Файл: Цель и задачи налогового учета (проблемы организации налогового учета в современных организациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С целью сведения претензий налоговых инспекторов до минимума и тем самым обеспечить себе необходимую доказательную базу, если дело дойдёт до суда. Как правило, на практике есть смысл каждый раз заранее проанализировать каждую конкретную ситуацию, найти оптимальную линию поведения, а в случае необходимости иметь в арсенале дополнительные аргументы и доказательства экономической целесообразности и обоснованности осуществляемых расходов. [13.C.69]

Иногда с этой целью необходимо собирать целое «досье», кроме обычной «первички» от контрагентов, следует оформлять отчёты, служебные записки, приказы, обосновывающие целевую направленность и необходимость осуществляемых расходов. Например, уместно провести специальное заседание или совещание руководства организации, результаты которого в обязательном порядке протоколируются и тем самым фиксируются принятые решения. Такого рода мероприятия призваны устранить или минимизировать негативные последствия. Такой документ поможет подтвердить целесообразность соответствующих расходов и способствовать достижению целей организации. Кроме того, руководитель организации может издать указ об осуществлении каких- либо мероприятий, формулировка которого может начинаться с формулировки типа «для достижения запланированных объёмов продаж» или «с целью расширения рынков сбыта». [13.C.71]

Особо пристальное внимание необходимо обращать на доказательства, которые подтверждают факт получения всевозможных услуг, которые по своей природе нематериальны. Предположим, бухгалтер в рамках заключённого договора на оказание консультационных или аудиторских услуг получил устную консультацию, услуга оказана, однако вещественного, материального доказательства этого факта нет. И даже в том случае, если будет наличествовать акт оказания услуг, у налоговых органов может возникнуть претензия.

В таких случаях целесообразно подстраховаться и заранее составить документы в письменном виде. При этом такого рода документы необходимо составлять достаточно подробно, с перечислением дат, тем указанных консультаций, краткого отчёта по итогам каждой консультации, составлением протокола устной консультации. Вариантов перестраховки существует бесчисленное множество, поскольку порядок обоснования целесообразности расходов законодательно не закреплён. [9.C.65]

Кроме того, хорошим «козырем» может стать составление аналитических отчётов, подготовка прогнозных финансовых расчётов, которые иллюстрируют ожидаемый экономический эффект от запланированных расходов. Дополнительно могут помочь следующие аргументы. Рассмотрим ряд из них.[13.C.64]


Варианты квалификации расходов. Нередки случаи, когда одни и те же расходы можно трактовать по- разному и подводить под различные нормы и виды. Например, расходы, связанные с содержанием и благоустройством прилегающей территории, в том числе подъездов и подходов к арендованным или собственным помещениям, можно аргументировать и рассматривать их обоснованность одним их следующих способов:

  • ссылкой на норму подпункта 7 статьи 264 НК [2] Российской Федерации во взаимосвязи с нормами трудового законодательства статья 212, 163 Трудового Кодекса Российской Федерации [3], как расходы на соблюдение мер по технической безопасности и обеспечения работникам нормальных условий труда;
  • в привязке к подпункту 2 пункта 1 статьи 253 НК Российской Федерации, как расходы на поддержание сооружений, зданий, помещений в надлежащем состоянии;
  • выполнение требований местного и (или) регионального законодательства;
  • путём проведения расходов под статьёй 254 НК Российской Федерации или подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК Российской Федерации[2], с аргументацией их обоснованности, что такого рода расходы позволяют обеспечить клиентам более удобный доступ к офису, кафе, торговой точке, бизнес - центру.

Требования регионального законодательства.

В данном случае прибавить вера расходам в том случае, когда их осуществление связано с исполнением требований региональных или местных властей. К примеру, в преддверии каких-либо праздников местные власти могут обязать некоторых предпринимателей или организации украсить витрины для создания праздничного настроения. Кроме того могут объявить конкурс на лучшее праздничное оформление. При наличии такого рода нормативных актов и распоряжений будет гораздо легче отстаивать соответствующие расходы.

Открытие перечни и «аналогичные расходы».

Как известно, законодатель не стремится жёстко ограничить круг расходов, именно поэтому перечни «разрешённых» расходов являются открытыми, это позволяет признать в налоговом учёте не только расходы, которые прямо поименованы, но и ряд смежных.

К примеру, в пункте 25 статьи 255 НК Российской Федерации [2] оговаривается, что к расходам на оплату труда можно отнести расходы, которые напрямую не упомянуты в предыдущих пунктах этой статьи, в том случае, если они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором и произведены в пользу работника.

Не стоит забывать о «запрещённых» расходах, учтённых в статье 270 НК Российской Федерации [2]. К примеру, вне зависимости от содержания коллективных и трудовых договоров нельзя снижать налогооблагаемую прибыль на суммы оплаты путёвок на отдых или лечение, путешествий и экскурсий, занятие в спортивных кружках, секциях или клубах, товаров для личного потребления работников, материальной помощи работникам и другие аналогичные расходы, произведённые в пользу работников.


Зато в подпункте 49 пункте 1 статьи 264 НК Российской Федерации [2] в составе прочих расходов, связанных с реализацией и производством, позволяется учитывать те виды расходов, которые прямо не прописаны в данном пункте. Аналогичное относится и к внереализационным расходам.

Более того, необходимо внимательно читать отдельные пункты статей, которые рассматривают «расширенное» толкование. Поскольку нередко перечисление конкретных примеров отдельных расходов начинают с формулировки «в частности», то есть изначально подразумевается неполнота перечней расходов, и (или) заканчивается - «и другие аналогичные расходы».

К примеру, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 265 НК Российской Федерации к расходам на организацию выпуска ценных бумаг, которые включаются в состав внереализационных расходов в целях налогообложения прибыли, относятся не только прописанные в нём расходы на приобретение или изготовление бланков, подготовку проспекта эмиссионных ценных бумаг, расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг, регистрацию ценных бумаг, но и другие аналогичные расходы.[13.C.60]

На этом основании в письме от 06.03.09 № 03-03-06/1/40 Минфин России разъяснил: к их числу можно отнести и расходы на юридические и консультационные услуги, если они были связаны с подготовкой публичного размещения акций. [19.C.31]

2.2. Перспективы развития налогового учета в России

Немаловажной проблемой современной российской налоговой системы является разделение налогового и бухгалтерского учёта. Все более широкое использование МСФО особенно остро обозначило конфликт бухгалтерского и налогового учёта, так как МСФО не допускают никаких компромиссов с налогообложением. Разделение налогового и бухгалтерского учета в той или иной степени в разное время проявилось во всех национальных экономических системах, базирующихся на рыночных принципах.

Главной причиной разделения учётов стало принципиальное различие между целями расчёта налогов и налогового администрирования с одной стороны и целями формирования достоверной финансовой отчётности для принятия экономических решений с другой стороны [14.C.21].

Государственные органы в процессе разделения бухгалтерского и налогового учёта преследовали цель обеспечить для себя, а также для хозяйствующих субъектов возможность корректировать налоговые поступления в бюджет за счёт изменения налогооблагаемой базы. Инструментом таких изменений и стало ведение параллельного налогового учёта. Различные цели потребовали использования не только разных, но и противоположных регулятивных принципов. В результате требования к исходящей итоговой информации, предоставляемой налоговым и бухгалтерским учётом, оказались несовместимыми [8.C.22].


Важно понимать, что при указанной модели учёта наблюдается появление дополнительных издержек, а также имеет место постепенное усложнение правил учёта доходов, расходов и других объектов учёта. Что, в свою очередь, влечёт допущение бухгалтерами ошибок при исчислении налоговой базы и сумм налогов и, как следствие, недопоступление обязательных платежей в бюджет, появление задолженностей.

Для решения обозначенной ранее в данном исследовании проблемы ведения параллельного налогового учёта наряду с бухгалтерским учётом и нивелирования, таким образом, рисков, порождаемых такой моделью учёта, необходимо сближение правил налогового и бухгалтерского учёта. Сближение двух учётов означает, в частности, отмену норм, которые не соответствуют бухгалтерскому учёту. Указанное сближение должно происходить без ущерба функциям и целям составления бухгалтерской отчётности. В результате оно должно привести к исключению необходимости ведения параллельного налогового учёта. [13.C.60]

Как уже было указано, система современного налогового учёта характеризуется избыточной отчётностью, излишними затратами, связанными с необходимостью ведения параллельно с бухгалтерским учётом налогового учёта.[19.C.81]

Между тем, очевидно, что налоговая отчётность должна быть проще и основываться на данных бухгалтерского учёта. Безусловно, в настоящее время планируется упрощение налогового учёта через изменение норм налогообложения прибыли организаций, вызывающих сложности при ведении учёта, а также ограничивающих возможности использования одинаковых правил налогового и бухгалтерского учёта. [8.C.31]

Так, в рамках проводимой работы был уточнён порядок налогового учёта доходов и расходов при совершении операций с имуществом, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, компетентными органами власти были проведены анализ и инвентаризация норм, обусловливающих существование различий между налоговым и бухгалтерским учётами. По итогам этой работы были определены области, в которых законодательством о налогах и сборах нецелесообразно устанавливать особые правила определения показателей, используемых при расчёте налоговой базы, отличные от правил бухгалтерского учёта. Количество таких различий в итоге должно быть сведено к минимуму, что будет сделано как путём внесения изменений в Налоговый кодекс, так и, возможно, корректировок некоторых правил бухгалтерского учёта. Итогом данной работы, в соответствии с указанными положениями, должна стать система налогового учёта, которая будет более тесно привязана к регистрам бухгалтерского учёта [12.C.6].


В целях решения поставленной проблемы необходимо произвести следующие изменения в правилах ведения бухгалтерского учёта:

  1. Исключение временных разниц в бухгалтерском учёте. Для этих целей необходимо установить следующие правила признания доходов и расходов:
  • отказ от применения в целях исчисления налога на прибыль способа начисления амортизации, отличного от способа начисления амортизации, принятого в учётной политике организации для целей бухгалтерского учёта;
  • применение единого способа признания коммерческих и управленческих расходов в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг в отчётном периоде для целей бухгалтерского учёта и для целей исчисления налога на прибыль организаций; [13.C.60]
  • единый способ признания убытка, перенесённого на будущее, в текущем и последующих отчётных периодах;
  • применение, в случае продажи объектов основных средств, единых правил признания для целей налогообложения остаточной стоимости объектов основных средств и расходов, связанных с их продажей;
  • применение единого метода определения доходов и расходов в целях бухгалтерского учёта и в целях налогообложения (по общему правилу, - метода начисления, а для отдельных категорий хозяйствующих субъектов (малого бизнеса) - кассового метода); [13.C.60]
  • применение единых правил отражения процентов, уплачиваемых организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) для целей бухгалтерского учёта и целей налогообложения;
  • применение единых правил учёта иных аналогичных групп доходов и расходов, если применение различных методов их учёта, согласно существующим в настоящее время правилам налогового и бухгалтерского учёта, влечёт появление временных разниц [11.C.77].
  1. Отражение сумм постоянных разниц на соответствующих субсчетах счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и 91 «Прочие доходы и расходы» бухгалтерского учёта. Формирование сумм постоянных отложенных активов и постоянных отложенных обязательств на соответствующих субсчетах счёта 99 «Прибыли и убытки». [18.C.51]

Выводы:

Основываясь на экономической сущности товарно-денежных отношений, более целесообразным полагаем использование кассового метода признания доходов и расходов в бухгалтерском учёте. Однако экономика современного мира - это экономика «обязательств». Этой экономике присуща нетипичная для классической экономической теории рынка модель товарооборота: «обязательство - товар - обязательство», а не привычная для нас модель «деньги - товар - деньги». Поэтому в настоящее время применение кассового метода может повлечь появление некоторых проблем и сложностей, рисков для хозяйствующих субъектов. На наш взгляд, применение кассового метода будет наиболее оптимальным и не повлечёт за собой возникновение рисков и проблем тогда, когда властная элита (не только национальная, но и мировая) возьмёт курс на построение экономики «реальных денежных потоков», когда экономика «обязательств», основанная на финансовых махинациях и избытке деривативов, породивших, в частности, кризисы перепроизводства, уйдёт в прошлое.