Файл: Франчайзинг в системе российского гражданского права..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одноразовая оплата франшизы - обязательный платеж, предоставляющий право франчайзи заняться франчайзинговым бизнесом.

Роялти - регулярные, обязательные платежи франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с поддержанием и развитием франчайзинговой системы.

Отчисления в централизованный рекламный фонд франчайзера с целью поддержания имиджа товарной марки (бренда) объекта франчайзинга.

Дополнительные платежи, направленные на покрытие стоимости дополнительных услуг.

Безусловно, применение франчайзинга является хорошим способом привлечения капиталов для развития собственной концепции. Франчайзи несут все инвестиционные затраты, связанные с построением сбытовой сети, при этом сбытовая сеть, фактически не являясь собственностью франчайзера, формирует для него постоянные источники доходов.

Важно подчеркнуть, что одним из главных источников финансирования франчайзинга является банковский кредит. Зарубежом уже давно считается, что кредитование потенциальных франчайзи более надежно по сравнению с обычными кредитами на открытие нового или развитие уже действующего бизнеса в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован. Только 14 % франчайзинговых фирм в течение первых двух-трех лет деятельности закрываются по различным причинам. Помимо низкого уровня банкротств, минимизации кредитных рисков банков способствует высокий уровень планирования франчайзингового бизнеса, в том числе при привлечении заемных средств. Кроме того, франчайзер, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредитов или лизинга. Поэтому банки, лизинговые компании, другие финансовые кредитные организации предпочитают работу с франчайзи контактам с самостоятельно начинающими предпринимателями. Например, в коммерческих банках Великобритании действуют специальные франчайзинговые департаменты. Причем не только банки, но и государство принимает самое активное участие во франчайзинге, гарантируя на 2/3 заем малого предприятия у коммерческого банка.

В российской практике франчайзеры также стали обращаться к кредитным организациям с целью получения кредитной поддержки своим потенциальным франчази. Так, например, с 10 ноября 2008 г. «ТМ Donatto» и банк «ВТБ 24» достигли соглашения о Программе специального партнерства по кредитованию. Эта программа предназначена для развития малого предпринимательства в России и предусматривает специальные условия по кредитованию при открытии магазина «Donatto» в любом регионе.


Анализируя итоги развития франчайзинга в России, можно сделать ряд следующих выводов.

Франчайзинг является эффективным финансово-экономическим инструментом и способом повышения устойчивости и надежности предприятий бизнеса, особенно для начинающих предпринимателей. Франчайзинг в России развивается, несмотря на целый ряд трудностей и неудач. Основными сферами использования франчайзинга в России являются система общественного питания, в первую очередь рестораны быстрого питания, оказание услуг, как правило, в сфере бытового обслуживания, торговля продовольственными и промышленными товарами. При этом возможности развития франчайзинга в России достаточно широки и не могут быть исчерпаны перечисленными направлениями.

Полный перечень сфер российской экономики, где применим франчайзинговый формат, насчитывает более 80 позиций. Все многообразие франчайзинга представлено на международной выставке BUYBRAND-2009, ежегодно проводимой в Москве. Это единственная в России и крупнейшая на пространстве СНГ и Балтии выставка по франчайзингу, тематика которой представляет интерес и для финансового сообщества. Ведь обслуживание франчайзинговых цепочек выгодно для кредитных организаций - здесь наиболее низкий уровень банкротств среди всех категорий субъектов малого бизнеса и относительно высокие темпы роста. Проведение выставки в 2009 г. потребовало особых усилий от фирмы-организатора E.M.T.G., однако, по словам генерального директора компании Е. Сойак, результат был достигнут, и выставка оказалась не менее представительной, чем прежде. В структуре секторов деятельности, заинтересовавших посетителей выставки в 2009 г., 42 % занимала розничная торговля, 19 % принадлежало сфере общественного питания, 17 % - сфере услуг, 6 % - технологиям производства, оставшиеся 16 % - другим сферам деятельности 11.

Из возможных перспективных направлений развития франчайзинга в России можно выделить производство и реализацию технически сложной продукции, оказание помощи в организации и ведении бизнеса, строительство и ремонт жилых и нежилых помещений, услуги, связанные с образованием, отдых и развлечения, общественное питание, медицинские и косметические услуги, розничную торговлю, бытовые услуги.

Как показывает статистика, франчайзинговый бизнес, в целом, является гораздо более успешным, чем независимое предприятие подобного типа. Это объясняется тем, что франчайзинговые предприятия являются частью отлаженной системы. В условиях нехватки ресурсов, вызванной финансово-экономическим кризисом, именно франчайзинг, с его механизмом построения бизнеса, является реальной возможностью сохранения и увеличения капитала.


Действительно, в настоящее время больший экономический эффект могут дать только проверенные временем экономические решения. Для среднего бизнеса франчайзинг является путем решения главной проблемы - ухудшение эффективности управления - возникающей в процессе роста организации из- за появления большого количества подразделений и филиалов, а также входящего в их штат персонала. Выступая в роли франчайзера, средний бизнес получает дополнительные филиалы, без необходимости самостоятельной организации полного цикла их функционирования и обслуживания. Для малого бизнеса при использовании франчайзинга решается проблема создания работающей и эффективной системы бизнеса, так как эту систему на определенных условиях ему предоставляет франчайзер. Помимо системы ведения бизнеса, франчайзи получает такой важнейший нематериальный актив, как известный бренд, самостоятельное создание которого требует больших временных затрат. При этом выгода от такой сделки значительно превышает платежи франчайзеру.

В подтверждение вышесказанного можно привести следующие данные: за период с августа 2008 г. по август 2009 г. компания «Subway» открыла 33 новых ресторана, компания «Инвитро» - более 60 франчайзинговых предприятий, компания «Росинтерс Рес- торанс» - 26, а бренд «Incanto» увеличил свою франчайзинговую сеть на 13 предприятий, «Шоколадница» - на 8. При этом указанные компании создали около 1 500 новых рабочих мест.

Однако в целом по итогам 2009 г. объективно можно ожидать замедление роста франчайзинговых сетей, снижение оборотов и уход с рынка некоторых франчайзеров и франчази, внутренний потенциал которых не может выдержать кризисных условий. Вместе с тем ограничение собственных ресурсов должно повысить активность самих франчайзеров в направлении привлечения инвестиций независимых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то есть в расширении своего присутствия на рынке не за счет собственных предприятий, а за счет франчайзи. При этом в этой сфере бизнеса вполне ожидаема диверсификация в части появления новых форматов и новых франшиз, адекватных современным кризисным условиям.

Важно указать основные инструменты, которые необходимо использовать для развития франчайзинга и борьбы с кризисом.

Во-первых, это поддержка франчайзинговой сети в целом, и франчази в частности. Главная ошибка большинства франчайзеров заключается в том, что, продав франшизу, они не считают необходимым следить за поддержанием бизнеса франчайзи, что в итоге приводит к снижению деловой активности франчайзи. На начальном этапе необходимо обучение будущего партнера, введение его в курс дела.


Во-вторых, необходим постоянный контроль со стороны головного офиса, чтобы региональные компании чувствовали себя частью большой корпорации и ответственно подходили к работе. Это позволит добиться высокого уровня профессионализма региональных специалистов и повысит статус центрального офиса.

И третий важный момент, с помощью которого компания будет уверенно держаться на высоте, - это юридическая сторона, а именно, качественные, подробные договоры. Необходимо тщательно продумывать каждый пункт договора, каждый нюанс.

Кроме того, необходимо изменение законодательства в части отмены регистрации договоров коммерческой концессии в Роспатенте, что позволит добиться количественного и качественного роста франчайзинговых сетей. Тем более что большинство компаний- франчайзеров, не называющих договор продажи своего продукта договором франчайзинга в отсутствие такого понятия в нашем законодательстве, не заключают и договор коммерческой концессии, как это названо в гл. 54 Гражданского кодекса, а просто уходят от этой регистрации, относясь к этому как к пустой формальности. По словам В. Перкова, помощи Роспатента в разрешении судебных споров нет. Так, например, «у одной компании- франчайзера была тяжба с франчайзи, и ей требовалась помощь Роспатента, но она не была оказана, и только Высший арбитражный суд смог восстановить справедливость».

Подводя итог всему сказанному, можно утверждать, что франчайзинг, как форма ведения бизнеса, достаточно интересен и перспективен в России, так как его применение сопряжено с меньшими материальными затратами, более низким уровнем риска и достаточно высокой скоростью развития. В последнее время франчайзинговые предложения на российском рынке становятся все более разнообразными, появляются новые отрасли и технологии, расширяется ценовой диапазон франшиз, появляются дешевые франшизы бытовых услуг или проката и дорогие франшизы ресторанов и производства. Причем франчайзинг может развиваться как отечественная система, так и при участии зарубежных предпринимателей, поскольку на современном этапе развития франчайзинга для достижения максимального расширения и удовлетворения целевой аудитории наиболее актуально комбинирование национальных и зарубежных франшиз.

В конечном итоге ускоренное распространение франчайзинга в России поможет усилить позиции малого и среднего предпринимательства и сдержать рост безработицы даже в условиях кризиса. При этом активно будут развиваться франчайзинговые системы с хорошей репутацией, которые нуждаются в небольших инвестициях, а дорогие франчайзинговые концепции, возможно, окажутся в ситуации стагнации. При сложной экономической ситуации каждая отдельная компания будет проводить приемлемую для себя финансовую стратегию: сделать определенные уступки партнерам, при этом увеличивая свою сеть, или приостановить развитие своей франчайзинговой сети с тем, чтобы переждать.


Заключение

Договор коммерческой концессии франчайзинга - новый для нашего гражданского права. Его идея в значительной мере заимствована из развитых правопорядков, где этот договор получил достаточно широкое распространение. Фактическое использование такого договора в отечественных условиях сделало необходимым и специальное законодательное оформление данных взаимоотношений.

Отношения франчайзинга представляют собой возмездную передачу одной коммерческой организацией-предпринимателем (со сложившейся, хорошо известной потребителям деловой репутацией) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг другому предпринимателю. При этом наряду с передачей ему прав пользования товарным знаком или знаком обслуживания, фирменным наименованием и тому подобными объектами правообладатель передает пользователю также необходимую информацию о технологии производства, обеспечивает его консультационной и иной помощью, с тем чтобы товары и услуги пользователя на рынке выступали в таком же виде, как аналогичные товары и услуги правообладателя.

В результате пользователь по договору франчайзинга выступает в имущественном обороте (юридически) вполне самостоятельно, но в фактических отношениях со своими контрагентами-потребителями как бы надевает маску правообладателя, оформляя результаты своей деятельности его атрибутикой. Первоначальный правообладатель, по существу, расширяет границы своего влияния не только без каких бы то ни было дополнительных затрат, но даже получает от этого прибыль (в виде платы от пользователя). Ведь последний старается показать своим клиентам-услугополучателям, что они приобретают товар или получают услугу, совершенно аналогичную результатам деятельности первоначального правообладателя, а по возможности даже подчеркнуть, что эту услугу им фактически оказывает сам правообладатель.

Список литературных источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (в ред. ФЗ 07.02.2011 №4-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. №5, ст. 410
  2. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. ФЗ от 19.07.2011 №246-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. № 30 (часть II) ст. 3126
  3. Бобков С.А. Правовое регулирование коммерческой концессии: дис...канд. юрид. наук. / С.А. Бобков. - М. - 2004. - 202 с.
  4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002 - 800 с.
  5. Гелашвили Е.В. Договор коммерческой концессии: ав- тореф. дис. канд. юрид. наук / Е.В. Гелашвили. - Краснодар, 2007. - 22 с.
  6. Дроздов И. К правовой природе концессионного соглашения // Хозяйство и право. 2006. № 6. С. 49
  7. Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого и В.А. Язева. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 960 с.
  8. Орлова, О. Договор франчайзинга // Право и экономика — 2003. — № 7. — С 45.
  9. Пугинский Б.И Коммерческое право. Учебник для вузов. М.: Зерцало 2005 г. С. 5
  10. Сенников Л.Н. Проблемы правового регулирования отношений промышленной собственности: автореф. дис. канд. юрид. наук /Л.Н. Сенников - М. - 2008. - 57 с.
  11. Сосна С.А. Новое в гражданском праве: франчайзинг /
  12. Сосна //Государство и право. -1997. - № 7. - С.25-32