Файл: Цель и задачи налогового учета (проблемы организации налогового учета в современных организациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. [16.C.19]

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. [13.C.31]

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления. [12.C.76]

Так как не существует четких и единых стандартов к структуре налоговых регистров, то информация в них может быть сформирована по различным признакам. Так существуют особенности налогового учета в зависимости от того, производственное это предприятие или торговое, строительное или оказывающее услуги. Налоговые регистры должны отражать все особенности налогового учета предприятия. Таким образом, содержание налоговых регистров во многом зависит от принятой учетной политики предприятия.

Обязательные элементом учетной политики предприятия является порядок формирования доходов и расходов. [7]

Налоговый учет доходов производственных предприятий ведется в обычном порядке. Доходы от продажи товаров учитывают в составе выручки от реализации. Для целей налогообложения товаром считается любое реализуемое или предназначенное для реализации имущество предприятия (основные средства, нематериальные активы, материалы, ценные бумаги, готовая продукция и т.д.). Доходы от его продажи учитывают в составе выручки. Остальные поступления отражают в составе внереализационных доходов.


Расходы производственных предприятия, связанные с производством и реализацией, делятся на прямые и косвенные.

К прямым относят расходы:

  • на приобретение сырья и материалов, которые используют в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);
  • на приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов, необходимых для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);
  • на оплату труда основного производственного персонала, страховые взносы во внебюджетные фонды и взносы, начисленные с их заработной платы (платежи по страхованию сотрудников в состав прямых расходов не включают);
  • связанные с начислением амортизации по основным средствам производственного назначения. [19.C.54]

Остальные расходы (кроме внереализационных) относят к косвенным. Облагаемую прибыль предприятия уменьшают только те прямые расходы, которые относятся к реализованной продукции. Косвенные и внереализационные расходы учитывают при налогообложении полностью. Налоговые регистры должны отражать процессы формирования доходов и расходов, определения прибыли.

Материалы отражают в бухгалтерском и налоговом учете по фактической себестоимости. Это правило также распространяется на сырье, комплектующие и полуфабрикаты.

В бухгалтерском учете затраты на оплату информационных и консультационных услуг, связанных с покупкой материалов, увеличивают их стоимость. В налоговом учете такие затраты включают в состав прочих расходов. На фактическую себестоимость материалов они не влияют.[10.C.19]

В налоговом учете проценты по любым кредитам (в пределах нормативов) учитывают как внереализационные расходы.

В налоговом учете фактическую себестоимость материалов отражают:

  • в регистре «Учета операций приобретения имущества, работ, услуг, прав»;
  • в регистре-расчете «Формирование стоимости объекта учета»

После этого оформляется один из следующих регистров:

  • если материалы списываются по методу ФИФО - регистр «Информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО»;
  • если материалы списываются по средней себестоимости - регистр «Информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости». [6]

Регистр «Учет операций приобретения имущества, работ, услуг, прав» заполняют на основании первичных документов, в которых отражены затраты, связанные с получением материалов (например, договоров, накладных, счетов-фактур и т.д.). Исходя из данных этого регистра, заполняется регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета». Далее оформляется регистр «Информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО», либо регистр «Информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости» (в зависимости от метода списания материалов). В налоговом учете фактическую себестоимость материалов, переданных в производство, списывают одним из трех методов.


Рекомендации Федеральной налоговой службы России по применению налоговых регистров предусматривают, что стоимость материалов, которая должна быть списана, определяется после каждой операции, связанной с их списанием. Материалы, предназначенные для основного производства, могут быть использованы на собственные нужды предприятия. Себестоимость таких материалов в состав прямых расходов не включается. Она учитывается в составе тех расходов, на которые списаны материалы (затрат на ремонт основных средств, затрат на ремонт инвентаря и т.д.). [11.C.30]

Фактическая себестоимость материалов, использованных для собственных нужд, списывается в том же порядке, что и при их передаче в производство (то есть по себестоимости единицы, средней себестоимости, методу ФИФО).

В бухгалтерском учете фактическую себестоимость безвозмездно переданных материалов, а также затраты, связанные с такой передачей, отражают в составе прочих расходов. При налогообложении прибыли такие расходы не учитывают. Стоимость безвозмездно переданного имущества облагается НДС. [4]

В бухгалтерском учете выручку от продажи материалов отражают в составе прочих доходов, а затраты, связанные с их продажей, - в составе прочих расходов. В налоговом учете такие доходы отражают в составе выручки от реализации, а расходы - в составе затрат, связанных с получением доходов.

Доходы, полученные от продажи материалов, уменьшают: фактическую себестоимость проданных материалов; расходы, связанные с продажей материалов.

С 2010 г. при реализации материалов, которые были получены при ремонте, демонтаже, ликвидации основных средств, в расходах признают их рыночную стоимость (то есть всю сумму, которая была ранее включена во внереализационные доходы предприятия). Такой же порядок действует и при продаже излишков, выявленных при инвентаризации.

Фактическую себестоимость списанных материалов отражают в следующих регистрах налогового учета:

  • регистр «Информация о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости»;
  • регистр-расчет «Стоимость списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО»;
  • регистр «Налоговый учет первоначальной стоимости приобретенных материалов»;
  • сводный регистр-расчет «Стоимость материалов, списанных в отчетном периоде»; [7]
  • регистр «Учет стоимости реализованного прочего имущества»;
  • регистр «Учет операций выбытия имущества, работ, услуг, прав».

При списании материалов, прежде всего, оформляют регистр-расчет «Стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде».[13.C.76]


Последующий налоговый учет стоимости израсходованных материалов зависит от способа их списания. Если материалы списываются по средней себестоимости, то оформляют регистр «Информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости». Если материалы списываются по методу ФИФО, то оформляют регистр- расчет «Стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО». Некоторые данные из этих регистров переносят в регистры налогового учета первоначальной стоимости приобретенных материалов.

Если предприятие продает материалы на сторону (безвозмездная передача, передача в качестве вклада в уставный капитал), дополнительно оформляют:

  • регистр «Учет операций выбытия имущества, работ, услуг, прав»;
  • регистр «Учет стоимости реализованного прочего имущества». [13.C.60]

Все эти регистры заполняют на основании первичных документов по отпуску материалов (лимитно-заборных карт, требований-накладных), договоров и накладных (при отпуске материалов на сторону) и данных регистров налогового учета по формированию фактической себестоимости материалов.[13.C.61]

В состав затрат, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия, включают только прямые расходы, которые относятся к реализованной готовой продукции или работам. Предприятия, которые оказывают услуги, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на всю сумму своих прямых расходов. Относятся ли эти расходы к оказанным услугам или нет, значения не имеет. Прямые расходы, которые относятся к незавершенному производству (то есть продукции, не прошедшей всех стадий обработки, или работам, которые начаты, но не выполнены) и готовой продукции, не реализованной покупателям, налогооблагаемую прибыль не уменьшают. [13.C.62]

Предприятия самостоятельно определяют порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на готовую продукцию (выполненные работы). Выбранный порядок необходимо закрепить в учетной политике предприятия для целей налогового учета. Применять его следует не менее двух налоговых периодов.

Федеральной налоговой службой России не установлены единые сводные регистры по учету прямых расходов, которые относятся к реализованной продукции (работам) и включаются в затраты отчетного периода. Предприятиям необходимо разработать соответствующие регистры самостоятельно. [18.C.39]

Также отдельно учитываются в налоговом учете доходы и расходы по обслуживающим производствам и хозяйствам. К обслуживающим производствам относятся жилищно-коммунальные хозяйства (жилые дома, гостиницы, общежития и т.д.), объекты социально-культурной сферы (поликлиники, дома культуры, санатории и базы отдыха и т.д.) и другие подразделения, которые числятся на балансе предприятия. [13.C.66]


Доходы и расходы по этим производствам (хозяйствам), а также налоговая база по этой деятельности определяется отдельно от других видов деятельности. Результатом деятельности обслуживающих производств (хозяйств) может быть убыток, который включают в расходы при определении налоговой базы по прибыли, если выполняются следующие условия:

  • стоимость оказываемых услуг не должна быть ниже стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями;
  • расходы на содержание объектов обслуживающих производств (хозяйств) не должны превышать расходы на содержание аналогичных специализированных организаций; [18.C.33]
  • условия оказания услуг обслуживающим производством (хозяйством) не должны отличаться от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых такая деятельность является основной.

Если хотя бы одно из перечисленных условий не выполняется, то полученный убыток можно перенести на будущее на срок до 10 лет.

При этом на погашение полученного убытка можно направлять только прибыль, полученную от деятельности обслуживающих производств (хозяйств).

В налоговом учете доходы и расходы обслуживающих производств (хозяйств) отражают в двух налоговых регистрах:

  • регистр-расчет «Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств»;
  • регистр «Учет убытков обслуживающих производств и хозяйств».[13.C.60]

Прежде оформляется регистр-расчет «Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств». Его заполняют на основании первичных документов, в которых отражены затраты, связанные с содержанием обслуживающих производств, а также налоговых регистров, в которых есть необходимая информация. Исходя из данных этого регистра, заполняется регистр учета убытков обслуживающих производств и хозяйств.[13.C.69]

Информация налоговых регистров производственных предприятий является неотъемлемой частью общей учетно-информационной системы предприятия, направленной на повышение экономической безопасности.

Выводы:

Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о налогооблагаемых объектах, имуществе и хозяйственных операциях налогоплательщика и контроля исчисления и уплаты налога на прибыль. Прозрачность налогового учета определяется следующими условиями: соответствие учетной политики для целей налогообложения требованиям НК РФ и особенностям хозяйственной деятельности предприятия; достоверность бухгалтерского учета; обязательное определение порядка перехода от данных бухгалтерского учета к данным налогового учета; разработка системы регистров налогового учета, которая предусматривает набор определенных форм отчетных регистров, их взаимосвязь и последовательность заполнения; четкое изложение правил налогового учета имущества и операций в инструкции или стандарте налогового учета. Соблюдение перечисленных условий сделает налоговый учет достоверным, а значит, обеспечивающим экономическую безопасность предприятия.