При большом спросе, предложение на бирже не вполне достаточное. Это влияет на биржевые котировки. В настоящее время мы проводим проверку всех нефтяных компаний, имеющих возможность влиять на рынок. В течение недели мы намерены завершить анализ в части мелкооптовых отгрузок нефтепродуктов независимым участникам рынка. Кроме того мы должны скорректировать ситуацию, связанную с биржевой торговлей ряда компаний.

Как указано в тексте Энергетической стратегии России на период до 2030 г., утвержденной правительством страны в ноябре 2009 г., основными составляющими государственной энергетической политики РФ являются недропользование и управление государственным фондом недр, развитие внутренних энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса, региональная энергетическая политика, инновационная и научно-техническая политика в энергетике, социальная политика в энергетике и внешняя энергетическая политика.

Главными механизмами осуществления государственной энергетической политики выступают:

- создание благоприятной экономической среды для функционирования топливно-энергетического комплекса (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в топливно-энергетическом комплексе); введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффективности экономики;