Файл: Опыт промышленной политики в разных cтранах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что секторальные санкции затронули национальные экономические интересы страны и наглядно продемонстрировали слабость отечественной промышленности – ее зависимость от поставок зарубежных технологий и оборудования. Однако необходимо отметить, что подобная ситуация сложилась не спонтанно.

После распада СССР в у нашей страны был неплохой технологический потенциал, но 1990-х годах научные исследования практически не велись, отрасли промышленности деградировали, основной акцент был сделан не на промышленные инновации, а на сферу услуг, в частности на торговлю и поставку уже готовой импортной продукции.

В результате сейчас Россия закупает у других стран оборудование, медикаменты, продукты питания, одежду и многое другое. Как свидетельствует таможенная статистика, почти 70% товаров импортируется из дальнего зарубежья[26]. Хотя перечень российских импортозависимых позиций обширен, но особенно тяжелое положение складывается с продукцией машиностроения.

По оценкам (по состоянию на 2015 г.), доля импорта в производстве сельхозтехники составляет от 50 до 90% (в зависимости от вида деталей), в тяжелом машиностроении – до 50%, в авиастроении – 80%[27].

Ведущие предприятия химической промышленности страны не могут найти внутренних производителей, способных поставить оборудование, необходимое для обновления устаревших мощностей. А в компонентах российских спутников приборы и модули отечественного производства составляют всего около 30% - но из-за них случается 95% поломок и отказов. От одной трети до половины крупных отечественных предприятий испытывает проблемы с оборудованием, при этом внутреннее производство не обладает достаточными возможностями для обеспечения их передовой техникой и технологиями[28].

Уязвима и основа российской экономики – топливно-энергетический комплекс (ТЭК), поскольку здесь не развиты сервисные структуры (геологоразведка и т.д.), а нефтегазовые предприятия зависят от импортных технологий и оборудования.

Необходимость противостоять возникшим из-за санкций угрозам и возместить наносимый ими ущерб экономики России потребовала активизации действий государственных органов власти и принятия ответных стратегических решений. Одним из таких действий стало изменение промышленной политики и курс на импортозамещение. Данное направление предполагает приоритетное развитие производств, ориентированных на внутренний рынок.


В настоящее время в промышленности под этим подразумевается:

1) локализация в стране производства ранее импортируемой продукции[29] ( по итогам 2014 года общая выручка участников рейтинга «50 крупнейших иностранных компаний в России» увеличилась на 13%, до 5 трлн рублей. По совокупной выручке в рейтинге лидируют компании из Германии (1,1 трлн рублей), на втором месте – французский бизнес (828 млрд рублей), за ним с небольшим отрывом следуют фирмы из США (820 млн рублей);

2) создание новой продукции, аналогичной или превосходящей зарубежную по своим параметрам, адаптированной к отечественным климатическим и географическим условиям (так называемое импортоопережение)[30].

Например, до введения санкций толя отечественного сыра в стране составляла 50% и импортного 50%. После введения ограничений ситуация существенно изменилась: 75% отечественного сыра. В связи с этим российским производителям пришлось совершенствовать технологии, чтобы создать аналогичные зарубежным сыры. Так в России стали изготавливать, например, сыры «Гауда», «Эдам», «Тильзитер».

В определенной степени это означает отход от представлявшейся прежде предпочтительной экспортной ориентации пищевой промышленности. Для реализации политики импортозамещения в августе 2015 г. было принято решение о создании специальной правительственной комиссии и утверждено соответствующее положение (Постановление Правительства РФ от 04.08.2015 № 785 и распоряжение Правительства РФ от 04.08.2015 № 1492-р)[31].

Распоряжением Правительства от 30.09.2015 № 1936-р утвержден План содействия импортозамещению в промышленности. К 2016 г. Минпромторгом России было утверждено 20 отраслевых планов импортозамещения, охватывающих 2200 технологических направлений промышленности и определяющих меры стимулирования предприятий, принимающих участие в реализации этих программ[32].

И вполне ожидаемо, что основное внимание в правительственных документах уделяется вопросам обеспечения оборудованием, прежде всего топливно-энергетического и оборонного комплексов. Выполнение планов импортозамещения в отечественной промышленности только начато, и об их результатах говорить рано. Итоги 2015 г. позволяют дать лишь некоторые оценки последствиям западных санкций и проведения импортозамещающей политики. Реализация политики импортозамещения позволила активизировать деятельность ряду крупных отечественных предприятий, прежде всего в машиностроении и нефтехимии. Начал действовать ряд новых заводов. Есть успехи в авиа- и судостроении (особенно важные в производстве двигателей), производстве программного обеспечения и телекоммуника-ционного оборудования[33].


Санкции способствовали развитию российского машиностроения и производства программных продуктов. Дальнейшее укрепление системы народного хозяйства России во многом зависит от уровня, на котором будет находиться машиностроительный комплекс. Оборудование и машины, создаваемые на его базе, - станки, приборы, продукция электронной промышленности и другие - найдут конечного потребителя во всех областях производства, а также сельского хозяйства и в быту населения. Успешное функционирование предприятий машиностроения во многом обеспечит стабильное положение в большинстве сфер жизни.

Поэтому отечественному машиностроению сейчас стоит усовершенствовать свои технологии. Хотя нельзя отрицать ущерб, который нанесли санкции отдельным компаниям. Некоторые западные эксперты считают, что санкции снизили способность России реализовывать собственные геоэкономические и геостратегические интересы (по крайней мере, в краткосрочном измерении), но их воздействие неоднородно по разным направлениям. В частности, финансовый сектор оказался более уязвимым, чем промышленность. Закрытие доступа к зарубежным кредитам оказало сильное влияние на банковскую систему в целом.

Кроме того, ситуация усугубляется еще и снижающимся спросом как на рынке займов населения, так и на рынке бизнес-кредитования. Реализация импортозамещающих проектов требует стабильного и долговременного финансирования, а также совместной работы органов власти и бизнеса, сочетания рыночных и административных инструментов регулирования. Эксперты справедливо отмечают, что выполнение программы импортозамещения во многом тормозится из-за недостатка инвестиционных ресурсов, т.к. экономический спад не способствует активизации капиталовложений[34].

В этих условиях государство может стимулировать спрос на отечественное оборудование. Механизм правительственной комиссии по импортозамещению уже создает некоторые условия для консолидации спроса на продукцию нефтегазового машиностроения на внутреннем рынке. Так, начавшийся диалог между отечественными изготовителями и потребителями нефтегазового оборудования и технологий позволил сформировать список взаимных требований и претензий. В частности, практически все предприятия и компании отмечают приемлемость цены, но низкое качество выпускаемой продукции. Таким образом, компаниям в первую очередь необходимо уделить особое внимание на качество производимой продукции, ее производительность, технические характеристики, а, следовательно, развитию промышленных разработок и инноваций.


Как свидетельствует мировой опыт, системная, продуманная и долгосрочная государственная политика импортозамещения не только обеспечивает национальную безопасность, но и позволяет создать новые точки роста в экономике. Однако без создания действенной системы внедрения инноваций никакие программы (импортозамещения, диверсификации производства, модернизации и т.д.) не приведут к реальному технологическому прорыву. Государству необходимо сконцентрировать свои усилия не только на политике импортозамещения, но и на политике импортоопережения, совершенствовании технологий, модернизации промышленности.

2.2.Влияние санкций на инвестиционный климат и промышленную политику РФ

Иностранные инвестиции в Россию, в производства на ее территории, надежно застрахованы от российских экономических санкций. Инвестировать в Россию оказывается не только выгодно, но и надежно, так как иностранные инвестиции в России находятся под надежной защитой законов России «об иностранных инвестициях». Аналитики отмечают, что объем прямых иностранных инвестиций снизился по всему миру на 13% в 2016 году и, по предварительной оценке Всемирного банка, составил 1,52 трлн.долл.[35].

Этот спад произошел не во всех регионах, отражая неоднородную экономическую среду по всему миру. В опубликованном докладе Всемирного банка отмечено, что после низких показателей роста, характеризовавших прошлый посткризисный год, в 2017 году прогнозируется некоторое ускорение темпов роста мировой экономики – до 2,7 %.

Но за последние 2 года, несмотря на сложности, которые возникли в политических сферах, происходят положительные явления в экономике России, улучшается инвестиционный климат. После наблюдавшегося на протяжении ряда лет разочаровывающего роста мировой экономики, радует появление признаков улучшения экономических перспектив. Сейчас бизнес-круги страны стараются воспользоваться этой динамикой и нарастить объемы инвестиций в инфраструктуру и промышленность. Это крайне важно для ускорения устойчивого и инклюзивного экономического роста, необходимого для искоренения крайней бедности.

Так, ряд отраслей, конечно, просел, но при этом страна получила шанс избавиться от импортозависимости. В гражданских отраслях приказами Минпромторга приняты 20 отраслевых планов, ориентированных на разработку и выпуск отечественной продукции, включающих 2,3 тыс. позиций. Их сметная стоимость — около 3 трлн рублей, бюджетная поддержка составит 622,7 млрд рублей, из них уже предусмотрено госпрограммами 243,1 млрд. рублей[36].


Эти цифры позволили подготовить бюджетные заявки. Основной упор в поддержке импортозамещения будет сделан на нормативное регулирование. В россии созданы хорошие условия для локализации производств на собственной территории. Например, с подачи Минпромторга были субсидированы 2/3 ставки рефинансирования по инвестиционным кредитам и по кредитам на сырье и материалы, однако после скачка ключевой ставки эта мера практически потеряла смысл: почти в 2 раза повысились затраты на обслуживание оборотных средств, залоговая база предприятий резко обесценилась.

Сейчас разработан механизм предоставления субсидий предприятиям, где в силу объективных условий кассовые разрывы велики и требуют привлечения кредитных средств. Объем субсидий составляет до 70% от ключевой ставки Центробанка. Средства пойдут на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на пополнение оборотных средств и финансирование текущей производственной деятельности. Раньше таких субсидий не было, считалось, что предприятия должны сами решать вопросы с оборотными средствами. Теперь эта мера поддержки действует во всех отраслях промышленности.

Минпромторг также сформировал перечень предприятий промышленности, оказывающих существенное влияние на развитие индустрии, которым будут предоставляться данные субсидии. Для иностранных компаний проводится политика кнута и пряника. Например, ввели запрет на закупку импортных товаров для госнужд, а это рынок в триллионы рублей. Что делать иностранным компаниям, чтобы сохранить его? Локализоваться в России. И тут им предлагают различные меры поддержки инвестиционной деятельности, субсидирование кредитов, субсидии на развитие кластеров, индустриальных парков и т. д.

Многие иностранные компании уже ведут переговоры о размещении производств в России. В ближайшее время заработает мощный инструмент по привлечению инвестиций - специальный инвестиционный контракт, предусмотренный законом о промышленной политике. В активном режиме начал работать Фонд развития промышленности. Результат будут в ближайшие несколько лет, и он будет положительным и для российской экономики, и для иностранного бизнеса (рис.2).

Рисунок 2. Масштабы импортозамещения при закупках машин и оборудования в отраслях промышленности, 2016 г.

Самый значительный отказ от импорта произошел в промышленности строительных материалов. Второе место в фактическом и планируемом импортозамещении принадлежит машиностроению. Треть предприятий этой отрасли снизили свои закупки импорта. Дополняет картину высокой зависимости отечественного машиностроения от импорта масштабы сохранения доли импорта в инвестициях машиностроительных предприятий. Как было отмечено на бизнес-встрече «Инвестиционный климат в России в период мировой экономической турбулентности», прошедшей в феврале 2017 г., Россия в 2017 году станет одной из самых привлекательных стран для совершения инвестиций[37].