Файл: Государственные и муниципальные финансы (Фискальная (налоговая) политика государства и её влияние на инвестиционную активность в стране).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примером подобного налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по определенной ставке от мощности транспортного средства, вне зависимости от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации

Декларация – это документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога осуществляется после получения дохода и только лицом, которое получает доход . Примером может быть налог на прибыль.

3) у источника

Такой налог вносится лицом, которое выплачивает доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, при этом получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Примером может послужить подоходный налог с физических лиц. Такой налог оплачивается предприятием или организацией, на которой работает гражданин. Иначе говоря, до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Оставшаяся сумма выплачивается служащему.

Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему. [7, с.115]

Налоговая система является совокупностью налогов и обязательных платежей, которые взимаются в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, исчисления налогов и налогового контроля. [10, с.58]

Налоговая система всегда выступает системой институтов, организаций, занимающихся регулированием налоговых отношений. В подобные инстанции, осуществляющие налоговый контроль или налоговое администрирование, время от времени приходится обращаться каждому налогоплательщику.

В то же время, налоговая система выступает как налоговый механизм, включающий совокупность средств и методов организационно-правового характера, которые направлены на выполнение действий налогового законодательства. С помощью налогового механизма обеспечиваются стабильность и целевая ориентированность функционирования налоговой системы, приводится в действие налоговая политика.

Налоговую систему можно определить и как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, которые были установлены к уплате. [5, с.348]

Системы налогов в разных странах могут отличаться друг от друга по ряду признаков: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям разных уровней власти, налоговой базе и налоговым льготам. Это объясняется тем, что налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием различных экономических, политических и социальных явлений и условий. Несмотря на это, любая налоговая система обязана отвечать общим требованиям.


Налоговые системы принято разделять на два вида:

  1. шедулярная;
  2. глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, который получает налогоплательщик, делится на части, так называемые «шедулы». Каждая из таких частей облагается налогом определенным образом. Для различных шедул могут быть установлены разные ставки, льготы и прочие элементы налога.

В глобальной же налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются равномерно. Подобная система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

В настоящее время глобальная налоговая система часто применяется в государствах Запада.

Налоги как стоимостная категория обладают своими отличительными признаками и функциями, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитием налоговых систем исторически обыли определены три основные его функции - фискальная, стимулирующая и регулирующая.

Основной функцией налога является проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция отображает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Исходя из этого, появляется основная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений. [9, с. 61]

При помощи фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов, а именно: формирование финансовых ресурсов государства, которые аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах. Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейший экономический субъект. [16, с. 76]

Данная функция состоит в изъятии части доходов юридических и физических лиц для содержания государственного аппарата, обороны станы, и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (например, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.).

Следующая функция налога – регулирующая. Без исполнения данной функции, в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.

Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Сложно вообразить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, которая не регулируется государством. Другое дело – как именно она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Но каковы бы ни были эти формы и методы, основное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.


Последняя из основных функций налогов - это стимулирующая функция. При помощи налогов, льгот и санкций государство мотивирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Продвижение технического прогресса при помощи налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. [9, с. 70]

При принятии решения о создании особых экономических зон учтён опыт функционирования в России оффшоров, которые немедленно превратились в своеобразные «чёрные дыры» отечественной экономики. В первую очередь изменился подход государства к созданию этих зон. Подготовлена серьёзнейшая законодательно-правовая база. Предусмотрено всё, от вхождения резидента в зону до выхода из неё. Изменился и подход к льготам и таможенным преференциям. Сейчас они вводятся для того, чтобы стимулировать ввоз сырья и средств производства.

2.3. Бюджетная политика государства

Макроэкономическая стабилизация экономики посредством проведения финансовой политики предполагает решение проблемы бюджетного дефицита, которая абсолютно не потеряла своей актуальности, так как верстка федерального бюджета с гигантским профицитом происходит на фоне хронической дефицитности бюджетов регионов.

Под дефицитом государственного бюджета понимается превышение правительственных расходов над доходами. Надо отметить, что в Российской Федерации значительная часть системы государственного социального обеспечения финансируется через внебюджетные фонды. Сами внебюджетные фонды довольно значительны и почти всегда работают с прибылью, что в значительной степени уменьшает дефицит консолидированного бюджета [1, 117].

Дефицит бюджета сам по себе не является событием чрезвычайного характера. Нет ни одной страны, которая на протяжении своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Дефицит бюджета может быть вызван разными причинами например, осуществлением крупных государственных инвестиций в экономику. В этом случае допущение опережающего роста государственных расходов над доходами является обоснованным и дефицит бюджета отражает государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Дефицит государственного бюджета может быть вызван чрезвычайными событиями (войнами, крупными бедствиями, катастрофами), когда государственных резервов может оказаться недостаточно и приходится прибегать к дополнительным источникам.


Дефицит государственного бюджета может также отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае необходимо принимать срочные, действенные экономические меры, и соответствующие политические решения [4, 128].

Вообще, в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми эффективными экономическими связями дефицит в количественно допустимых границах не страшен, но при этом количество не должно перейти в отрицательное качество, то есть сумма финансовых ресурсов полученных государством в долг, не должна ложиться непосильным грузом на экономику страны, на налогоплательщиков или сопровождаться сокращением социальных программ. Положение может считаться контролируемым при государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта и бюджетном дефиците не выше 2 – 3 %, что и отражено в современной концепции формирования бюджетов всех уровней в России.

Основными источниками финансирования дефицита бюджета являются [7, 148]:

  1. Кредиты Центрального Банка Российской Федерации;
  2. Займы у частного сектора;
  3. Иностранные кредиты.

Кредиты ЦБ РФ автоматически увеличивают его активы и объем денежной массы в обращении. Постоянное кредитование бюджета Центральным банком приводит в конечном итоге к инфляции.

Несмотря на это, не так давно принято весьма сомнительное решение о дополнительной эмиссии центральным банком денежных средств в объеме 84 млрд. руб. для приобретения дополнительно эмитируемых Сберегательным банком акций. Механизм принятия этого решения достаточно прост и прозрачен [5, 79]:

  1. Вступление России во Всемирную торговую организацию приведет в Россию крупнейшие зарубежные банки, а крупнейший отечественный банк окажется неконкурентоспособным в силу недостаточности имеющихся у него активов;
  2. Собрание акционеров под давлением основного акционера – государства – принимает решение об увеличении собственного капитала путем дополнительной эмиссии акций;
  3. Президент Российской Федерации отдает распоряжение об установлении номинальной стоимости акций на уровне, доступном для населения;
  4. Тут же устанавливаются ограничения на приобретение минимального пакета акций, и преимущественное право приобретения акций предоставляется ЦБ РФ. Остальные потенциальные акционеры будут приобретать то, что останется;
  5. Свободных денег у ЦБ РФ нет, поэтому их следует напечатать.

При таком положении дел удержать инфляцию на уровне хотя бы 2006 года едва ли удастся. Налицо отечественный же пример: в 1998 году прекратилось финансирование дефицита бюджета за счет дополнительной эмиссии денег, что и позволило инфляцию обуздать.

Второй источник финансирования дефицита бюджета наиболее предпочтителен. Правительство обращается к частному сектору, размещая государственные долговые обязательства. Так как доходность по ним превышает доходность других инвестиций, то частный сектор будет заинтересован в приобретении государственных ценных бумаг. Кроме того, мировой опыт показывает, что государственные ценные бумаги привлекательны для инвесторов своей надежностью. Государственные ценные бумаги традиционно считаются самыми надежными везде, кроме России. Их даже называют безрисковыми, хотя абсолютно безрисковых ценных бумаг не существует, что и было блестяще доказано Правительством Российской Федерации 6 августа 1998 года, поэтому абсолютно безрисковых ценных бумаг не существует и вложения в государственные ценные бумаги также связаны с определенным, иногда довольно значительным риском.

Финансирование дефицита бюджета посредством государственных ценных бумаг имеет определенные недостатки. Так, например, при чрезмерном размещении государственных долговых обязательств отвлекаются значительные ресурсы частного бизнеса, от других инвестиционных проектов, что, в свою очередь, может негативно сказаться на развитии экономического потенциала страны, однако правительство страны, депутаты Госдумы и т.п. структуры вовремя получат причитающиеся им немалые деньги в полном объеме.

Надо отметить, что для широкого размещения государственных долговых обязательств также необходимо функционирование в стране развитой структуры рынка ценных бумаг.

Внешнее финансирование, под которым понимаются внешние займы и кредиты, является привлекательным, но проблематичным [4, 135]:

  1. Получение внешних кредитов связано с принятием Правительством страны соответствующих обязательств, что в определенной степени ограничивает его самостоятельность в вопросах макроэкономической политики;
  2. Обслуживание внешнего долга также является достаточно тяжелым бременем для экономики страны.

В свете событий, связанных с мировым финансовым кризисом и резким падением цен на энергоносители, на наш взгляд, стоит вспомнить и классические методы балансирования бюджета.

Распределение доходов федерального бюджета между различными его уровнями в целях сбалансированности называется бюджетным регулированием, которое предполагает использование следующих групп методов бюджетного регулирования [7, 152]: