Файл: Развитие денежно-кредитного регулирования экономики России (Цели денежно-кредитного регулирования экономики России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-Уменьшение резервной ставки;

-Уменьшение экспортных пошлин на нефть;

-Снижение налоговой нагрузки на национальную экономику;

-Увеличение зарплат и пенсий, находящихся на бюджетном финансировании государства;

-Использование иных инструментов для повыше­ния ликвидности, например, эмитирование денежных знаков[14].

Использование макроэкономических инструментов влечет за собой как позитивные, так и негативные результаты для экономики любого страны.

Главным направлением российской антиинфляционной политики считается регулирование инструментами денежно-кредитной политики объемов денежной массы. Показатели уровня инфляции России, подлежащие для решения поставленной государственной задачи по созданию в России подходящих условий экономического развития, стабильного повышения благосостояния российских людей, определены в качестве целевого ориентира в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Осуществление денежно-кредитной политики будет базирована на управлении процентными ставками денежного рынка с поддержкою инструментов предоставления и изъятия ликвидности.

ЦБ РФ в рамках перехода к режиму таргетирования инфляции откажется от валютного коридора (валютный коридор — установленные пределы колебания валютного курса, которые государство обязуется поддерживать) в его текущем виде. Отказ от управления курсом российской валюты считается основной составляющей режима инфляционного таргетирования. Государства, осуществляющие контроль над ростом цен и избирающие при данном учетную процентную ставку в качестве главного инструмента по поддерживанию запланированного уровня инфляции, при нарастающей угрозе стабильности денежной системы смогут применять валютные интервенции.

В дальнейшем восстановление инвестиционного спроса (темпы роста инвестиций в основной капитал прогнозируются на уровне 2–4%) будет происходить главным образом в результате роста инвестиционной активности компаний частного сектора. С высокой вероятностью запуск инвестиционных программ произойдет не ранее 2017 года. В более долгосрочной перспективе осуществление поставок газа в Китай в рамках данного соглашения будет оказывать существенную поддержку российскому экспорту.

Кроме того, в течение 2017г. рост реальных располагаемых доходов будет ограничен увеличением объемов платежей по кредитным обязательствам. В условиях увеличения совокупного спроса прогнозируется постепенное восстановление темпов роста трудовых компенсаций, что обусловит некоторое ускорение роста потребительского спроса. С учетом относительной негибкости российского рынка труда, а также влияния демографических факторов (таких как сокращение численности населения, в трудоспособном возрасте и повышение долей в экономически активном населении групп с традиционно низким уровнем безработицы) негативные тенденции в динамике экономической активности незначительно отразятся на состоянии рынка труда. Ожидается, что средний уровень безработицы в 2017г. вернется к низким значениям начала текущего года (5,1–5,3%). Заметный вклад в темп прироста ВВП в 2014 г., внесла динамика чистого экспорта.


В среднесрочной перспективе замедление инфляции будет способствовать снижению ставок по кредитным и депозитным операциям банков. Прогнозируемое замедление инфляции и постепенное восстановление темпов роста российской экономики при отсутствии новых внешних шоков будут способствовать улучшению настроений участников финансовых рынков, повышению инвестиционной привлекательности российских активов, снижению уровня ставок и  доходности облигаций на  внутреннем рынке.

Чрезвычайная ситуация, в которой оказалась наша страна в результате введения антироссийских санкций требует мер экономической политики, которые, видимо, должны иметь соответствующий чрезвычайный характер.

Надзорная деятельность Центрального банка в этой связи должна содержать набор механизмов и инструментов оперативного, текущего и стратегического содержания, диверсификация использования которых с необходимостью будет, во-первых, отвечать регулятивным требованиям эффективного ведения банковского бизнеса, во-вторых, способствовать формированию устойчивого банковского сектора в трансформирующейся национальной экономике.

Международная практика продвижения подобных задач уже выработала приемлемые организационные и методические подходы, правовые соглашения, имплементация которых в российских условиях потребует изменений в действующем законодательстве, процедурах и регламентах банковского регулирования и надзора. Последние следует рассматривать в приоритетном порядке, ибо правила построения взаимоотношений по поддержанию активного диалога между банками и органами надзора для принятия быстрых и решительных действий будут способствовать минимизации потерь в банках и поддержанию устойчивости банковского сектора в целом.

Одна из задач в реализации такой модели надзора – построение взаимодействия на принципах сотрудничества и партнерства. В этом направлении уже наметились тенденции. Реальная перспектива лежит в области совершенствования деятельности института кураторов и повышения его ролевой функции, в применении так называемого риск-ориентированного надзора. Являясь качественным этапом развития надзорной деятельности, разработка стратегии института кураторов требует формирования обширной теоретической основы и значительных прикладных исследований. Созданная база позволяет выделить критериальные признаки, новые параметры управленческого воздействия на объекты надзора, определить цели, задачи процесса реализации полномочий кураторов, базирующихся на партнерских принципах, а также обозначить пути практического применения данного механизма в контексте российской специфики[15].


В настоящее время и в западноевропейских странах органы надзора стали делать больший акцент на усиление надзора за банками непосредственно на местах. В практике некоторых зарубежных банков появились кураторы. Использование института кураторов, как показывает международная практика, позволяет улучшить координационные и субординационные связи в надзоре, повысить его эффективность.

В России, в отличие от Европы, несмотря на определенные положительные результаты политики Центрального банка РФ в этой сфере, все еще сохраняются относительно высокие темпы роста цен, которые препятствуют инвестиционной и производственной активности в стране. В этой связи можно согласиться с мнением зарубежных экономистов: в странах с высоким уровнем инфляции целесообразно устанавливать ориентиры по ее снижению до приемлемого уровня. Однако в усло­виях переходной экономики такие ориентиры должны носить среднесрочный харак­тер. Согласно проведенному МВФ обследованию, из 40 стран, поставивших перед собой задачу добиться существенного снижения темпов инфляции, только 18 реали­зуют стратегию ее таргетирования. Однако переход к этой стратегии происходил в них лишь после того, как уровень инфляции опускался ниже 10%.

Опыт европейских стран показывает, что в условиях новых экономических вызовов едва ли целесообразно ставить амбициозные задачи по форсированному сни­жению темпов инфляции, если в стране накапливаются существенные макроэкономи­ческие диспропорции и перекосы в финансовой сфере. Проблема ликвидации диспро­порций особенно актуальна для России, где сохраняется значительное межрегиональ­ное неравенство в условиях экономической деятельности.

В настоящее время и в западноевропейских странах органы надзора стали делать больший акцент на усиление надзора за банками непосредственно на местах. В практике некоторых зарубежных банков появились кураторы. Использование института кураторов, как показывает международная практика, позволяет улучшить координационные и субординационные связи в надзоре, повысить его эффективность.

Международный опыт свидетельствует, что использование кураторов при условии их профессионализма и эффективного контроля за их деятельностью способствует развитию банковского надзора и внедрению в его практику риск-ориентированных подходов.

Заключение

Центральный банк является центральным звеном банковской системы государства или группы государств, главным регулятором экономики, осуществляющий денежно-кредитную политику и наде­лённый особыми полномочиями.


Основными целями кредитно-денежной политики являются: упрощение циклические колебания в экономике; инфляция; стимулирование инвестиций; обеспечение полной занятости; регулирование курса финансового роста; устойчивость платежного баланса. С достижением определенных целей Центрального банка достигает через действия на промежуточных звеньев механизма денежно-кредитного регулирования денежной массы, процентных ставок, валютного курса.

Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень цен. Проведение стимулирующей или ограничительной денежно-кредитной политики в целях смягчения циклических колебаний экономики, Центральный банк использует набор доступных инструментов. В зависимости от экономической ситуации Центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег. 

Присоединение Федеральной службы по финансовым рынкам России к Банку России является последовательным шагом в рамках стратегии развития российского финансового рынка и создания мирового финансового центра (МФЦ).

Чрезвычайная ситуация, в которой оказалась наша страна в результате введения антироссийских санкций требует мер экономической политики, которые, видимо, должны иметь соответствующий чрезвычайный характер.

Сейчас необходимо кардинальным образом менять денежно-кредитную политику страны.

Наиболее важные направления трансформации денежно-кредитной политики состоят в следующем:

1. изменение банковского законодательства, в котором, по крайней мере, бы было снято положение о том, что главной функцией ЦБ является обеспечение устойчивости национальной валюты;

2. законодательство и Основные направления денежно-кредитной политики должны направлять Центральный банк не только на решение задач по снижению темпов инфляции и поддержанию ценовой стабильности, но и на расширение кредитной поддержки на долгосрочной основе и на льготных условиях, то есть с низкими процентными ставками тех коммерческих банков и организаций, которые осуществляют кредитование реального сектора экономики, в особенности приоритетных;

3. в случае существенного расширения кредитования и возникновения на этой почве опасности ускорения инфляции ЦБ мог бы прибегнуть к такому приёму: сочетать льготное и расширенное кредитование банков, финансирующих рост приоритетных отраслей экономики, со сжатием кредитования и ужесточением процентной политики по отношению к банкам, деятельность которых не связана с инвестициями, поддерживающими экономический рост.


Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://base.garant.ru

2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1-ФЗ (ред. от 26.07.2017) URL: http://www.consultant.ru/

3. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017) URL: http://www.consultant.ru/

4. Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 дек. 2008 г. № 2043-р. URL: http://www.consultant.ru/

Банковское дело: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф.Г. Г. Коробовой. -4-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2016. — 554с.

5. Вотинцева, Л.И. Проблемы и стратегические решения в системе национального банковского надзора: монография / Л.И. Вотинцева, С.В. Кривошапова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. – 180с.

6. Деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2013. - С.229.

7. Ивашковский С. Н.Макроэкономика: Учебник.2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2012. —472с.

8. Тавасиев А. М. Банковское дело: учебник для бакалавров / А. М. Тавасиев. — М.: Издательство Юрайт, 2013. - С.48.

9. Экономическая теория: учебник для бакалавров / под ред. К. Н. Лобачевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 516с.

10. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика.  - М.: ЕАОИ, 2012. — 286с.

11. Минлигареева С. А. Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования рынка ценных бумаг // Science Time. 2014. №6 (6) С.122-131.

12. Рябых Е.А., Всяких Ю.В. Антиинфляционная политика Центрального банка РФ И правительства РФ в условиях кризиса // Финнаука . 2013. №4 (19). С.12-14.

13. Доклад о денежно-кредитной политике. – 2013. - №4. Октябрь [Электронный ресурс] / Банк России. – 2013. – 42 с. // http://www.cbr.ru/

14. http://www.gks.ru/ - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

15. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации// www.cbr.ru.

16. http://www.worldbank.org/

17. Официальный сайт Министерства финансов РФ - http://minfin.ru

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://base.garant.ru

  2. Минлигареева С. А. Проблемы и пути совершенствования государственного регулирования рынка ценных бумаг // Science Time. 2014. №6 (6) С.122-131.

  3. Тавасиев А. М. Банковское дело: учебник для бакалавров / А. М. Тавасиев. — М.: Издательство Юрайт, 2013. - С.48.

  4. Деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов; под ред. О.И. Лаврушина. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2013. - С.229.

  5. Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г.: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 дек. 2008 г. № 2043-р. URL: http://www.consultant.ru/

  6. Ивашковский С. Н.Макроэкономика: Учебник.2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2012. С.53

  7. Банковское дело: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф.Г. Г. Коробовой. -4-е изд., перераб. и доп. — М.: Магистр, ИНФРА-М, 2016. — 554с.

  8. Экономическая теория: учебник для бакалавров / под ред. К. Н. Лобачевой. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 516с.

  9. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика.  - М.: ЕАОИ, 2012. — 286с.

  10. Доклад о денежно-кредитной политике. – 2013. - №4. Октябрь [Электронный ресурс] / Банк России. – 2013. – 42 с. // http://www.cbr.ru/

  11. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации// www.cbr.ru.

  12. http://www.worldbank.org/

  13. Рябых Е.А., Всяких Ю.В. Антиинфляционная политика Центрального банка РФ И правительства РФ в условиях кризиса // Финнаука . 2013. №4 (19). С.12-14.

  14. Рябых Е.А., Всяких Ю.В. Антиинфляционная политика Центрального банка РФ И правительства РФ в условиях кризиса // Финнаука . 2013. №4 (19). С.12-14.

  15. Вотинцева, Л.И. Проблемы и стратегические решения в системе национального банковского надзора: монография / Л.И. Вотинцева, С.В. Кривошапова. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. – 180с.