Файл: Государственные и муниципальные финансы (Фискальная (налоговая) политика государства и её влияние на инвестиционную активность в стране).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Финансовая политика государства

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называют финансовой политикой.

Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны и решаемых социально-экономических задач. Кризисное положение экономики предполагает финансовую политику, направленную, с одной стороны, на прекращение спада производства и на стимулирование производства, например, в виде отдельных налоговых льгот производителям, на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в определенные отрасли экономики, а с другой – на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. п. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются и направления финансовой политики [5, 37].

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных направлений деятельности государства [1, 68]:

  1. В области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика);
  2. В области регулирования бюджетов (бюджетная политика).

2.1. Фискальная политика государства

Процесс функционирования финансовой системы для выполнения определенных целей на уровне государства представляет собой финансовую политику, включающую в себя политику доходов и политику расходов.

Государственные расходы – это приобретение государством благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Основная задача политики расходов состоит в воздействии на совокупный спрос, однако это не исключает возможности и конкретного финансирования развития отдельных отраслей экономики. Отметим, что более эффективна в плане регулирования экономики политика доходов, основу которой составляет механизм взимания налогов [7, 89].

В целом налоговая система как совокупность форм и методов сбора финансовых средств – сложное явление. В нем заложено глубокое противоречие: с одной стороны, предстоит обеспечить изъятие у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, а с другой – не допустить при этом снижения их деловой активности. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумного компромисса.

Налоговая система достигает рациональности, по мнению немецкого экономиста Х. Халлера, в том случае, если соблюдаются следующие условия [2, 39]:


  1. Налогообложение должно быть построено так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно;
  2. Взимание налогов должно быть построено так, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно;
  3. Налогообложение должно быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика с тем, чтобы не ущемлять его экономическую активность;
  4. Налогообложение должно быть построено так, чтобы не быть помехой ни для внутренней рациональной организации производства, ни для его ориентации на структуру потребностей;
  5. Процесс получения налогов должен быть организован так, чтобы он в большей степени мог способствовать реализации политики конъюнктуры и занятости;
  6. Данный процесс должен влиять на распределение доходов с целью придания ему большей справедливости;
  7. Следует добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему.

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач [7, 92].

Основными рычагами фискальной политики государства является изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных органов страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета. Действующая ныне система налогов приведена в табл. 2.1. [4, 68]

Таблица 2.1.

Действующая система налогообложения Российской Федерации

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги

Местные налоги

  1. Налог на добавленную стоимость
  2. Акцизы
  3. Таможенные платежи
  4. Налог на доходы физических лиц
  5. Единый социальный налог.
  6. Налог на прибыль организаций
  7. Налог на добычу полезных ископаемых
  8. Налог на наследование или дарение
  9. Водный налог
  10. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  11. Государственная пошлина
  1. Налог на имущество организаций
  2. Налог на игорный бизнес
  3. Транспортный налог
  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество физических лиц

Отметим, что регулирующие возможности налоговой системы зависят не только от совокупности их видов, но и от рационально найденных налоговых ставок. Приведем некоторые сравнения (табл. 2.2) [8, 46]

Таблица 2.2

Ставки налогообложения в различных странах

(% к налоговой базе)

Страна

Подоходный налог

Налог на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость

Максимальная ставка

Минимальная ставка

Япония

Германия

Франция

Италия

Великобритания

США

Россия

10

19

5

10

20

15

-

65

57

52

51

40

36

13

44,6

48,4

41,7

37,0

31,0

46,5

24,0

5,0

15,0

20,5

19,0

17,5

-

18,0

Отметим, что в настоящее время в России не только самые низкие ставки налогообложения доходов, но и налицо тенденция к их дальнейшему снижению, однако помимо влияния снижения налоговых ставок, которое положительно влияет на экономическую активность в стране, следует иметь в виду и следующие моменты [2, 43]:

  1. Помимо перечисленных в табл.2.1 налогов, существует еще множество налогов, сборов и иных поборов с хозяйствующих субъектов, причем по большинству из них предусмотрена авансовая уплата;
  2. Решение о снижении ставки налога на добавленную стоимость сопровождалось решением об изменении механизма его взимания: моментом возникновения обязанности по уплате налогов сегодня считается не момент фактического получения выручки, а момент отгрузки продукции, деньги за которую могут быть получены еще не скоро.

Подобные моменты лишают предприятия финансовых ресурсов и ограничивает финансирование их текущей деятельности, что замедляет развитие предпринимательских структур и в итоге негативно влияет на экономический рост [5, 58].

Следует отметить, что оптимизация налогообложения продолжается, и следует ожидать как новых положительных для предпринимательства и экономики в целом, так и новых «ловушек», которыми, например, для малого бизнеса стали упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход [4, 75].


Кроме того, отсутствует реальная поддержка со стороны государства хотя бы социально-значимых отраслей экономики. Очевидно, таковые для отечественных законодателей отсутствуют.

В последнее время законодатель пошел по пути сокращения числа налогов: из их перечня исчезли налог с продаж, налог на рекламу и т. д.

Помимо этого, государство идет и на последовательное сокращение налоговых ставок. В частности [1, 73-74]:

  1. С 20 % до 18 % сократилась ставка обложения налогом на добавленную стоимость;
  2. С 2005 года работодатели уплачивают единый социальный налог по ставке 26 % от начисленного фонда заработной платы, а не 35,6 %, как было ранее;
  3. Наиболее значительные изменения произошли в механизме уплаты налога на прибыль, а именно:
  • Ставка налогообложения последовательно изменялась, причем изменения имели выраженный понижательный характер:
  • В 1992 и 1993 годах основная ставка налогообложения по налогу на прибыль составляла 32 %;
  • В период с 1 января 1994 года до 31 марта 1999 года ставка составляла 35 %;
  • С 1 апреля 1999 года до 31 декабря 2003 года ставка составляла 30 %;
  • С 1 января 2004 года ставка снижена до 24 %.
  • Изменилась и структура перечисляемых сумм налога: если в 1993 году 31,25 % их перечислялись в федеральный бюджет, то в последующие периоды структура составляла:
  • С 1994 года по 31 марта 1999 года – 37,14 % перечисленных сумм направлялись в Федеральный бюджет, а 62,86 % - оставались в регионах;
  • С 1 апреля 1999 года до 31 декабря 2003 года федеральному бюджету доставалось 36,67 % сумм уплаченного налога;
  • В настоящее время федеральному бюджету достается только 27,08 % налоговых поступлений, то есть высшая власть в последнее время дает возможности развиваться и регионам.

Об этом же говорит и увеличение предельных ставок на некоторые региональные налоги.

Очевидно, что законодатели в настоящее время являются сторонниками кейнсианского направления при выборе методов проведения фискальной политики и ориентируются на создание эффективного спроса как стимула экономического развития. Поэтому они рассматривают сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального объема производства. В соответствии с эффектом Лаффера (рис. 2.1.) в краткосрочном периоде снижение налоговой ставки по налогу на доходы до уровня t1 приведет к снижению налоговых поступлений до величины Т1; однако в долгосрочном периоде вследствие роста экономической активности в стране налоговые поступления неизбежно возрастут [1, 79].


Т

То

Т1

0 t1 50 % 100 % t

Рис. 2.1. Кривая Лаффера

Помимо этого, рост спроса вследствие увеличения располагаемого дохода приведет и к увеличению валового национального продукта. Аналогично на совокупный спрос оказывают повышательное влияние и увеличивающиеся государственные расходы.

2.2. Фискальная (налоговая) политика государства и её влияние на инвестиционную активность в стране

Налоговая политика – это система мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и, в данном случае направленных на регулирование инвестиций, осуществляемых в виде капитальных вложений. Налоговая политика выступает составной частью, звеном экономической политики государства [4, 82].

Проблема налогов является одной из наиболее интересных и затруднительных в международной практике ведения народного хозяйства, т.к. они являются также основным источником и, следовательно, финансирования общегосударственных программ.

Кроме того, налоги служат еще и одним из главных средств государства для управления рыночной экономикой. Именно поэтому создание функциональной и эффективной системы налогообложения – одна из самых важных задач любой страны.

Известно, что основным элементом налогообложения являются налоги. Налог представляет собой обязательный платеж, который взимается государством с организаций и граждан с целью удовлетворения общественных потребностей. [7, с.114]

Говоря другими словами, налог является сбором, который устанавливается государством сбор, на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Система налогообложения непосредственно связана с существованием государства. Именно оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру.

В настоящее время предусмотрены следующие способы взимания налогов:

1) кадастровый – объект налога дифференцирован на группы по установленному признаку. Перечень таких групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы предусмотрена индивидуальная ставка налога. данный метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.