Файл: Понятие олигополии: признаки, виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Экономический рынок в определенной сфере может быть представлен некоторым количеством фирм, отдельные из которых занимают лидирующие позиции. Для описание подобной ситуации используется термин «олигополия». Отметим, что олигополия – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых затруднено или невозможно вовсе. Данная структура является наиболее распространенной на рынке в современной экономике.

К таким структурам относятся рынки, где несколько крупнейших фирм производят более пятидесяти процентов всей выпускаемой продукции. К подобным сферам деятельности относятся, например, машиностроение, самолетостроение, электроника и т.д. Если же концентрация производства ниже пятидесяти процентов, то это монополистическая структура рынка. Фирмы-олигополисты могут производить дифференцированную или однородную продукцию.

Первая в большинстве своем преобладает на рынке потребительских товаров, например, автомобили, бытовая техника. Вторая – преимущественно на сырьевом рынке (металлургия, полезные ископаемые).

С переходом государствам к рыночным отношениям, когда организации приобрели реальную экономическую самостоятельность, возникла задача демонополизации экономики.

Освободившиеся от зависимости вышестоящих органов – организации получили полное право устанавливать размеры производства и стоимости отпускаемой продукции и вследствие данного феномена начали функционировать как классические рыночные монополии. Но все же монополия как часть рынка в чистом виде сохранилась только в немногих сферах экономики.

К тому же лидирующее положение структуры нынешнего рынка занимает олигополия.

Актуальность проблемы представляется в том, что в обстоятельствах отечественной экономики олигополия вещественно воздействует на развитие государства. Это в особенности актуально в нынешнее кризисное время, когда осуществляется перераспределение собственности, сокращение игроков на рынке, различные интеграции и поглощения. Задача Федеральной антимонопольной службы – не допустить возникновение новейших монополистических и олигополистических структур, тайные сговоры, повышение стоимостей и т.д.

Олигополия считается одной из самых популяризованных структур рынка в нынешней экономике. Практически все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют как раз-таки такую структуру.


Самая заметная черта олигополии представляется в немногочисленности существующих на рынке предприятий.

Но все же в олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, вместе с крупными часто функционирует немало мелких компаний (и тут, как и при монополистической конкуренции может проявить себя патентной стратегия конкурентной борьбы).

Цель работы – рассмотреть особенности формирования и функционирования глобальной олигополии.

Задачи, поставленные в работе:

Выявить основные черты и механизмы функционирования олигополии

Изучить особенности олигополии на рынке;

В качествен пректической части провести анализ олигополии на рынук нефти в РФ.

Объект исследования - процессы функционирования олигополистических рынков.

Предмет исследования – особенности функционирования современных олигополистических рынков и олигополистов реального сектора экономики России.

В процессе исследования проблем стратегического взаимодействия фирм применялись следующие основные методы экономических исследований: системный подход, метод обобщений, экономическое моделирование, метод абстракций и дополнений, сравнительный анализ.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОЛИГОПОЛИИ

1.1 Понятие олигополии: признаки, виды

Олигополия — это структура рынка, на котором функционируют немногочисленные продавцы. Весьма вещественные преграды препятствуют проникновению в сферу инновационных предприятий. На рынке осуществляются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты. Отношения между компаниями квалифицируются как взаимозависимость. Организации, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения лишь после того, как выяснят направленность реакции соперников. [3]

Рынок олигополии сформирован из небольшого ряда продавцов, очень чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть похожими (сталь, алюминий), а могут быть и различными. Небольшое количество продавцов продиктовано тем, что новым претендентам сложно проникнуть на данный рынок. Любой продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная организация сократит свои стоимости на 10%, потребители быстро переориентируются на данного поставщика. Иным производителям стали придется реагировать или также сокращением цен, или предложением большего числа объема услуг. [4]


Олигополист никогда не претерпевает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата с посредством сокращения стоимостей. С иной стороны, если олигополист увеличит стоимости, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется или же возвращаться к прежним стоимостям, или рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.

Олигополию как структуру отличает малое представительство. Стоит отметить, что появление новых игроков на рынке олигополистической структуры весьма затруднительно. Связано это, в первую очередь, с необходимостью больших капиталовложений. В связи с этим олигополистический рынок представлен немногочисленно. Однако стоит учитывать, что помимо лидеров, на чью долю приходится большая часть оборота продукции в определенной отрасли, на рынке функционируют и малые предприятия. [6]

Помимо больших капиталовложений появление новых фирм на олигополистическом рынке затрудняют и другие причины.

К ним можно отнести:

• государственная политика, проводимая на момент регистрации фирмы;

• затраты на проведение маркетинговой компании;

• затруднения, связанные со сбытом и последующим обслуживанием товаров. На фоне сложившейся ситуации «игроки» рынка прибегают как ценовой, так и к неценовой конкуренции. Ценовая конкуренция является не всегда эффективной, поскольку снижение цены одной фирмы на продукцию приведет к тому, что конкуренты поступят так же, в итоге производители придут к снижению доходов

На олигополистическом рынке наиболее эффективно действует неценовая конкуренция, к которой можно отнести:

• качественные показатель выпускаемой продукции;

• надежность и долговечность использования;

• внедрение результатов технического прогресса;

• использование маркетинговых инструментов. Количество фирм-участников на олигополистическом рынке, диктует его структуру. [1]

Таким образом, олигополистический рынок может быть разряженным (представлены от двух до восьми участников) или плотным (включают более восьми объектов). Подобное деление позволяет более детально исследовать поведение фирм в разных условиях олигополистического рынка. Кроме того, исследуя количество представленных производителей можно проанализировать уровень предложения той или иной продукции. Количество фирм в отрасли влияет и на проводимую ими политику: действуют ли участники рынка независимо друг от друга, или же вступают в сговор, который может быть явным, открытым или скрытым. При независимой деятельности обычной используют понятие некооперированной олигополии, при сговоре – о кооперированной.


Олигополия плюсы и минусы

Каждая рыночная структура имеет свои положительные и отрицательные черты. Недостатки олигополии определяет:

сговор представителей компаний, влияющий на цены и уровень потребления;

издержки антимонопольного регулирования;

возможный застой продукции.

Преимущества олигополии выражаются в следующем:

не завышенные цены;

хорошее качество товара – опасаясь конкуренции, производители уделяют ему должное внимание;

наличие информации о товаре благодаря широкой рекламе. [6]

Виды олигополии

В олигополию входит несколько крупных предприятий. Они представляют всю отрасль на рынке сбыта. Существуют разные типы олигополии, среди которых выделяют следующие:

однородная – стандартизованная продукция производится несколькими предприятиями, она не отличается сортом, маркой, типом (спирт, цемент, сахар);

дифференцированная – предприятия производят продукцию одной отрасли, но с разнообразием сортов, видов, марок (напитки, автомобили, табачные изделия);

тайная – договоренность между руководителями предприятий о разделе источников по поставкам сырья с целью получения сверхприбыли;

доминирования – основной производитель имеет до 70% доли рынка, остальную часть занимают другие компании;

дуополия – два производителя поставляют продукцию на рынок.
В целом, поведение фирм на олигополистическом рынке подвержено двум тенденциям: во-первых, взаимозависимость фирм может способствовать вступлению в сговор; во-вторых, участники рынка стремятся конкурировать таким образом, чтобы получить большую долю прибыли в отрасли. Необходимо учитывать, что эти тенденции несовместимы друг с другом и реализуемы только по отдельности. Чем больше фирмы конкурируют между собой ради получения преимущества в прибыли, тем меньше становится общая величина этой прибыли. Олигополистическая структура рынка недостаточно проработана на данный момент. В настоящий момент это наименее изученная модель конкуренции, однако, играющая важную роль в становлении экономики. [7]

Крупные фирмы конкурируют между собой на потребительском рынке. Особенности олигополии ограничивают вступление новых фирм. Основной преградой является крупное капиталовложение, которое требуется для крупномасштабного производства. Немногочисленность компаний на рынке не позволяет поднимать конкуренцию снижением цен, что резко отражается на прибыли. Поэтому применяются более эффективные способы борьбы за конкуренцию – это качество, техническое превосходство, гарантийные сроки на изделие, условия оплаты.


На основании данных выводов можно выделить основные черты олигополии:

небольшое количество компаний обеспечивает всех покупателей;

существенный барьер для входа новых фирм на рынок сбыта;

взаимозависимость фирм в одной отрасли, ограничение в цене и объемах производства.

1.2 Особенности олигополии на рынке

     

Особенность олигополии, как специального типа строения рынка, представляется во всеобщей взаимозависимости поведения компаний-продавцов. Организация-олигополист не может не считаться с тем, что соотношение между выбранным им уровнем стоимости и количеством продукции, которое оно сможет по данной стоимости реализовать, имеет зависимость от поведения его соперников, которое в свою очередь имеет зависимость от принятого им решения. В первую очередь, олигопольные рынки различают по тому, функционируют ли их участники-олигополисты совершенно независимо друг от друга, на свой страх и риск или же, наоборот они вступают в сговор, который может быть явным, открытым или тайным, скрытым. В первом случае обычно говорят о некооперированной, во втором о кооперированной олигополии.

Выделяют следующие основные особенности олигополии на рынке:

Экономия от масштабов производства.

Технико-экономические свойственные характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный уровень затрат на единицу продукции может быть достигнут организацией при очень высоком размере производства и реализации продукции. Данный объем бывает столь велик, что может ублаготворить вещественную долю функционирующего рыночного спроса на данную продукцию. Следовательно, при стоимости, покрывающей только минимум возможных издержек, достаточно будет всего нескольких организаций, чтобы обеспечить весь существующий спрос [8].

Взаимозависимость компаний на рынке. Организация-олигополист, в частности как и монополист, может свободно устанавливать стоимости на свою продукцию. Однако, в различии от монополиста, она пытается этого не делать, так как последствия ее решения могут быть самыми разными имея зависимость от реакции иных компаний-участников рынка.

Таким образом, сокращение стоимости может, во-первых, сопровождаться сокращением стоимостей у организаций-конкурентов и, следовательно, не предоставить предполагаемого увеличения объема продаж и прибыли. Во-вторых, оно может не повлиять на стоимости конкурентов, но привести к проведению последними мощной рекламной компании, ориентированной на преобразование своего имиджа в глазах покупателя.