Файл: Опыт промышленной политики в разных cтранах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Уже более пятнадцати лет в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях делаются попытки сформулировать подходы в отношении федеральной и региональной промышленной политики. С 1998 г. по декабрь 2014 г. в отсутствие федерального закона о промышленной политике на уровне субъектов Российской Федерации принимались региональные нормативно-правовые акты, касающиеся регулирования в регионах развития промышленного производства. Принятие в конце 2014 г. федерального закона о промышленной политике вызвало острую дискуссию в экспертном сообществе по вопросам механизма формирования и реализации промышленной политики.

Обострение политической ситуации в мире в отношении России,
экономические санкции поставили в 2014 г. перед российской
промышленностью проблему импортозамещения, что означает необходимость применения новых подходов к моделированию организационно-экономического механизма формирования и реализации промышленной политики, в которых задействованы заинтересованные стороны (органы власти всех ветвей и уровней, промышленные предприятия и население).

Целью работы является проведение анализа промышленной политики государства на примере России и определение путей ее развития.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие промышленной политики;
  2. Исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах;
  3. Провести анализ промышленной политики России;
  4. Определить пути совершенствования государственного регулирования промышленности в Российской Федерации.

Объектом исследования настоящей работы является промышленная политика.

Предмет исследования – промышленная политика Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой работы послужили работы зарубежных и российских авторов в области исследования теоретических основ промышленной политики, опыта реализации промышленной политики.

В качестве информационной базы исследования были использованы официальные статистические Росстата РФ; материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, а также публикации по результатам исследований, проведенных экспертами научно-исследовательских организаций и специализированных средств массовой информации, как в России, так и за рубежом.

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.


Глава 1.Теоретические аспекты формирования промышленной политики государства

1.1. Понятие и содержание промышленной политики государства

В мировой литературе под «промышленной политикой», понимают, прежде всего, совокупность стратегических мер государства, направленных на поддержание или развитие определенных отраслей или секторов экономики, на достижение определённых экономических и неэкономических целей государства, задача которого состоит в регулировании и распределении ресурсов между отраслями, комплексами, предприятиями промышленности[1].

Разработки экономической науки в направлении поиска путей создания наиболее благоприятных условий для развития приоритетных отраслей производства, привели к необходимости единого определения промышленной политики, которое объединит различные взгляды на данный вопрос[2].

Цели, задачи, применяемые методы и средства их достижения промышленной политики разных стран, и даже одной страны, зависят от требований экономики в определённый исторический период. Направление промышленной политики задается государством, и успех ее реализации зависит от готовности правительства и предпринимательских структур двигаться в инновационном направлении[3].

В XIX веке формированию промышленной политики способствовала промышленная революция: в этот период развитие передовых стран связывалось с увеличением производственных мощностей, создающих технологическую основу массового производства. Идеологи промышленной политики рекомендовали государству самому определять производства, которые необходимо развивать, становиться субъектом мобилизации финансов и рабочей силы, заказчиком на строительство наиболее крупных промышленных объектов, имеющих общенациональное значение. Это была эпоха «жёсткой» промышленной политики, которая длилась с начала XIX в. и по 80-е годы ХХ столетия[4].


Наиболее концентрированным выражением «жёсткой» промышленной политики стали советские пятилетние планы социально-экономического развития. В этих планах предусматривалось создание энергетической отрасли (электрификация страны), транспорта, индустриализация страны. В них было заложено развитие, в первую очередь, металлургической, машиностроительной, химической, горнодобывающей промышленностей, которые являлись основой для развития экономики[5].

Для развития промышленности было необходимо[6]:

– развивать «жёсткие инфраструктуры»: строительство дорог, обеспечение водой и другими энергоресурсами для промышленных целей, обустройство производственных территорий и т.д.;

– содействовать региональному развитию;

– обеспечивать развитие оборонного комплекса.

В 1970-1980-е годы государственная промышленная политика претерпевает коренные изменения в экономически развитых странах: быстрые темпы технологического развития позволили значительно снизить стоимость инженерных проектов; принятие большинства таких проектов и решений перестало быть необходимостью государства; быстро развивающийся процесс глобализации разрушил экономическую автономию государств; отпала необходимость в экономическом протекционизме; обеспечение безопасности государств стало происходить за счет оборонной интеграции, что привело государства к отказу от развития собственной оборонной промышленности.

Ресурсы отдельных государств для инвестиций в промышленность интернационализировались и стали обращаться на мировых рынках, не подчиняясь отдельным национальным государствам[7].

В 1980-е годы в Западной Европе и США наметился отказ от вертикально интегрированной структуры промышленной политики, предусматривающей в качестве объекта формирования и реализации промышленной политики корпоративные структуры, объединяющие отдельные предприятия и развитие отдельных отраслей промышленности и технологий. В конце ХХ-го века на смену «жесткой» пришла либеральная – «мягкая» промышленная политика[8].

Главной задачей «мягкой» промышленной политики становится обеспечение конкурентоспособности национальной экономики, которая в условиях открытого рынка возможна только в случае отмены институциональных ограничений, тормозящих проявление экономической активности и стабилизации основных макроэкономических параметров национального хозяйства, таких как: ограничение уровня инфляции, бюджетного дефицита и других[9].


Методами «мягкой» промышленной политики стали: антимонопольное регулирование, торговое регулирование, валютная и финансовая политика, налоговое и бюджетное регулирование, комплекс институциональных мер.

Главными функциями государства становятся:

– контроль соблюдения антимонопольного законодательства;

– антидемпинговые расследования;

– составление прогнозов НТП;

– стимулирование предпринимательской активности на своей территории.

Смена «жесткой» промышленной политики на «мягкую» произошла в 1957 году, когда понятие промышленной политики стало по-настоящему иметь отношение к промышленности, что зафиксировано в тексте Римского договора о создании ЕЭС и Евроатома[10].

Основные инструменты «жесткой» и «мягкой» промышленной политики приведены на рис. 1.

Цели промышленной политики в разные периоды экономического развития можно подразделить на две группы:

– к первой группе относится стимулирование государством экономического развития страны, оказывающее поддержку промышленности в целом или отдельных ее отраслей;

– ко второй группе целей можно отнести обеспечение внешней безопасности государства, его могущества и международного влияния[11].

Таким образом, «жесткая» промышленная политика, царившая на протяжении XIX и первой половины XX века была тесно связана с приоритетными целями государств, как военно-политическими, так и хозяйственно-производственными[12]. Причём в разные периоды истории трудно сказать, какие цели для государств были важнее. В конце ХХ века экономически развитым государствам пришлось нарушить цепочку «проектирование – финансирование – производство – сбыт», отказавшись от военнополитической автономии, что привело к пересмотру идеологических основ промышленной политики государств.

Рисунок 1. Основные инструменты «жесткой» и «мягкой» промышленной политики

Главная задача «мягкой» промышленной политики воплотилась в приоритетные институциональные цели обеспечения конкурентоспособности национальной экономики с учетом условий открытого рынка и с использованием новых инструментов. Высокий уровень развития предпринимательских структур и осознание их усиливающейся зависимости от конкретных партнеров и потребителей привнесли в стратегии компаний элементы корпоративной социальной ответственности перед стейкхолдерами[13].


Однако говорить о том, что «жесткая» промышленная политика абсолютно не востребована в настоящее время нельзя, так как возможен более либеральный вариант государственного управления промышленным развитием, который зависит от способа интеграции страны в глобальный мир, подразумевающий не только торгово-производственную, но и военно-политическую интеграцию.

Современное определяющее направление мирового развития – это повсеместный переход к инновационной экономике. Поэтому промышленная политика должна быть ориентирована на создание высокого научно-технического и производственного потенциала, который позволит обеспечить динамичное развитие страны, рост благосостояния её граждан и конкурентоспособность отечественных производителей.

1.2. Промышленная политика в зарубежных странах

Известны различные модели промышленной политики, особенности которых зависят от специфики и уровня экономического развития, экономического и научно-технического потенциалов и исторических традиций каждой страны, ее места в международном разделении труда. В современной России формирование промышленной политики основано на рыночных механизмах, оценивающих «спрос–предложение», а также методах государственного регулирования основных пропорций промышленного производства и развития ее приоритетных направлений[14].

Промышленная политика составляет наиболее активную часть общей социально-экономической политики. Рыночные механизмы проявляются в основном в кратко- и среднесрочной перспективе и отражают структуру и объемы реализации товаров и услуг. Государственное регулирование призвано формировать перспективы развития промышленного комплекса через прямую поддержку приоритетных отраслей и товаров и создание экономических механизмов, стимулирующих их производство и реализацию[15].

Теоретически возможна структурная перестройка промышленности на основе одних лишь рыночных механизмов. Однако опыт успешных западных стран показывает, что на это уходят десятилетия, и Россия по социальным и экономическим причинам ориентироваться на такие сроки не может.

Необходимо рассмотреть опыт госрегулирования промышленности наиболее развитых в этом отношении стран — США, ЕС и Японии[16].