Файл: Государственные и муниципальные финансы (Фискальная (налоговая) политика государства и её влияние на инвестиционную активность в стране).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические и методологические основы организации финансов государства
1.1. Сущность и основные функции финансов государства
2. Финансовая политика государства
2.1. Фискальная политика государства
2.2. Фискальная (налоговая) политика государства и её влияние на инвестиционную активность в стране
2.3. Бюджетная политика государства
2.4. Стабилизационный фонд Российской Федерации и его влияние на финансовую политику государства
2. Финансовая политика государства
Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называют финансовой политикой.
Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны и решаемых социально-экономических задач. Кризисное положение экономики предполагает финансовую политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на стимулирование производства, например, в виде отдельных налоговых льгот производителям, на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в определенные отрасли экономики, а с другой – на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. п. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются и направления финансовой политики [5, 37].
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных направлений деятельности государства [1, 68]:
- В области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика);
- В области регулирования бюджетов (бюджетная политика).
2.1. Фискальная политика государства
Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику, включающую в себя политику доходов и политику расходов.
Государственные расходы – это приобретение государством благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Основная задача политики расходов состоит в воздействии на совокупный спрос, однако это не исключает возможности и конкретного финансирования развития отдельных отраслей экономики. Отметим, что более эффективна в плане регулирования экономики политика доходов, основу которой составляет механизм взимания налогов [7, 89].
В целом налоговая система как совокупность форм и методов сбора финансовых средств – сложное явление. В нем заложено глубокое противоречие: с одной стороны, предстоит обеспечить изъятие у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, а с другой – не допустить при этом снижения их деловой активности. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумного компромисса.
Налоговая система достигает рациональности, по мнению немецкого экономиста Х. Халлера, в том случае, если соблюдаются следующие условия [2, 39]:
- Налогообложение должно быть построено так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно;
- Взимание налогов должно быть построено так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно;
- Налогообложение должно быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика с тем, чтобы не ущемлять его экономическую активность;
- Налогообложение должно быть построено так, чтобы не быть помехой ни для внутренней рациональной организации производства, ни для его ориентации на структуру потребностей;
- Процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы он в большей степени мог способствовать реализации политики конъюнктуры и занятости;
- Данный процесс должен влиять на распределение доходов с целью придания ему большей справедливости;
- Следует добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему.
Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач [7, 92].
Основными рычагами фискальной политики государства является изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета. Действующая ныне система налогов приведена в табл. 2.1. [4, 68]
Таблица 2.1.
Действующая система налогообложения Российской Федерации
Федеральные налоги и сборы |
Региональные налоги |
Местные налоги |
|
|
|
Отметим, что регулирующие возможности налоговой системы зависят не только от совокупности их видов, но и от рационально найденных налоговых ставок. Приведем некоторые сравнения (табл. 2.2) [8, 46]
Таблица 2.2
Ставки налогообложения в различных странах
(% к налоговой базе)
Страна |
Подоходный налог |
Налог на прибыль организаций |
Налог на добавленную стоимость |
|
Максимальная ставка |
Минимальная ставка |
|||
Япония Германия Франция Италия Великобритания США Россия |
10 19 5 10 20 15 - |
65 57 52 51 40 36 13 |
44,6 48,4 41,7 37,0 31,0 46,5 24,0 |
5,0 15,0 20,5 19,0 17,5 - 18,0 |
Отметим, что в настоящее время в России не только самые низкие ставки налогообложения доходов, но и налицо тенденция к их дальнейшему снижению, однако помимо влияния снижения налоговых ставок, которое положительно влияет на экономическую активность в стране, следует иметь в виду и следующие моменты [2, 43]:
- Помимо перечисленных в табл.2.1 налогов, существует еще множество налогов, сборов и иных поборов с хозяйствующих субъектов, причем по большинству из них предусмотрена авансовая уплата;
- Решение о снижении ставки налога на добавленную стоимость сопровождалось решением об изменении механизма его взимания: моментом возникновения обязанности по уплате налогов сегодня считается не момент фактического получения выручки, а момент отгрузки продукции, деньги за которую могут быть получены еще не скоро.
Подобные моменты лишают предприятия финансовых ресурсов и ограничивает финансирование их текущей деятельности, что замедляет развитие предпринимательских структур и в итоге негативно влияет на экономический рост [5, 58].
Следует отметить, что оптимизация налогообложения продолжается, и следует ожидать как новых положительных для предпринимательства и экономики в целом, так и новых «ловушек», которыми, например, для малого бизнеса стали упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход [4, 75].
Кроме того, отсутствует реальная поддержка со стороны государства хотя бы социально-значимых отраслей экономики. Очевидно, таковые для отечественных законодателей отсутствуют.
В последнее время законодатель пошел по пути сокращения числа налогов: из их перечня исчезли налог с продаж, налог на рекламу и т. д.
Помимо этого, государство идет и на последовательное сокращение налоговых ставок. В частности [1, 73-74]:
- С 20 % до 18 % сократилась ставка обложения налогом на добавленную стоимость;
- С 2005 года работодатели уплачивают единый социальный налог по ставке 26 % от начисленного фонда заработной платы, а не 35,6 %, как было ранее;
- Наиболее значительные изменения произошли в механизме уплаты налога на прибыль, а именно:
- Ставка налогообложения последовательно изменялась, причем изменения имели выраженный понижательный характер:
- В 1992 и 1993 годах основная ставка налогообложения по налогу на прибыль составляла 32 %;
- В период с 1 января 1994 года до 31 марта 1999 года ставка составляла 35 %;
- С 1 апреля 1999 года до 31 декабря 2003 года ставка составляла 30 %;
- С 1 января 2004 года ставка снижена до 24 %.
- Изменилась и структура перечисляемых сумм налога: если в 1993 году 31,25 % их перечислялись в федеральный бюджет, то в последующие периоды структура составляла:
- С 1994 года по 31 марта 1999 года – 37,14 % перечисленных сумм направлялись в Федеральный бюджет, а 62,86 % - оставались в регионах;
- С 1 апреля 1999 года до 31 декабря 2003 года федеральному бюджету доставалось 36,67 % сумм уплаченного налога;
- В настоящее время федеральному бюджету достается только 27,08 % налоговых поступлений, то есть высшая власть в последнее время дает возможности развиваться и регионам.
Об этом же говорит и увеличение предельных ставок на некоторые региональные налоги.
Очевидно, что законодатели в настоящее время являются сторонниками кейнсианского направления при выборе методов проведения фискальной политики и ориентируются на создание эффективного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства. В соответствии с эффектом Лаффера (рис. 2.1.) в краткосрочном периоде снижение налоговой ставки по налогу на доходы до уровня t1 приведет к снижению налоговых поступлений до величины Т1; однако в долгосрочном периоде вследствие роста экономической активности в стране налоговые поступления неизбежно возрастут [1, 79].
Т
То
Т1
0 t1 50 % 100 % t
Рис. 2.1. Кривая Лаффера
Помимо этого, рост спроса вследствие увеличения располагаемого дохода приведет и к увеличению валового национального продукта. Аналогично на совокупный спрос оказывают повышательное влияние и увеличивающиеся государственные расходы.
2.2. Фискальная (налоговая) политика государства и её влияние на инвестиционную активность в стране
Налоговая политика – это система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и, в данном случае направленных на регулирование инвестиций, осуществляемых в виде капитальных вложений. Налоговая политика выступает составной частью, звеном экономической политики государства [4, 82].
Проблема налогов является одной из наиболее интересных и затруднительных в международной практике ведения народного хозяйства, т.к. они являются также основным источником и, следовательно, финансирования общегосударственных программ.
Кроме того, налоги служат еще и одним из главных средств государства для управления рыночной экономикой. Именно поэтому создание функциональной и эффективной системы налогообложения – одна из самых важных задач любой страны.
Известно, что основным элементом налогообложения являются налоги. Налог представляет собой обязательный платеж, который взимается государством с организаций и граждан с целью удовлетворения общественных потребностей. [7, с.114]
Говоря другими словами, налог является сбором, который устанавливается государством сбор, на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Система налогообложения непосредственно связана с существованием государства. Именно оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру.
В настоящее время предусмотрены следующие способы взимания налогов:
1) кадастровый – объект налога дифференцирован на группы по установленному признаку. Перечень таких групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы предусмотрена индивидуальная ставка налога. данный метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.