Файл: Понятие олигополии: признаки, виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей, экологической и других имеющих приоритетное значение сферах;

- повышение эффективности управления государственной собственностью в энергетике.

Фактически ФАС России в большей мере борется не с причинами неразвитой конкуренции – даже если предположить, что такая ситуация имеет место в действительности – а с ее последствиями в виде высоких цен на нефтепродукты. Причем такая позиция ФАС характерна не только для нефтяного рынка.

Так, к примеру, ФАС выступала с инициативами формализовать ценообразование на российских рынке черных металлов44 и рынке серы . Не менее важной проблемой является и то, что в своих решениях ФАС опирается на нормативные документы, содержание которых отражает не результаты серьезных микроэкономических исследований характера конкуренции на тех или иных рынках России, а некие не соотносящиеся с действительностью и теоретически уязвимые представления.

Свидетельством отсутствия необходимой теоретической базы антимонопольного регулирования может служить «Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации» , который, по существу, содержит довольно поверхностную информацию об означенном предмете. В разделе 3 было показано, что применительно к российскому нефтяному рынку и действующее, и разрабатываемое антимонопольное законодательство содержит существенные изъяны, связанные с неправильным представлением о функционировании рынка, и посему допускает экономически необоснованное вмешательство государства в механизм его функционирования.

Кроме того, в антимонопольном законодательстве, которым должны руководствоваться как ФАС, так и нефтяные компании, не всегда обнаруживаются ясные количественные критерии «правильного поведения» участников рынка в области ценообразования. ВИНК – а это основные объекты антимонопольного регулирования в нефтяной отрасли – толком не знают, в какой момент и по какому конкретному поводу им могут быть предъявлены очередные претензии и наложены очередные санкции. Это создает в отрасли атмосферу непредсказуемости и увеличивает инвестиционные риски.

Для преодоления указанных недостатков проводимой в России антимонопольной политики в отношении российской нефтяной отрасли можно было бы порекомендовать следующее:

Провести исследование характера конкуренции на нефтяном рынке России – силами ФАС с привлечением отраслевых специалистов – и сформулировать убедительные выводы, которые были бы поняты и приняты как регулятором, так и рыночным сообществом.


На основе полученных результатов внести необходимые корректировки в антимонопольное законодательство с целью исключения случаев экономически необоснованного и непредсказуемого вмешательства в механизм функционирования нефтяного рынка России. 3. Сместить акцент в антимонопольной политике с проблемы ценообразования на проблему развития конкуренции путем создания стимулов для развития независимых от ВИНК нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под олигополией понимается модель рынка, либо совокупность небольшого числа фирм-производителей определенного товара, действующих совместно.

Олигополия представляет собой сложную хозяйственную ситуацию на рынке, когда каждому участнику необходимо учитывать поведение не только потребителей своей продукции, но и конкурентов, ответная реакция которых на его действия может быть неоднозначной.

Свою историю олигополистические рынки России ведут с дореволюционного периода. Теоретические модели олигополии объясняются на примере, когда существует только два производителя или один и все остальные вместе взятые (дуополии).

Наиболее простой и наиболее распространенной моделью олигополии является модель Курно. Она объясняет, как осуществляют свой выбор относительно объема производства два олигополиста, которые имеют примерно одинаковые экономические возможности и производят однородную продукцию.

Предприятие, которое занимает второстепенное положение, действует по модели Курно, то есть устанавливает свои объемы производства продукции в зависимости от объемов производства лидирующего предприятия.

В модели дуополии Чемберлина предполагается, что дуополисты не столь наивны, как в модели Курно, что они способны сделать конкретные выводы на основании своего предыдущего опыта. Они не будут, в том числе, предполагать о фиксированных объемах производства других предприятий, если знают, что объемы производства конкурента колеблются в ответ на их собственные решения. И, в конечном счете, они установят, что в интересах любого из них действовать так, чтобы их совместная прибыль была бы максимальной.

Модель Курно предполагает, что предприятия устанавливают свои объемы выпуска продукции исходя из предположений относительно объемов выпуска конкурирующих предприятий. Однако, в модели Бертрана используется совершенно иной принцип, согласно которому предприятия определяют свой цены на свой выпуск и производство продукции исходя из установленного на рынке объема продаж.


Такая модель предполагает, что предприятие при установлении цены должно угадывать цену, которую выставит иное конкурирующее предприятие на схожий товар. При этом каждое предприятие стремится сделать выбор, который позволит максимизировать прибыль предприятия при установленной цене на схожую продукцию у другого предприятия.

Для российской промышленности характерна высокая степень концентрации производства. К наиболее монополизированным отраслям можно отнести следующие: черная металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли, машиностроение и цветная металлургия, отдельные отрасли пищевой промышленности По объему реализации олигополистические фирмы в России занимают лидирующее положение (по некоторым данным около 60% от общего производства основных видов промышленной продукции.

Олигополия является характерной чертой современной экономики западных стран, ее особенностью является переплетение монополий и конкуренции.

Переплетение монополий и конкуренции характерно для мирового рынка, особенно в отраслях рынка новых наукоемких товаров, когда число производителей-поставщиков ограничено.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О защите конкуренции"/"Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434

2. Азнабаева Г.Х., Ираева Н.Г., Ильин В.И. Финансирование инвестиционных процессов с помощью займов//Казанская наука. 2014. № 10. С. 31-34.

3. Байдаров А.Д. Антимонопольное законодательство в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ // Право и государство: теория и практика. - 2015. - №11. - С. 139-143

4. Балашов, А.И. Экономическая теория: Учебник. / А.И. Балашов и др. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 527 c.

5. Давыдов Б. Анализ конкурентной среды на региональных рынках производства нефтепродуктов в России // Нефть, газ и бизнес. 2016 г.№8. С. 28-32.

6. Журавлева, Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика- 1, 2. Мезоэкономика: Учебник / Г.П. Журавлева. - М.: Дашков и К, 2016. - 934 c.

7. Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 409 c.

8. Красносельская Д.Х. Управление накоплением капитала: пространственный аспект/Д.Х. Красносельская//Экономика и предпринимательство. -2015. -№8 (ч.1) -С. 377-381.

9. Колобова А.И., Илюшникова Е.Б. Государственное регулирование экономики в зарубежных странах // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2012. - №2. - С.79-82.