Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика Международного валютного фонда
1.1 Характеристика создание МВФ и его цели
1.2 Общие организационные вопросы МВФ
1.3 Организационная структура Международного валютного фонда
1.4 Роль и значение международного валютного фонда в мировой экономике
Глава 2 Характеристика Международного валютного фонда на современном этапе
2.1 Реформировании Международного валютного фонда на современном этапе
Снижение цен на нефть было вызвано увеличением производства в государствах - членах
Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и значительным замедлением роста мирового спроса на нефть, особенно в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе [3, с. 56].
Влияние цен на нефть на различные страны - члены МВФ имело общие последствия для работы МВФ. Надзорная работа, как на двусторонней, так и на многосторонней основе, адаптировалась к стремительно меняющейся обстановке. В соответствии со Статьей IV на консультациях по вопросам, относящимся к изменениям цен на нефть, этому уделялось большое внимание.
Исполнительный совет МВФ активно принимал участие в рассмотрении отчетов и докладов, в которых анализировалось воздействие падения цен на нефть. Экономический советник МВФ Оливье Блан- шар, один из руководителей группы по биржевым товарам Исследовательского департамента МВФ, поместил в блоге МВФ статью «Семь вопросов о спаде цен на нефть за последний период», в которой анализировались механизмы рынка нефти, последствия для различных групп стран, а также действия, которые директивные органы могут предпринять для преодоления последствий для экономики своих стран. Она заинтересовала больше читателей, чем какой-либо другой материал, который размещался в блоге в течение года [5].
Пандемия лихорадки Эбола в Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне была второй проблемой, с которой столкнулся МВФ в 2015 году. Распространение лихорадки привело к заражению более 26 тысяч человек и гибели более 10,5 тысячи человек. Поэтому МВФ быстро принял необходимые меры для правительств трех государств в ответ на кризис и возврата экономик к росту. Фонд выделил свыше 400 млн долл. США для покрытия многочисленных новых нужд в финансировании.
МВФ незамедлительно предоставил помощь в размере 309 млн долл. США по нулевым процентным ставкам этим трем странам, пострадавшим от Эболы для преодоления кризиса. Также Гвинее, Либерии и Сьерра-Леоне в 2015 году было выделено 95 млн долл. США в виде грантов на облегчение бремени задолженности, чтобы уменьшить давление на их платежные балансы [6].
На протяжении пандемии МВФ продолжал взаимодействовать с официальными органами каждой страны, и, когда кризис начал сокращаться, переговоры переключились на более длительную перспективу быстрого восстановления экономического роста [4, с. 60].
Третьей проблемой МВФ была проблема поддержки Украины, преодолевающей трудные экономические и финансовые условия. Поддержка началась с того, что Исполнительный совет МВФ утвердил 11 марта 2015 года договоренность с Украиной на четыре года на сумму 17,5 млрд долл. с незамедлительным выделением 5 млрд долл. США [6].
МВФ поставил непростые цели: вывести экономику из кризиса, восстановить внешнеэкономическую устойчивость, поддержать экономический рост за счет проведения структурных реформ, а также защитить уязвимых граждан страны.
Украина не раз участвовала в нескольких программах, поддерживаемых МВФ, после получения независимости в 1991 году, но ни одна не достигла цели проведения реформ. Закончилась неудачей и программа 2010 года, после чего макроэкономические проблемы Украины усилились. Зарплаты и издержки производства повышались, тогда как производительность оставалась неизменной. В конечном итоге конкурентоспособность снизилась настолько, что экономика перестала расти, а экспорт не увеличивался [5].
Новое правительство, которое пришло к власти в феврале 2014 года, начало программу обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности. Но после вооруженного конфликта на востоке страны ситуация снова ухудшилась. ВВП сократился на 14,8%, потребности в дополнительном финансировании сильно увеличились. Валютный рынок был дестабилизирован, а банки стали испытывать стресс.
В ответ на это правительство приняло комплексную программу, поддержанную новым финансированием от МВФ. Первой мерой этой программы была стабилизации финансов Украины. Она обеспечивала потребности Украины во внешнем финансировании, которые составляют около 40 млрд долл. США в 2015-2018 годы, наряду с иной международной помощью и операцией по реструктуризации задолженности.
Кроме того, снижение дефицитов могло привести к сокращению потребностей в финансировании государственного долга. Это включает повышение энергетических тарифов для ограничения скрытого бюджетного дефицита государственной газовой монополии. В целях защиты наиболее уязвимых слоев населения общие расходы на программы социальной помощи были до 4,1% ВВП в 2015 году [6].
Следующим этапом являлось оживление роста путем восстановления конкурентоспособности, начиная с введения гибкого обменного курса. Помимо этого начато восстановление банковской системы за счет рекапитализации ликвидности с тем, чтобы возобновился рост кредита.
Не менее важна необходимость принятия решительных мер для устранения структурных препятствий для устойчивого роста, который может повысить уровень жизни до уровня соседних с Украиной стран, в том числе реформа системы налогового администрирования, прозрачность, улучшение управления государственными финансами и реформы государственных предприятий. Также борьба с коррупцией велась с помощью укрепления законодательства, мер по повышению эффективности судебных органов и действий по ограничению влияния заинтересованных групп в Украине, которые могли привести к искажениям в экономике [5].
Официальные органы Украины предприняли эффективные действия для решения укоренившихся проблем и разрыва с прошлыми непозволительными мерами в политике. МВФ и международное сообщество поддерживают проведение Украиной программы реформ.
Таким образом, на сегодняшний день в период нестабильного развития мировой экономики необходимо сотрудничать государствам с МВФ в целях притока финансовых ресурсов в страны с разным уровнем доходов, решения проблем внешней задолженности этих стран, предотвращения возрастания задолженности до недопустимого уровня, а также содействию возвращению вывезенного капитала.
Заключение
Исходя из материала представленного в курсовой работе можно сделать следующие выводы:
Международный валютный фонд, МВФ (InternationalMonetaryFund, IMF) - международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой валютной системы. [3]
Штаб-квартира МВФ располагается в Вашингтоне, округ Колумбия. МВФ также имеет свои представительства в более чем 80 странах по всему миру, что показывает его глобальный характер и тесные связи с государствами-членами. Финансовый год Фонда продолжается с 1 мая по 30 апреля.
Официальные цели МВФ заключаются в следующем:
- способствовать развитию международного валютно-финансового сотрудничества;
- способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли;
- содействовать стабильности валют;
- оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов;
- предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платежного баланса [5, с. 77].
Вся деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию экономики. Это достигается за счет выполнения следующих основных функций.
- Оказание финансовой помощи для преодоления дефицита платежного баланса. Для этого необходимо предоставить МВФ программу реформ, в которой будут показаны намерения правительства по преодолению существующих сложностей.
- Надзорная функция. У МВФ есть право наблюдения за политикой стран-членов по установлению валютных курсов и соответствующей макроэкономической политики. Каждая страна предоставляет МВФ информацию, по его запросу, которая необходима для осуществления надзора за ее экономической политикой.
- Осуществления консультирования и сотрудничества. Техническая помощь. В центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, которые запросили помощь, направляются миссии. Также возможна экспертиза готовящихся законодательных документов.
МВФ является ярким представителем МФО и применяет различные типы кредитования:
-резервная доля - выделение части средств при превышении величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны.
-кредитные доли - следующий этап кредитования, в случае полного расходования средств из «резервной доли».
-договоренности о резервных кредитах стэнд-бай обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную.
-механизм расширенного кредитования - предоставление кредитов на длительные сроки и в больших размерах. Применяются при серьезном нарушении платежного баланса и в различных кризисных ситуациях.
Список использованных источников
- Алескеров Ф.Т., Калягин В.А., Погорельский К.Б. Модель динамики изменения влияния участников МВФ: мультианентный подход // Современные проблемы в области экономики, менеджмента, социологии, бизнес-информатики и юриспруденции. Материалы 5-й научно-практической конференции студентов и преподавателей. - Нижний Новгород: Высшая школа экономики, 2014. - С. 293-297
- Будс Р.Б. Бреттон Вудская конференция ООН в 1944 г. (К истории создания Герчикова И. Международные экономические организации. - М., 2014. - 234 с.
- Герчикова И.Г. Международные экономические организации – 2011.- 281с.
- Долгов С.И., Фрумкин А.Б. О проектах реформирования международной финансовой системы.// Деньги и кредит. 2013.- № 6.-С. 11-24
- Куликов, Чайникова, Бабенко, Современная бюджетная система России. М.: ТГТУ. 2007. – 204с.
- Международное право: учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко,О.И. Тиунов. - М.:БЕК, 2013. - 117 с.
- Международные валютно-кредитные и финансовые отношения./ под ред. Красавиной Л.Н. 2015.- 576с.
- Мировая экономика и международный бизнес / под ред. Полякова, Щенина.- М.: Экономика, 2015.- 688с.
- Моисеев С.Р. Международные валютно-кредитные отношения: учеб. пос. - М.: Изд-во «Дело и сервис», 2015. - 576 с.
- Официальный сайт МВФ: http://www.imf.org.
- Политика МВФ в отношении России. Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14 / Шестаков С.А. - М., 2000. - 184 c.
- Саркисянц А.Г. МВФ и Россия в меняющемся мире. // Независимая газета. – 2013.- № 2.-С. 10-18
- Сердинов Э.М. Архитектура международной финансовой системы. // Банковское дело, № 12.- 2009-. С. 24-31
- Тупчиенко В.А. Государственная экономическая политика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. -663с.
- Хрущев С.А. Россия и МВФ: правовые проблемы взаимодействия // Российский юридический журнал. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2014.- № 4. - С. 75-82
- Шугуров М.В. Реформирование Всемирного банка и МВФ в XXI веке: основные направления и приоритеты // Международная финансовая система: вызовы XXI века: монография. - М.: Буки Веди, 2013. -С. 30-53