Файл: Развитие денежно-кредитного регулирования экономики России (Цели денежно-кредитного регулирования экономики России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Операции с ценными бумагами на открытом рынке – это операции купли – продажи высоколиквидных казначейских облигаций (и / или иных ценных бумаг), осуществляемые Центробанком для регулирования предложения кредитных денег коммерческими банками. Эти операции в краткосрочных интервалах времениспособны изменить свободные «избыточные» резервы коммерческих банков и объёмы кредитования ими экономики.

Цель подобных операций Центробанка – в сравнительно короткие сроки привести в соответствие с текущей экономической конъюнктурой объёмы кредитных средств, предоставляемых заёмщикам для инвестиций. Например, в условиях инфляционного «перегрева», Центробанк обязан сдерживать поток кредитов в экономику. Операциями купли-продажи ценных бумаг корректируются свободные (избыточные) средства коммерческих банков, кредитование и инфляционное давление на экономику. По продаваемым Центробанком ценным бумагам гарантирован выгодный процент и последующий (обратный) выкуп этих бумаг в обозначенный срок.

К категории таких бумаг относятся, например, облигации казначейства с гарантированно высоким процентным доходом, и без кредитного риска.

Продажей таких ценных бумаг Центробанк в краткосрочном периоде достигает цели снижения уровня инфляции, поскольку «избыточные, свободные резервы» коммерческих банков «выводятся» из сферы денежных рынков, становятся недоступными для операций кредитования, поскольку «законсервированы» под контролем Центробанка.

Политика ограничения кредита, Центральный банк может применить на стадии перегрева экономики, для снижения бизнес-активности. Для этих целей устанавливаются количественные ограничения суммы выданных кредитов, что влечет за собой сдерживание банковской деятельности и снижение темпов роста денежной массы. Следует отметить, что кредитные ограничения ухудшились, особенно малых и средних компаний, так как банки стремятся выдавать кредиты более стабильной, традиционным клиентам - крупным фирмам. Метод количественных ограничений в настоящее время используется не очень активно, и в некоторых странах запрещен. В рамках прямого регулирования политики, Центральный банк устанавливает различные нормативы, которые коммерческие банки должны поддерживать на нужном уровне.

Центральный банк может предложить банкам необязательно, так называемые оценочные, нормативы. При обнаружении нарушений коммерческими банками банковского законодательства, правил обслуживания клиентов или другие серьезные недостатки в работе, Центральный банк может применить жесткие меры административного воздействия вплоть до отзыва лицензии и ликвидации банка.


Учетно-процентная политика либо политика рефинансирования коммерческих банков содержится в регулировании размера учетной процентной ставки, по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. В России такая процентная ставка, называется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования — это ставка, взимаемая центральным банком по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам[7].

Политика учётной ставки, осуществляемая Центробанком, также относится к категории методов косвенного экономического регулирования кредитно-денежного рынка для приведения процессов и объемов кредитования в соответствие с текущей экономической конъюнктурой.

Например, в условиях «плохой» конъюнктуры, при необходимости ограничения процессов кредитования экономики для сдерживания инфляционного роста, Центробанк проводит политику высокой «дисконтной» процентной ставки при учёте долговых обязательств коммерческих банков, обращающихся за пополнением своих резервов путём их заимствования. В частности под залог казначейских облигаций или других высоко гарантированных ценных бумаг, Центробанк регулирует дисконтной ставкой избыточную активность коммерческих банков в их стремлении получения высоких доходов за счёт кредитования своих рискованных заёмщиков.

Даже если бизнес-планом коммерческого банка будет убедительно и обосновано доказана гарантия быстрого и эффективного оборота заимствованных средств, их объем будет предоставлен существенно заниженным по сравнению с запрашиваемой суммой. Разность запрашиваемой и предоставленной суммы займа – составляет сумму т.н. дисконтной скидки. Даже в случае предоставления кредита, в условиях инфляции «цена» этого займа устанавливается на настолько высоком уровне, чтобы снизить заинтересованность коммерческого банка в его получении.

К моменту погашения коммерческим банком этого займа, его сумма должна быть возвращена с включенным в неё высоким дисконтом, существенно удорожающим сумму займа. Содержание такой операции означает, что при инфляции, в сфере денежно-кредитного обращения сумма «изъятия» заимствованных средств из обращения должна быть большая, чем сумма их «инъекции», т.е. выдачи в кредитный оборот. Этот принцип будет преобладать в операциях Центробанка вплоть до снижения уровня инфляции в экономике. При улучшении экономической конъюнктуры уровень дисконтной ставки снижается, кредитные ресурсы становятся доступнее и операции по ним могут осуществляться иными, альтернативными методами с большей доходностью для коммерческих банков.


Дисконтная политика в благоприятной ситуации используется в качестве вспомогательного метода для текущей, практически каждодневной «подстройки» денежного рынка по предложению кредитных средств.

Собственно меры государственной кредитно-денежной политики предложения денег в экономике имеют целью стимулирования роста инвестиций для наращивания производства ВВП при одновременном сдерживании инфляции. Однако в реальной практике кредитно-денежной политикой Центробанков любой страны практически невозможно одновременно корректировать денежную массу (в части формирования агрегата LM) и ставку процента (для агрегата IS), определяющих достижение выше отмеченных целей. Модель их взаимодействия представлена ниже, но равновесие многих переменных достигается сбалансированной политикой фискальных и денежных властей.

Политика обязательных резервов, по воззрению многих специалистов, считается более действующим, однако очень жестким механизмом кредитно-денежного регулирования. Проводя политику минимальных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на размер денежной массы через действие банковского и денежного мультипликаторов.

Обязательные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь кредитные организации для обеспечения собственной ликвидности (т.е., способность отвечать по своим обязательствам перед клиентами), как правило, в виде депозитов в Центральном банке и других высоколиквидных формах, установленных Центральным банком. Нормативы обязательных резервов – это процент от суммы абсолютных или относительных (приращение) показатели пассивная (депозитов) или активных (кредитных) операций. Нормативы могут быть установлены как на всю сумму обязательств или займов, и к определенной их части.

Политика обязательных минимальных резервов осуществляется в двух основных направлениях: периодически изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации в стране. Изменяя соотношение, резервы Центрального банка влияет на масштабы активных операций коммерческих банков, а также на возможность создания своих наличных денег (вклада выбросов). Когда масса денег в обороте превышает допустимое количество, Центральный банк выполняет кредитную рестрикцию. Это увеличивает норму обязательных резервов, тем самым снижая возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и вынуждая их снижать объем активных операций. Снижение нормы обязательного резервирования увеличивает пропускную способность банков кредитовать, увеличивает банковский мультипликатор и увеличивает предложение денег.


Проведение стимулирующей или ограничительной денежно-кредитной политики в целях смягчения циклических колебаний экономики, Центральный банк использует набор доступных инструментов. В условиях рецессии и роста безработицы, Центральный банк занимает "гибкую" экспансионистской политики, называемой политики "дешевых денег". Он состоит из следующих мер: снижение учетной ставки (ставки рефинансирования); снижение нормативов обязательных резервов; покупка ценных бумаг у населения и коммерческих банков. В результате этих мер рост избыточных резервов коммерческих банков расширили свои возможности кредитования, увеличили денежную массу в стране. Увеличение денежной массы снижает процентные ставки, что вызывает рост инвестиций и увеличение национального производства. В условиях перегрева, когда экономика сталкивается с чрезмерным расходам и инфляции, Центральный банк проводит "жесткий" курс на сокращение предложения денег, или политику "дорогих денег". Этот предпринимает следующие меры: повышение дисконтной ставки (ставки рефинансирования); увеличение нормы обязательных резервов; Центральный банк продает государственные облигации на открытом рынке. В результате такой политики коммерческих банков воздержаться от выдачи кредитов, предложение денег уменьшается, то процентная ставка увеличивается, что в свою очередь сокращает инвестиции, уменьшает совокупные расходы и инфляцию. Такой подход к проведению денежно-кредитной политики предложила «Кейнсианская экономическая школа». В качестве целевого ориентира в этой модели используется банковский процент, и трансмиссия могут быть представлены в виде цепочки: денежная масса - норма процента - инвестиции, совокупный спрос, национальный доход.

1.3.Типы денежно-кредитного регулирования в системе экономической политики государства

Система мер и форм государственного регулирования достаточно  разнообразна, в каждой стране данная система имеет свои особенности. К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: финансовая, фискальная, денежно-кредитная политика; политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика[8].


Кредитно-денежной центрального банка, являющаяся составной частью экономической политики, в самом общем виде может быть определена как управление денежным предложением или создание условий для доступа экономических субъектов к кредитам в объёмах, соответствующих определённым целям экономической политики. Иными словами, под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают проводимые государством мероприятия, направленные на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка.

Распознают пассивную и активную кредитно-денежную политику. Под пассивной политикой понимают конфигурации денежных характеристик, появляющиеся вследствие осуществления государством фискальной (бюджетно-налоговой) политики.

Проводя активную политику, правительство при поддержки специфических инструментов кредитно-денежной политики влияет на денежный рынок для достижения установленных целей.

Основная задача государства при регулировании денежного обращения — обеспечение стабильности денежной единицы с помощью проведения соответственной фискальной политики; контроля над предложением денег и за скоростью кредитования. В ходе регулирования денежного обращения принимаются экономические инструменты и методы регулирования.

Выделяют два типа кредитно-денежной политики: стимулирующую и ограничительную. Стимулирующая кредитно-денежная политика (кредитная экспансия) исполняется в целях роста экономической активности в стране путем роста денежного предписания и понижения цены денег (ставки процента).

Ограничительная кредитно-денежная политика (кредитная рестрикция) ориентирована на сдерживание инфляционного финансового подъема и подразумевает ограничение размеров денежного предложения и повышение цены денег. Можно еще выделить долгосрочную и краткосрочную кредитно-денежную политику. Они отличаются по своим итогам.

В краткосрочном периоде кредитно-денежная политика воздействует на объем национального производства и в меньшей - на цены. В долгосрочном периоде, она делает предпочтительное действие на уровень цен, только незначительно воздействуя на реальный объем выпуска[9].

Таким образом, главными целями кредитно-денежной политики страны являются облегчение циклических колебаний экономики; подавление инфляции; стимулирование вложений; обеспечение полной занятости; регулирование темпов финансового подъема; обеспечение стойкости платежного равновесия. Выделяют активную и пассивную, стимулирующую и ограничительную кредитно-денежную политику.