Файл: Франчайзинг в системе российского гражданского права..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Договор коммерческой концессии может считаться заключенным, если между сторонами в письменной форме (путем подписания одного документа) достигнуто соглашение по всем существенным условиям (п. 1 ст. 432 ГК). Разногласия, которые возникают между сторонами при заключении договора коммерческой концессии, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда только по соглашению сторон, и, если такое соглашение достигнуто, спорные условия договора определяются по решению суда (ст. 446 ГК).

В свою очередь текст договора франчайзинга составляется франчайзором и носит обязательный характер, предлагая франчайзи либо соглашаться с его условиями, либо не соглашаться. На наш взгляд, это является более разумным, так как франчайзор заключает договоры со многими франчайзи, поэтому было бы не разумно каждый раз менять какие-то пункты по запросу отдельного франчайзи.

Существующее несовершенство правового регулирования в российском законодательстве договора коммерческой концессии тормозит развитие экономических отношений и бизнеса в целом. Разумнее было бы урегулировать данные отношения не только нормами гражданского законодательства, но и отдельными нормативно-правовыми актами. Так же следует использовать опыт западных государств и приблизить правовое регулирование договора коммерческой концессии к договору франчайзинга.

Каким образом будет развиваться коммерческая концессия в российских условиях покажет время, однако, это один из выгодных и удобных способов ведения предпринимательства, который уже получает большое распространение.

2 Франчайзинг как форма развития предпринимательской деятельности в России

Среди различных методов и направлений, позволяющих развивать любой бизнес, особое место занимает франчайзинг. В отличие от традиционных форм бизнеса при франчайзинге функции продавца выполняют одновременно два франшизных партнера: франшизодатель и франшизополучатель. С одной стороны, каждый из партнеров преследует собственные цели и задачи, не всегда совпадающие с интересами франшизного партнера, а с другой - оба франшизных участника объединяют свои усилия для достижения единой цели - максимального удовлетворения потребительского спроса на конкретном сегменте рынка. Основной сферой применения франчайзинга является малый и средний бизнес. Именно для них более всего подходят те условия, которые определяют субъектные отношения, возникающие между франчайзером и франчайзи. По словам руководителя Департамента поддержки малого предпринимательства Правительства Москвы М. Вышегородцева, «франчайзинг - это практически симбиоз малого и среднего бизнеса. Именно эти форматы бизнеса в совокупности являются основой всей национальной экономики, и их взаимодействие благотворно влияет на ее развитие в целом».


Для российской экономики франчайзинг на сегодняшний день является относительно новым явлением, поэтому очень важно иметь четкое и полное представление о сущности франчайзинга, его структуре и преимуществах.

Рынок франчайзинговых услуг в нашей стране начал формироваться более десяти лет назад. Первыми владельцами франшиз были иностранные компании - известные во всем мире предприятия фаст-фуда, розничной продажи одежды, мороженого, автозаправочные. Но постепенно стали появляться и российские бренды. По данным Российской ассоциации франчайзинга, на российском рынке более 300 франшизных компаний и, соответственно, более 3 тысяч франчайзи, то есть тех предпринимателей, которые купили и развивают свой бизнес по методу франчайзинга. На сегодняшний день на российском франчайзинговом рынке доминируют российские компании, примерно половину из которых составляют предприятия торговли, а другая часть - это, прежде всего, компании, занимающиеся общественным питанием и обслуживанием бизнеса.

Даже в условиях кризиса в России наблюдается возрастающий интерес к развитию бизнеса с использованием концепций франчайзинга. Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга, возросло с 50 в 2001 г. почти до 750 в 2008 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. Только в 2008 г. количество франшиз по сравнению с 2007 г. возросло более чем на 40 %3. Рост количества франчайзеров происходил и в других странах постсоветского пространства. Так, в Украине в 2008 г. число франчайзеров увеличилось на 26 %, также возросло количество отраслей их экономической активности (охват 92 против 84), например, появился новый сетевой сегмент франчайзингового бизнеса - финансы, а именно, развитие банков по франчайзингу 4. В 2009 г. в Украине активных франчайзеров насчитывалось более 200, это, действительно, те компании, которые имеют парт- неров-франчайзи, и за год открыли одну и более франчайзинговых точек.

Франчайзинг представляет собой систему отношений субъектов рынка - франчайзера и франчайзи, при котором торговая марка и/или товарный знак франчайзера, его ноу-хау, методы и технологии ведения бизнеса и другие права на производственную и/или интеллектуальную собственность предоставляются франчайзи в обмен на прямое или косвенное финансовое вознаграждение при продолжительной поддержке в технических вопросах и в вопросах ведения бизнеса со стороны франчайзера в рамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами для этой цели франчайзингового договора. Сеть однородных предприятий, имеющих единую торговую марку (товарный знак) и соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров или оказания услуг, наиболее важными из которых являются единые требования к качеству товаров (услуг) и единые цены, устанавливаемые и регулируемые централизованно, можно назвать франчайзинговой системой.


Основными субъектами франчайзинга обязательно являются две стороны. Первой стороной, франчайзером (франшизодатель, правообладатель), является крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке. Эта фирма предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать на заранее оговоренных условиях и на определенный срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой. Франчайзер в системе всегда один. Второй стороной - франчайзи (франшизополучатель, франчайзиат) является, как правило, малое предприятие или индивидуальный предприниматель (юридическое или физическое лицо), приобретающие (на возмездной основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой. Франчайзи, как правило, несколько в одной франчайзинговой системе.

Франчайзер и франчайзи связаны друг с другом системой договоров, в основе которых

лежит франшиза. Это контрольная лицензия, выданная одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая устанавливает между франчайзером и франчайзи специфическую систему взаимоотношений. Она позволяет франчайзи заниматься определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциирующееся с франчайзером. Франчайзи имеет право осуществлять контроль за качеством ведения бизнеса, получая за все соответствующее финансовое возмещение.

Классификация видов франчайзинга может осуществляться по следующим критериям: по характеру объекта франчайзинга, по количеству франшиз, по стоимости франшизы с позиции инвестора, по стратегии расширения франшизного бизнеса, по месту франшизодателя в структуре сбытового канала, по структуре построения франшизной системы.

Франчайзинг как относительно новый вид экономических отношений для России, активно развиваемый в предпринимательской практике, имеет достоинства и недостатки, которые могут проявляться у франчайзера, франчайзи и потребителя. Наиболее важным из достоинств является то, что франчайзинг позволяет значительно расширить рынок сбыта стандартного, хорошо известного потребителю товара, сохраняя при этом независимость франчайзи как предпринимателя. При этом франчайзинг расширяет потенциал малого бизнеса, предоставляя ему многие возможности крупных предприятий. Основными же недостатками данного вида деятельности для франчайзера являются зависимость от франчайзи, ограниченный уровень влияния и контроля. В конечном итоге франчайзинговая система менее гибка, по сравнению с крупными корпорациями и предприятиями малого бизнеса.


Что касается правового регулирования франчайзинга, то отдельное законодательство о франчайзинге принято лишь в некоторых странах мира. Только в 3 странах - США, Румынии и Республике Молдова - приняты специальные законы относительно этого вида деятельности. Есть страны (Франция, Германия, Россия), где законодательная основа содержится в других законах: Гражданском кодексе; законах, связанных с предпринимательской деятельностью; различных нормативных актах, принятых Правительством или специализированными неправительственными организациями .

По мнению экспертов Всемирной организации интеллектуальной собственности, с правовой точки зрения франчайзинг в достаточной степени регулируется договорным правом, поэтому для его развития не требуются особые законы и специальные регулирующие структуры .

Международных договоров, напрямую регулирующих систему франчайзинга, не принято. Однако на международном уровне в этом направлении ведется разработка унифицированных правил. В частности, УНИДРУА разработаны: Руководство по организации международной сети коммерческой концессии (франчайзинга), которое имеет рекомендательный характер, и его применение может быть согласовано участниками соответствующего договора; Модельный закон «О раскрытии информации о франшизе» 2002 г.8, устанавливающий обязанность франчайзера в раскрытии информации, ее объема, восстановления нарушенных прав франчайзи и ответственности франчайзера в случае неисполнения своей обязанности.

В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются гл. 54 Гражданского кодекса РФ, которая называется «Коммерческая концессия». Термины «франчайзинг» и «франшиза» в ГК РФ не употребляются.

Кроме того, в России было принято несколько нормативных актов, касающихся франчайзинга, в частности, приказ МНС РФ от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-09/730 «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)», приказ Минфина РФ от 12 августа 2005 г. № 105н «О регистрации договоров коммерческой концессии (субконцессии)».

Несмотря на то что гл. 54 ГК не содержит термина «франчайзинг», он повсеместно используется в практике хозяйствующих субъектов для обозначения правоотношений, входящих в предмет договора коммерческой концессии. С 1 января 2008 г. гл. 54 Гражданского кодекса РФ, посвященная коммерческой концессии (франчайзингу), действует в новой редакции. В соответствии с новой концепцией этой главы изменен сам предмет договора коммерческой концессии, что повлекло за собой изменение других существенных условий договора.


Понятие договора коммерческой концессии раскрыто в п. 1 ст. 1027 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

В соответствии с п. 3 ст. 1027 ГК РФ договор коммерческой концессии применяется в сфере предпринимательской деятельности, поэтому сторонами данного договора могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

С 1 января 2008 г. отменена регистрация договоров коммерческой концессии в налоговых органах. Эти договоры подлежат государственной регистрации только в Роспатенте, где проводится их экспертиза.

Договор коммерческой концессии (франчайзинга) всегда является возмездным. Статьей 1030 ГК РФ допускаются различные формы вознаграждения правообладателю, а именно:

фиксированные разовые или периодические платежи;

отчисления от выручки;

наценка на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателю для перепродажи;

иная форма вознаграждения, предусмотренная договором, не противоречащая действующему законодательству и методам ценообразования, применяемым в деловом обороте.

В международной практике для определения периодических лицензионных платежей используется термин «роялти» - периодические отчисления франчайзеру, выплачиваемые в течение всего срока действия договора франчайзинга и устанавливаемые в фиксированной сумме либо в процентах от дохода франчайзи. Для разового платежа используется термин «паушальный платеж» - первоначальный единовременный платеж франчайзеру, выкуп права пользования его торговой маркой. Другими словами, цена за передаваемую технологию обычно устанавливается в виде паушальной суммы или в форме роялти.

Франчайзинг, как и любой вид предпринимательской деятельности, основан на стремлении субъектов этого бизнеса получать и увеличивать свою прибыль. Для ведения данной предпринимательской деятельности требуются финансовые ресурсы во всех формах их проявления, что приводит к появлению финансовых потоков, состоящих из доходов и расходов, которые у франчайзера и франчайзи - различны. Наиболее существенными финансовыми потоками являются платежи, которые осуществляют франчайзи для обеспечения деятельности франчайзера. Как показывает практика, среди них могут быть следующие основные выплаты: