Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика Международного валютного фонда
1.1 Характеристика создание МВФ и его цели
1.2 Общие организационные вопросы МВФ
1.3 Организационная структура Международного валютного фонда
1.4 Роль и значение международного валютного фонда в мировой экономике
Глава 2 Характеристика Международного валютного фонда на современном этапе
2.1 Реформировании Международного валютного фонда на современном этапе
Важную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК (International Monetary and Financial Committee, IMFC), который состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается дважды в год на сессии. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих, не имеющим полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; дает Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ.
Аналогичную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF - World Bonk Development Committee). Совет управляющих передает многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора – распорядителя. Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель (с 5 июля 2011 г.) – Кристин Лагард (Франция), сменившая Доминика Стросс-Кана.
1.4 Роль и значение международного валютного фонда в мировой экономике
Международный валютный фонд (МВФ) был создан в конце второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы и во избежание дорогостоящих ошибок предыдущих десятилетий. Далее, на протяжении 60 лет он продолжает перестраиваться и изменяться. Со времени своего возникновения он формировался историей и на нем сказывались экономические и политические идеи времени [1, с. 35].
МВФ является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и участвует в работе Экономического и социального совета ООН. Он действует независимо и имеет собственный устав, структуру управления и финансы. Идея создания МВФ зародилась на конференции ООН в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир, США в июле 1944 г. 44 страны, представленные на этой конференции, поставили целью сформировать основу для экономического сотрудничества, чтобы избежать повторения девальваций в целях получения конкурентных преимуществ, ставшего одной из причин Великой депрессии 1930-х гг. Заключительный акт конференции включал статьи соглашения о МВФ и Международном банке реконструкции и развития. 27 декабря 1945 г. эти статьи официально вступили в силу, а с 1 марта 1947 г МВФ практически приступил к операциям. Примечательно, что деньги на создание этой над- правительственной организации поступили от Дж.П. Моргана, Дж.Д. Рокфеллера, П. Варбурга, Я. Шиффа и других «международных банкиров».
Таким образом, основанный на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. Международный валютный фонд имеет следующие цели:
- содействует международному сотрудничеству в денежно-кредитной сфере;
- способствует стабильности валютных курсов и регулирует нормы и правила в валютной сфере;
- содействует созданию многосторонней системы расчетов и устранению валютных ограничений;
- помогает своим членам устранять диспропорции платежного баланса за счет временного предоставления финансовых средств.
МВФ также стремится способствовать международной торговле, высокой занятости и устойчивому экономическому росту, сокращению бедности во всем мире. Управляется фонд 188 государствами - членами организации и подотчетен им [2].
Место дислокации штаб-квартиры - Вашингтон (США), что является довольно символичным, поскольку фонд практически контролируется США и странами западного альянса и, соответственно, в управленческо-операционном плане - ФРС.
МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме «Специальных прав заимствования (СПЗ)». В свою очередь, финансовые ресурсы фонда формируются за счет подписки («квот») его государств-членов. Квоты определяются по формуле, исходя из относительных размеров экономики государств-членов.
Основная финансовая роль МВФ заключается в кредитовании стран-участниц, испытывающих трудности с платежным балансом. Эти страны, заимствующие средства у фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Последнее, пожалуй, является одним из ключевых моментов при принятии решения о предоставлении финансирования. Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам [3, с. 17]. Фонд также предоставляет помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов. Однако по фактам, характеризующим результаты деятельности МВФ на протяжении его истории, реконструируется иная, реальная картина его целей.
Руководящим органом является Совет управляющих, в котором представлены все страны- члены. Совет собирается ежегодно. Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 членов. Международный валютно-финансовый комитет консультирует Совет по вопросам, входящим в его компетенцию. Кроме того, дважды в год наряду с различными исследованиями выходят издания МВФ World Economic Outlook («Мировое экономическое положение») и Global Financial Stability Report («Доклад о глобальной финансовой стабильности») [2].
Как уже было отмечено, МВФ и Всемирный банк были задуманы на Бреттон-вудской конференции в июле 1944 г. как организации, призванные укреплять международное экономическое сотрудничество и содействовать созданию более стабильной и процветающей мировой экономики [4, с. 52]. Эти цели остаются главными для обеих организаций, но их задачи и функции различаются, и в обоих случаях их работа формируется с учетом новых экономических тенденций и проблем.
МВФ содействует развитию международного валютного сотрудничества и представляет рекомендации по вопросам экономической политики, временные кредиты и техническую помощь, с тем чтобы помочь странам в установлении и поддержании финансовой стабильности и внешней жизнеспособности, сильной экономики. Кредиты фонда предоставляются в поддержку программ экономической политики, призванных решить проблемы платежного баланса, т.е. в тех случаях, когда нельзя получить достаточное финансирование на приемлемых условиях для покрытия чистых международных платежей. Одни кредиты МВФ предоставляются на относительно короткий срок и финансируются на основе взносов, предоставляемых государствами-членами в счет квот. Другие кредиты МВФ являются более долгосрочными, включая льготные кредиты, предоставляемые государствам-членам с низким доходом на основе субсидий, финансируемых за счет продаж золота МВФ в прошлом и взносов государств-членов. В своей работе со странами с низким доходом МВФ уделяет основное внимание тому, как макроэкономическая и финансовая политика может способствовать достижению главной цели сокращения бедности.
В свою очередь, Всемирный банк способствует долгосрочному экономическому развитию и сокращению бедности, предоставляя техническую и финансовую поддержку, в том числе с целью помочь странам реформировать определенные секторы или осуществить конкретные проекты (например, такие, как строительство школ и объектов здравоохранения, водо- и энергоснабжение, борьба с заболеваниями, охрана окружающей среды). Содействие Всемирного банка, как правило, носит долгосрочный характер и финансируется как за счет взносов, так и посредством выпуска облигаций. Квалификации сотрудников Всемирного банка охватывают более широкий круг дисциплин, чем квалификации сотрудников МВФ.
Для поддержания стабильности и предотвращения кризисов в международной валютно- финансовой системе МВФ наблюдает за экономической политикой стран и экономическими и финансовыми изменениями в странах, регионах и мире с помощью официальной системы, известной как надзор. МВФ дает рекомендации 188 государствам-членам, поощряет меры политики, содействующие экономической стабильности, уменьшающие уязвимость по отношению к экономическим и финансовым кризисам и повышающие уровень жизни. Он проводит регулярную оценку глобальных перспектив в издании «Перспективы развития мировой экономики», финансовых рынков - в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» и изменений в сфере государственных финансов - в своем «Бюджетном вестнике», а также публикует ряд изданий по перспективам развития региональной экономики [2].
Предполагается, что финансирование МВФ дает участникам необходимую передышку для преодоления проблем с платежным балансом: власти стран разрабатывают в тесном сотрудничестве с МВФ программы стабилизации, поддерживаемые финансированием МВФ, и продолжение финансовой поддержки обусловлено эффективной реализацией этих программ. Отреагировав на мировой экономический кризис, МВФ укрепил свой кредитный потенциал и в апреле 2009 г. утвердил существенный пересмотр своих механизмов оказания финансовой помощи, а в 2010 и 2011 гг. принял дальнейшие реформы. Инструменты кредитования МВФ были усовершенствованы, с тем чтобы обеспечить гибкие инструменты предотвращения кризисов для государств-членов с прочными основными экономическими показателями, обоснованной экономической политикой и надежными институциональными основами такой политики. МВФ удвоил лимиты доступа к займам и увеличил кредитование беднейших стран мира, опираясь на непредвиденную прибыль от продажи золота; такие беспроцентные кредиты предоставлялись до конца 2014 г. Также МВФ предоставляет техническую помощь и проводит обучение кадров в целях содействия государствам-членам в укреплении их потенциала для разработки и проведения эффективной политики, включая сферы налоговой политики и налогового администрирования, управления расходами, денежно-кредитной и курсовой политики, надзора за банковской и финансовой системой и ее регулирования, законодательных основ, а также статистики.
МВФ эмитирует международные резервные активы, известные как специальные права заимствования (СДР), которые могут дополнять официальные резервы государств-членов. Совокупные распределения составляют примерно 204 млрд СДР (примерно 309 млрд долларов). Государства-члены МВФ могут добровольно обменивать СДР на валюту между собой.
Основным источником финансовых ресурсов МВФ являются квоты государств-членов организации, которые в целом отражают относительное положение государств-членов в мировой экономике. В настоящее время совокупные ресурсы квот составляют приблизительно 238 млрд СДР (примерно 362 млрд долларов). Кроме того, МВФ может прибегать к временному заимствованию для целей дополнения своих квотных ресурсов. Новые соглашения о займах (НСЗ), которые были расширены в 2009 г и могут обеспечивать фонду дополнительные ресурсы в размере до 370 млрд СДР (примерно 560 млрд долларов), являются главным страховым инструментом на случай недостаточности ресурсов по квотам. В середине 2012 г. страны-члены также приняли обязательство увеличить ресурсы МВФ на 461 млрд долларов при помощи двусторонних соглашений о заимствованиях; в настоящее время задействовано примерно 420 млрд долларов США (277 млрд СДР) из общей суммы этих обязательств. После вступления в силу 14-го общего пересмотра квот и осуществления платежей по увеличению квот всеми государствами-членами, ресурсы МВФ по квотам удвоятся. Одновременно произойдет соответственное уменьшение ресурсов НСЗ в случае участников НСЗ. Важно заметить, что наибольшие квоты в МВФ имеют США (42122,4 млн СДР), Япония (15628,5 млн СДР) и Германия (14565,5 млн СДР) [5, с. 64]. В сумме США и страны западного альянса имеют более 50% голосов против нескольких процентов Китая, Индии, России, латиноамериканских или исламских стран, из чего очевидно, что первые обладают монополией на принятие решений. При решении стратегических вопросов только США имеют право вето. Последние 60 лет страны Европы и другие экономически благополучные страны всегда голосовали солидарно с США.
Как было отмечено, требования фонда направлены прежде всего на либерализацию внешнеэкономической деятельности. Вполне очевидно, что либерализация внешней экономики развивающихся стран открывает большие преимущества экономически развитым странам. В свою очередь, экономики развивающихся стран, зачастую требующих протекционистских мер, терпят убытки, а целые отрасли (не связанные с продажей сырья) становятся неэффективными. При проведении курсовой политики фонд принимает меры для установления плавающего курса ведущих валют и привязки к ним денежных единиц развивающихся стран, где роль ведущей валюты играет доллар США. А кредитование МВФ стран-участниц связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий, что говорит о существовании механизма внешнего управления заемщиками.
Глава 2 Характеристика Международного валютного фонда на современном этапе
2.1 Реформировании Международного валютного фонда на современном этапе
В 1944 г., 70 лет назад, на Бреттон-Вудской конференции ооН были созданы ключевые организации межгосударственного валютного и кредитного регулирования - международный валютный фонд (МВФ) и международный банк реконструкции и развития (мБРР). Ретроспективное рассмотрение опыта их функционирования свидетельствует о наработанном авторитете в сфере международных экономических отношений, формировании в их рамках авторитетного экспертного сообщества по валютно-кредитной и финансовой проблематике, хотя деятельность обоих институтов, особенно Фонда, позже и подвергалась критике из-за политики в отношении развивающихся стран. Дискуссии о необходимости преобразования Фонда активно ведутся с 1999 г. При этом предложения совершенствования его деятельности направлены в первую очередь на его демократизацию, усиление внимания к особенностям развивающихся экономик и проблемам развития беднейших стран мира [1], [2], [3], [4].
международный валютный фонд является институциональной основой мировой валютной системы, осуществляя межгосударственное валютное и кредитно- финансовое регулирование. Его основная задача - обеспечение относительной валютной стабильности в целях устойчивого развития мировой экономики.