Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика Международного валютного фонда
1.1 Характеристика создание МВФ и его цели
1.2 Общие организационные вопросы МВФ
1.3 Организационная структура Международного валютного фонда
1.4 Роль и значение международного валютного фонда в мировой экономике
Глава 2 Характеристика Международного валютного фонда на современном этапе
2.1 Реформировании Международного валютного фонда на современном этапе
Глобальный характер последнего финансово-экономического кризиса выявил необходимость комплексной и системной реформы МВФ. Основные проблемы и недостатки Фонда - хронический дефицит ресурсов; чрезмерно жесткие требования к странам-заемщицам без учета их специфики; недостаточное внимание к особенностям беднейших стран-членов. Система формирования органов управления в интересах ведущих развитых стран с наибольшими квотами (взносами в капитал) пришла в противоречие условиям современного многополярного мира и повышения роли ведущих развивающихся стран. Надзорная функция МВФ оказалась неэффективной ввиду отсутствия системы раннего предупреждения о кризисах и минимизации их последствий, а также методов регулирования деятельности участников мирового финансового рынка [5].
На основе применения принципов системного подхода к анализу реформы МВФ выявлены следующие ее основные направления: реформирование источников его ресурсов, системы управления, кредитных механизмов, взаимоотношений со странами с низкими доходами, усиление надзорной функции Фонда, реформирование его деятельности как института межгосударственного валют- но-кредитного регулирования мировой валютной системы [6], [7].
Реформирование источников ресурсов МВФ. Для
МВФ характерен хронический дефицит средств, особенно для осуществления деятельности в условиях кризисных потрясений в мировой экономике и масштабного спроса на его кредиты. Он связан с принципом формирования ресурсов, исходя из приоритета взносов стран- членов по квотам и лимитирования получения средств из других источников, в первую очередь посредством заимствований у государств-участников. Кроме того, перестав пользоваться займами Фонда с 1980-х гг., развитые страны не стремились значительно наращивать капитал этого мирового финансового института.
Таблица 1
Реформирование источников ресурсов МВФ
Дата проведения |
Мероприятие |
Решения и результаты |
Увеличение ресурсов посредством увеличения квот |
||
сентябрь 2005 г |
Принятие Среднесрочной стратегии МВФ |
Увеличение ресурсной базы МВФ и принятие трехгодичной бюджетной модели Фонда |
Апрель 2006 г |
Корректировка Среднесрочной стратегии МВФ и реформа квот и управления 2006 г. |
Специальное увеличение квот для Китая, Мексики, Турции, Кореи |
Апрель 2008 г |
Реформа квот и управления 2008 г. |
Утверждение новой формулы расчета квот, Специальное увеличение квот для 54 государств |
Декабрь 2010 г. |
14-й общий пересмотр квот |
Удвоение квот до 476,8 млрд СДР и соответствующее уменьшение доли ресурсов по Новым соглашениям по займам (НСЗ) |
Увеличение ресурсов МВФ посредством заключения двусторонних соглашений |
||
Апрель 2009 г |
Решение «Группы 20» на саммите в Лондоне об увеличении капитала МВФ |
Предоставление МВФ 250 млрд дол. посредством двусторонних соглашений, которые будут включены в более расширенные и гибкие Новые соглашения о займах (НСЗ) |
Июнь 2011 г. |
Решение «Группы 20» на саммите в Лос- Кабосе об увеличении капитала МВФ |
Принятие обязательств по увеличению ресурсов МВФ на 430 млрд дол. в дополнение к увеличению квот в соответствии с реформой 2010 г. |
Увеличение ресурсов МВФ посредством расширения механизма Новые соглашения о займах (НСЗ) |
||
Ноябрь 2009 г |
Расширение механизма НСЗ |
Достижение договоренности между 26 старыми участниками и новыми о расширении ставших более гибкими НСЗ до суммы 600 млрд дол. |
Апрель 2010 г |
Официальное решение о расширении НСЗ |
Увеличение числа участников этого механизма на 13 стран |
март 2011 г |
Завершение процесса ратификации процесса расширения НСЗ |
Увеличение НСЗ с 34 млрд СДР (55 млрд дол.) до 367,5 млрд СДР (576 млрд дол.) |
Увеличение ресурсов посредством продажи облигаций МВФ |
||
Июль 2009 г. |
Утверждение порядка о покупке облигаций (нот) |
|
Новая модель доходов МВФ |
||
Апрель 2008 г. |
Принятие новой модели доходов МВФ |
Вступление в феврале 2011 г. поправки к Статьям соглашения о расширении инвестиционных полномочий МВФ Создание фонда, финансируемого за счет прибыли от продажи части золотого запаса МВФ Возобновление ежегодного возмещения расходов со Счета общих ресурсов, связанных с управлением Трастовым фондом для льготного кредитования беднейших стран- членов |
Продажа золота |
||
февраль 2008 г. |
Утверждение программы продажи золота |
План по реализации одной восьмой части всех золотых авуаров МВФ объемом 403,3 т |
Октябрь-ноябрь 2009 г. |
Осуществление продаж золота |
Общее поступление от продажи золота МВФ - 9,54 млрд СДР, из этой суммы 2,69 млрд СДР - его балансовая стоимость и 6,84 млрд - прибыль, при том, что фактически средняя цена реализации составила 1133 дол. за тройскую унцию при планируемой в 935 дол. |
Февраль 2012 г. и сентябрь 2012 г. |
Утверждение распределения среди государств, входящих в резервы |
Первоначально - 0,7 млрд СДР (1,1 млрд дол.) распределены среди стран-членов, из которых минимум 630 млн СДР должны быть внесены в ПРГТ Оставшаяся часть (1,75 млрд СДР) распределена на аналогичных условиях |
В качестве меры по преодолению дефицита ресурсов по рекомендации «Группы 20» были использованы реформы размеров квот (2006, 2008, 2010 гг.), двусторонние соглашения со странами-членами (2009 г.) и расширение Новых соглашений о займах (НСЗ). С этой же целью были выпущены облигации (ноты) для покупки их странами- членами. Рекомендация «Группы 20» об их продаже на мировом финансовом рынке с целью привлечения частного капитала, однако, не выполнена. На наш взгляд, это объясняется стремлением Фонда не конкурировать с ведущими развитыми странами с наибольшими квотами в МВФ на рынке долговых ценных бумаг
Фонд настаивает на сохранении приоритета квот в его ресурсах и их регулярном пересмотре, что препятствует привлечению других источников ресурсов. В краткосрочной перспективе наиболее вероятны заимствования МВФ у государственного сектора стран-членов, в том числе у развивающихся стран с быстрыми темпами развития, особенно у Китая. Такая вероятность обусловлена значительным временным лагом между принятием решения об увеличении квот Фонда и его реализацией. Например, страны с наибольшими квотами (США и Евросоюз) не торопятся ратифицировать увеличение своих квот, поскольку их лидирующие позиции в капитале и управлении сохраняются и без дополнительных взносов.
Проект (2006 г) увеличения ресурсной базы МВФ за счет доходов от инвестиций на мировом финансовом рынке и расширения его инвестиционной деятельности в соответствии с новой моделью формирования его доходов пока не реализован. На наш взгляд, вряд ли этот источник доходов сможет стать существенным из-за экономической и политической нестабильности.
В области реформы управления МВФ новым явлением стала тенденция к повышению роли развивающихся стран. Доля развитых стран в общей сумме голосов должна несколько сократиться - с 60,6 (до реф. 2006 г.) до 55,2% (после реф. 2010 г), развивающихся - увеличиться с 31,7 до 37,1% соответственно, а доля голосов стран с низкими доходами первоначально увеличилась с 5,4% (до реф. 2006 г) до 6,2% (после реф. 2008 г), но затем снижается до 5,9% (по плану реф. 2010 г.) голосов. Это связано с новыми взносами в капитал Фонда развитых и ведущих развивающихся стран [8], [9].
Реформа Исполнительного совета, направленная на усиление представительства развивающихся стран в управлении Фондом, на изменение его состава существенно не повлияла. В нем по-прежнему преобладают развитые страны, несмотря на декларируемое включение развивающихся стран в управление (например, ведущих развивающихся стран), их представительство в Исполнительном совете существенно не увеличилось.
Незавершенность реформы квот и управления 2010 г. вследствие позиции США, которые ее пока что не ратифицировали, поскольку их доля и так составляет (по состоянию на 2008 г.) 16,7% голосов, препятствует изменению институциональной структуры управления и переходу к принципу полной избираемости Исполнительного совета [10]. Сохраняется прежняя система частичного избрания, когда пять стран с наибольшими квотами назначают собственного директора и еще пять государств обладают таким же правом в силу размеров своих квот и особенностей формирования избирательных групп.
Реформирование управления Фондом - сложный и небыстрый процесс, на который влияют экономические и политические факторы. В перспективе намечена реформа показателей квот и голосов стран МВФ - постепенно путем поиска компромиссных решений [11]. Главное препятствие для этой реформы - нежелание экономически развитых стран уступать свои лидирующие позиции в МВФ.
МВФ пока не детализировал порядок выполнения рекомендаций «Группы 20» о необходимости формирования системы стратегического надзора стран-членов за Фондом и «введения принципа открытого и прозрачного назначения высшего руководства», т. е. уточнения порядка назначения директора-распорядителя Фонда, так как в остальном формирование исполнительных органов МВФ происходит в соответствии с согласованной процедурой.
Реформа кредитной деятельности Фонда. Учитывая уроки мирового кризиса, МВФ обновил свою кредитную политику по линии укрепления раннего предупреждения кризисных потрясений с учетом специфики стран, что проявилось во внедрении и развитии превентивных форм кредитования. Проявилось изменение фундаментального подхода к определению условий предоставления кредитов государствам - членам Фонда, исходя из их макроэкономических показателей и результативности их экономической политики. Фонд стал предоставлять кредиты странам-членам в случае не только фактического, но и потенциального дефицита платежного баланса. оценка реального воздействия превентивных форм кредита для государств с относительно стабильным экономическим положением («Гибкая кредитная линия») и с умеренными факторами уязвимости («Превентивная линия для предоставления ликвидности» - ПЛЛ) на предотвращение развития кризисных явлений и потрясений затруднена в силу их изначально достаточно устойчивого экономического положения. однако использование предшествующего аналога ПЛЛ - Превентивной кредитной линии - македонией способствовало оттоку капитала из страны в связи с психологическим восприятием инвесторами скрытых уязвимостей в экономике заемщика.
На наш взгляд, при дальнейшей реформе превентивных форм кредита, учитывая их сигнальную функцию для кредиторов - участников мирового финансового рынка, когда кредиты Фонда расширяют доступ стране-заемщице на этот рынок, устанавливаемые квалификационные условия кредитования должны быть объективными, беспристрастными и неполитизированными. Кроме того, развитие данных форм кредита будет зависеть от достаточности ресурсной базы Фонда, так как «резервирование» средств по кредитным линиям усиливает риск нехватки ресурсов МВФ и потребует поиска новых источников.
Положительной новацией при модификации инструментов экстренной кредитной помощи стало расширение перечня ее целевого назначения. Этот перечень стал включать не только последствия стихийных бедствий и постконфликтных ситуаций, но и трудности стран вследствие усиления кризисных потрясений в экономике или на товарных и финансовых рынках.
Реформа МВФ не коснулась предъявляемых требований к заемщикам. Приняты незначительные меры по уменьшению количества процедурных условий кредита, но условия стабилизационных программ стран-членов продолжают носить жесткий монетаристский характер.
В ответ на глобальный вызов - усиление дифференциации доходов населения МВФ принял меры по реформе своих взаимоотношений с наиболее бедными странами мира, в первую очередь по линии преобразования форм льготного кредитования.
Положительной тенденцией при введении (с января 2010 г) «Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту» - ПРГТ (Poverty Reduction Growth Trust - PRGT), в рамках которого было выделено три новых инструмента («Расширенный кредитный механизм», «Кредитный механизм стэнд-бай» - standby credit facility (не путать с традиционным механизмом МВФ - stand by arrangement), «Механизм ускоренного кредитования»), стало упрощение процедурных требований, в частности по разработке стратегии снижения бедности, а также увеличение лимитов доступа к кредитам.
Проявилось стремление Фонда учитывать специфику и потребности стран-заемщиц. Это непосредственно нашло отражение в дифференциации критериев доступа к ПРГТ - полностью для «малых стран» и «микрогосударств». Намечен переход к дифференциации требований к государствам-заемщикам в зависимости от уровня их доходов. Обсуждается возможность отмены требований к заемщикам для получения льготного кредитования для стран с более высокими доходами. Это позитивное изменение, однако пока оно не реализовано. Фонд по-прежнему сохраняет достаточно жесткие требования к заемщикам.
Недостаточно результативными оказались новые меры по преодолению нехватки ресурсов, которая обострилась в условиях мирового финансово-экономического кризиса, для льготного кредитования стран с низкими доходами.
Дальнейшее совершенствование льготного кредитования стран с низкими доходами требует увеличения ресурсов МВФ. Пополнение ресурсов Фонда за счет очередной продажи золота (400 т в пять лет) на мировом рынке золота и передача 90% «непредвиденной» прибыли недостаточно для обеспечения среднесрочного льготного кредитования стран с низкими доходами. В целом Фонд сдержанно относится к идее увеличения продаж золота, предпочитая сохранять эти реальные резервные активы (2,4 тыс. т).
Однако предоставленное МВФ право выпуска облигаций «Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту» в качестве источника ресурсов не реализовано. Другая мера пополнения ресурсов для льготного кредитования состоит в возможности потенциальных кредиторов предоставлять средства в СДР, а не только в мировых валютах («свободно используемых валютах» по терминологии МВФ), которое в большей степени было направлено на расширение использования СДР с учетом их эмиссии в 2009 году.
Необходимо усиление координации долгосрочного кредитования стран с низкими доходами с другими мировыми финансовыми институтами в рамках программ развития и борьбы с бедностью (Группой Всемирного банка, международными региональными банками и фондами развития).
Новой областью взаимодействия МВФ со странами с низкими доходами стал анализ уязвимости этой группы стран к внешним кризисным явлениям. Традиционно Фонд ограничивался оценкой воздействия резкого изменения условий торговли на эти страны, положительным явлением стало усиление внимания к изменчивости потоков международного капитала, системным кризисам в финансовом секторе и снижению темпов экономического роста как факторам, способным вызвать цепную реакцию или нарушения в региональной и мировой экономике.
В рамках реформы урегулирования внешней задолженности сформировалась новая тенденция - уменьшение процедурных требований к странам-членам по предоставлению документов. Нововведением стало участие Фонда в международных программах по облегчению бремени долга для стран, пострадавших от катастрофических стихийных бедствий, проявившееся в создании в июле 2010 г. «Трастового фонда для облегчения бремени задолженности после катастроф» - ПКДР (Post-Catastrophe Debt Relief Trust - PCDR) в 422 млн дол. На наш взгляд, быстрое исчерпание этого трастового фонда на помощь Гаити после землетрясения в июле 2010 г (268 млн дол.) может ограничить эту деятельность МВФ.