Файл: Развитие денежно-кредитного регулирования экономики России (Цели денежно-кредитного регулирования экономики России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Деньги служат необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между различными участниками и звеньями воспроизводственного процесса

Согласно Конституции РФ, (ст.75 п.1.п.2.)[1], «денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Введение и эмиссия других денег не допускаются. Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Конституционные основы организации денежного обращения воплощаются в банковском законодательстве, которое предписывает важнейшие нормы и правила работы в этой сфере применительно к специфике каждого государства и с учётом важнейших теоретических постулатов.

Многовековая история и практика «денежного дела» воплощается в теоретических постулатах макроэкономики концепциями, содержащими различные подходы и неоднозначные выводы об одних и тех же вопросах, в том числе и вопросах регулирования нестабильности, стимулирования роста и др. Неоднозначные результаты теоретических дискуссий лишь предоставляют альтернативы при выборе методов и инструментов денежной политики для регулирования реальной экономической практики.

Последнее время Россия живет в новых экономических условиях. Взаимные санкции от США, Евросоюза, Канады, Австралии и других стран с одной стороны, и России – с другой, повергли состояние нашей страны в кризисное.

Одним из самых серьёзных ударов, который был нанесён российской экономике, стало лишение наших ведущих банков и компаний дешёвого и долгосрочного финансирования, которое они получали на западных финансовых рынках.

Рациональная кредитно-денежная политика нужна сейчас в России для минимизации инфляции, закрепления стабильного экономического роста, поддерживания курсовых соотношений валютного курса.

Объект исследования - денежно-кредитное регулирование экономики России.

Предмет исследования –проблемы денежно-кредитного регулирования.

Целью работы является изучение развития денежно-кредитного регулирования экономики России.

Задачи работы:

1) изучить цели денежно-кредитного регулирования экономики России;

2) рассмотреть методы и инструменты денежно-кредитного регулирования;

3) описать типы денежно-кредитного регулирования в системе экономической политики государства;


4) проанализировать денежно-кредитное регулирование экономики;

5) рассмотреть проблемы развития денежно-кредитного регулирования экономики России;

6) изучить направления совершенствования денежно-кредитного регулирования экономики.

При написании работы были применены такие методы как изучение экономической литературы по теме исследования, были использованы аналитические и сравнительные методы.

Теоретические и практические знания, полученные в процессе исследования, могут пригодиться в будущей профессиональной деятельности.

Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитного регулирования экономики России

1.1.Цели денежно-кредитного регулирования экономики России

Государственная кредитно-денежная политика ориентирована на достижение устойчивости уровня цен и создание условий для долговременного экономического подъема и повышения уровня жизни людей. Главными ее задачами на современном этапе становления российской экономики считаются неуклонное понижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты.

Кредитно-денежная политика является мощным инструментом. Только взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения других путей действия денежно-кредитной политики на экономику страны, дадут позитивные итоги. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный страны.

Центральный банк РФ считается органом банковского регулирования и надзора на территории Российской Федерации. Банк РФ стоит во главе банковской системы, заведует ею, устанавливает специальные правила для  ее участников, наделяя их статусом кредитных организаций, выдает им лицензии, исполняет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, организует и исполняет валютное регулирование  и валютный контроль. Банк РФ может быть ликвидирован лишь на основании принятия конституционного федерального закона о поправке к Конституции РФ.

Банк РФ был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Государственного банка СССР. Сначала он именовался Государственным банком РСФСР. 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а еще имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР. Впоследствии банк стал именоваться Центральным банком Российской Федерации (Банком РФ). Так стал выполнять функции, исполнявшиеся раннее Федеральной службой по финансовым рынкам.[2]


Центральный банк России – прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. Центральный банк считается центральным звеном банковской системы страны, основным регулятором экономики, исполняющий денежно-кредитную политику.

Центральным банком считается финансовый институт, а значит, относящийся к сфере экономических отношений и к категории экономических явлений. Уникальностью Центрального банка является умелое проведение денежно-кредитной политики (ДКП), умелое применение всех ресурсов, которые присущи ДКП (финансы домашних хозяйств, финансы частных компаний и т. д.), опытное проведение денежных реформ.

Тавасиев А.М. определяет суть Центрального банка в содержании посредничества между обществом, государством и экономикой, с помощью регулирования через банки денежных и кредитных потоков в стране[3].

Центральный банк, проводя независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти[4].

Понимая и оценивая роль идеологии денежно-кредитной системы общества, можно уже предметно формулировать цели центрального банка. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» такими целями полагает: защиту и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования расчётно-платёжной системы.

Основные цели центральных банков концентрируются вокруг организации регулирования и контроля денежных и финансовых потоков с тем, чтобы обеспечить стабильную стоимость национальной валюты. Центральные банки, ориентированные на достижение этих, в основном общих целей, следовали некоторому набору правил, установленных заранее. Эти правила носят название «правила денежно- кредитной политики»

В зависимости от специализированных видов управленческой деятельности выделяют функции Банка России, лежащие в сфере: денежно-кредитной политики; управления банковской системой; осуществление банковских операций.

Политика Центробанка, как Регулятора денег, – «аргумент и функция» текущей экономической конъюнктуры, стимулирования деловой и инвестиционной активности, обеспечения занятости, торможение инфляции. При соответствующем изменении экономической конъюнктуры политика Центробанка приобретает более гибкий или промежуточный характер, выражающийся в изменении предложения денег.


Можно встретить еще упоминание о функции осуществления денежной эмиссии и организации денежного обращения и функции организации взаимодействия с органами государственной власти и управления РФ, а еще с кредитными организациями.

Для исполнения возложенных на него функций  Банк РФ наделен полномочиями исполнять нормотворческую деятельность. Он имеет право выпускать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами.

Опираясь на зарубежный опыт регулирования финансовою рынка в России был создан Мегарегулятор. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 251-ФЗ, создающий финансовый Мегарегулятор на базе Центрального банка РФ (ЦБ РФ).

Таким образом, объем полномочий Банка РФ значительно возрос за счет ряда функций в отношении финансовых некредитных организаций. При этом акцент, очевидно, делается на усилении мер пруденциального надзора за некредитными финансовыми организациями (в частности, Банк  РФ устанавливает требования не только к их своим средствам (капиталу) либо чистым активам, однако и вводит обязательные финансовые и экономические нормативы деятельности этих организаций). Схожее положение вещей подходит мероприятиям по совершенствованию процессов регулирования рынка ценных бумаг, анонсированным в Стратегии развития финансового рынка до 2020 г.[5].

Сопоставляя возможности упраздненной ФСФР РФ и новые полномочия Центрального банка, как мегарегулятора в отношении эмитентов, отмечаем, что Банк РФ ныне исполняет регистрацию наиболее широкого круга выпусков и отчетов эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов о результатах выпусков эмиссионных ценных бумаг, а еще контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований  российского законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах.

Кроме того, Банк РФ наделяется контрольными и надзорными полномочиями в отношении эмитентов при осуществлении ими деятельности в сфере финансовых рынков, а еще в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах. 

Касаясь глобальных аспектов, отмечаем, что для Банка РФ, как для мегарегулятора финансовых рынков, устанавливаются дополнительные  цели деятельности: обеспечение устойчивого становления финансового рынка Российской Федерации и обеспечение его стабильности.


1.2. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования

Методы и инструменты кредитно-денежной политики ЦБ определены законодательством о Банке РФ. 

Рациональная кредитно-денежной политика нужна сейчас в РФ для минимизации инфляции, закрепления стабильного экономического роста, поддерживания курсовых соотношений валютного курса на экономически обоснованном уровне, стимулируя формирование нацеленных на экспорт и импортозамещающих производств, немаловажного пополнения валютных запасов страны.

Кредитно-денежная политика страны представляется комплексом мер, воздействующим на денежное обращение и положение кредита в целях достижения неинфляционного финансового роста и полной занятости. Исполняет кредитно-денежную политику Центральный банк либо организации, исполняющие функции Центрального банка. Кредитно-денежная политика основывается на принципах монетаризма. Основным ее превосходством перед бюджетно-налоговой политикой считается результативность и гибкость. Так как она проводится Центральным банком, а не парламентом страны, она еще меньше подвержена политическому воздействию.

Отрицательным фактором сообразно сопоставлению с бюджетно-налоговой политикой считается косвенный характер действия кредитно-денежной политики на экономику, опосредованный определенными «передаточными механизмами». Центральный банк способен показывать в большей степени косвенное воздействие на коммерческие банки с целью уменьшения либо роста ими кредитов, что в собственную очередность содействует финансовой стабилизации, укреплению валютного обращения, расширению вложений и, в окончательном результате, экономическому подъему в стране.

Главные цели кредитно-денежной политики страны представляются:

-облегчением циклических колебаний экономики;

-подавлением инфляции;

-стимулированием вложений;

-обеспечением полной занятости;

- регулированием темпов финансового подъема;

- обеспечением стойкости платежного равновесия.

Достижения установленных целей Центральный банк достигает путем действия на промежуточные звенья механизма кредитно-денежного регулирования: денежную массу, ставку процента, обменный курс валюты.

Кредитно-денежная политика осуществляется как прямыми (административными), так и косвенными (экономическими) методами воздействия. Прямые методы кредитно-денежной политики представляются внедрением кредитных ограничений: лимитов в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. Экономические (косвенными) инструменты кредитно-денежной политики, принятые в мировой практике, представляются[6]: изменением учетной ставки (ставки рефинансирования); изменением в обязательных резервов, операциями на открытом рынке с ценными бумагами; осуществлением валютных интервенций.