Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения банков
1.1.Банки как субъекты налоговых отношений
1.2. Виды налогов, уплачиваемых банками
Глава 2. Анализ налогообложения банков на примере ПАО «Сбербанк России»
2.1. Общая характеристика и показатели деятельности банка
2.2. Анализ налоговых обязательств и налоговой нагрузки банка
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Комиссионные расходы |
31759583 |
43700379 |
58654818 |
26895235 |
84,68 |
Изменение резерва по прочим потерям |
-31893241 |
-41951351 |
-111546646 |
-79653405 |
249,75 |
Прочие операционные доходы |
46009705 |
33975420 |
48260335 |
2250630 |
4,89 |
Чистые доходы |
957730462 |
1412610647 |
1560689297 |
602958835 |
62,96 |
Операционные расходы |
650830535 |
764715933 |
714803671 |
63973136 |
9,83 |
Прибыль до |
306899927 |
647894714 |
845885626 |
538985699 |
175,62 |
Возмещение по налогам |
88512620 |
149605281 |
192320221 |
103807601 |
117,28 |
Прибыль после |
218387307 |
498289433 |
653565405 |
435179098 |
199,27 |
Неиспользованная прибыль |
218387307 |
498289433 |
653565405 |
435178098 |
199,27 |
В результате проведенного анализа финансовых результатов ПАО «Сбербанк России» за исследуемый период выявлено, процентные доходы банка увеличились на 2,08 %, при том, как процентные расходы уменьшились на 35,5 %. Чистые процентные доходы возросли на 97,25 %. Увеличились комиссионные доходы на 41,87 %, при том, как комиссионные расходы возросли на 84,68 %. В результате изменения финансовых показателей прибыль банка увеличилась на 199,27 %.
Таким образом, анализ экономических показателей за 2015–2017 гг. ПАО «Сбербанк России» выявил эффективность финансово–хозяйственной деятельности банка, с каждым годом в компании растет чистая прибыль и увеличивается эффективность финансовой политики.
2.2. Анализ налоговых обязательств и налоговой нагрузки банка
В соответствии с частью 2 Налогового кодекса РФ ПАО «Сбербанк России» находится на общей системе налогообложения и является плательщиком следующих налогов: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций; транспортный налог; земельный налог; налог на контролируемые иностранные компании; прочие налоги и сборы.
В таблице 4 представим динамику уплаченных налогов ПАО «Сбербанк России».
Таблица 4
Динамика уплаченных налогов ПАО «Сбербанк России», млн. руб.
Показатель |
Год |
Абсолютное |
Относительное отклонение |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2016/2015 |
2017/ 2016 |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
|
НДС |
26588 |
25560 |
19068 |
-1028 |
-6492 |
96,13 |
74,60 |
Налог на имущество |
7322 |
6563 |
6689 |
-759 |
126 |
89,63 |
101,92 |
Налог на землю |
265 |
251 |
248 |
-14 |
-3 |
94,72 |
98,80 |
Налог на контролируемые |
- |
244 |
229 |
244 |
-15 |
- |
93,85 |
Транспортный налог |
51 |
55 |
55 |
4 |
0 |
107,84 |
100,00 |
Прочие налоги и сборы |
1404 |
2428 |
2898 |
1024 |
470 |
172,93 |
119,36 |
Налог на прибыль |
82363 |
53412 |
120418 |
-28951 |
67006 |
64,85 |
225,45 |
Итого |
117993 |
88513 |
149605 |
-29480 |
61092 |
75,02 |
169,02 |
Уплата НДС за 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизилась на 1 028 млн. руб., за 2017 г. снизился на 6 492 млн. руб. За анализируемый период сумма НДС, подлежащая уплате у ПАО «Сбербанк России», снизилась с 26 588 млн. руб. до 19 068 млн. руб. Это связано со снижением чистого дохода.
2015 2016 2017
Рисунок 6. Динамика уплаты НДС ПАО «Сбербанк России» за 2015–2017 гг.
Налог на имущество за 2016 г. в отличие от предыдущего года снизился на 759 млн. руб., за 2017 г. увеличился на 126 млн. руб. Сумма начисленного налога на имущество за анализируемый период снизилась с 7 322 млн. руб. до 6 689 млн. руб.
2015 2016 2017
Рисунок 7. Динамика уплаты налога на имущество
ПАО «Сбербанк России» за 2015–2017 гг.
Налог на землю за 2016 г. по сравнению с 2015 г. снизился на 14 млн. руб., за 2017 г. снизился на 3 млн. руб.
Налог на контролируемые иностранные компании в 2015 г. полностью отсутствовал, а в 2016 г. составил 244 млн. руб., а в 2017 г. 229 млн. руб.
Транспортный налог увеличился на 4 млн. руб. за 2016 г. по сравнению с предыдущим годом, а в 2017 г. остался без изменений, как и в 2016 г.
Прочие налоги и сборы увеличились 1 024 млн. руб. за 2016 г. по сравнению с 2015 г., на 470 млн. руб. за 2017 г. в отличие от предыдущего года.
Налоги с прибыли снизились на 28 951 млн. руб. за 2016 г. по сравнению с 2015 г., а в 2017 г. увеличились на 61 092 млн. руб. по отношению к 2016 г. Сумма начисленного налога на прибыль организаций за анализируемый период увеличилась с 82 363 млн. руб. до 120 418 млн. руб. Увеличение произошло в связи с увеличение налогооблагаемой прибыли.
2015 2016 2017
Рисунок 8. Динамика уплаты налога на прибыль
ПАО «Сбербанк России» за 2015–2017 гг.
Общая сумма уплаченных налогов за 2016 г. по сравнению с предыдущим годом снизилась на 29 480 млн. руб., за 2017 г. увеличилась на 61 092 млн. руб. Уплата налогов за 2015-2017 гг. возросла с 117 993 млн. руб. до 149 605 млн. руб. Это связано с увеличением дохода банка, со среднегодовой стоимостью основных средств.
2015 2016 2017
Рисунок 9. Динамика уплаты всех налогов
ПАО «Сбербанк России» за 2015–2017 гг.
Рассчитаем значение коэффициента налоговой нагрузки по ПАО «Сбербанк России» за 2015-2017 гг.
На 01.01.2016 г. платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 117 993 000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход – 1 027 872 529 тыс. руб., соответственно:
Кнгр = 117 993 000 : 1 027 872 529 × 100% = 11,48 %
На 01.01.2017 г. платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 88 513 000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход – 926 706 095 тыс. руб., соответственно:
Кнгр = 88 513 000 : 926 706 095 × 100% = 9,55 %
На 01.01.2018 г. налоговые платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 149 605 000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход 1 412 610 647 тыс. руб.:
Кнгр = 149 605 000 : 1 412 610 647 × 100 % = 10,59 %
2017
2016
2015
Рисунок 10. Динамика налоговой нагрузки
ПАО «Сбербанк России» за 2015–2017 гг., %
Чем ниже значение коэффициента, тем меньше удельный вес налогов в сумме доходов, полученных банком за период, соответственно доля налогов на 01.01.2017 г. по сравнению с 01.01.2016 г. снизилась на 1,93%, 01.01.2018 г. по сравнению с 01.01.2017 г. повысилась на 1,04 %. Коэффициент налоговой нагрузки, в случае необходимости, исчисляется и в отношении ряда отдельных доходов, таких как доходы от кредитных, расчетно-кассовых операций, а также операций с иностранной валютой.
Для сравнения полученных показателей коэффициента налоговой нагрузки ПАО «Сбербанк России» за 2015–2017 гг. сведем данные в таблицу 5.
Таблица 5
Показатель налоговой нагрузки ПАО «Сбербанк России» за 2015-2017 гг., %
Год |
Значение показателя, % |
2015 |
11,48 |
2016 |
9,55 |
2017 |
10,59 |
Выводы
В соответствии с частью 2 Налогового кодекса РФ ПАО «Сбербанк России» находится на общей системе налогообложения и является плательщиком следующих налогов: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций; транспортный налог; земельный налог; налог на контролируемые иностранные компании; прочие налоги и сборы.
Общая сумма уплаченных налогов за 2016 г. по сравнению с предыдущим годом снизилась на 29 480 млн. руб., за 2017 г. увеличилась на 61 092 млн. руб. Уплата налогов за 2015-2017 гг. возросла с 117 993 млн. руб. до 149 605 млн. руб. Это связано с увеличением дохода банка, со среднегодовой стоимостью основных средств.
Доля налогов на 01.01.2017 г. по сравнению с 01.01.2016 г. снизилась на 1,93%, 01.01.2018 г. по сравнению с 01.01.2017 г. повысилась на 1,04 %. Коэффициент налоговой нагрузки, в случае необходимости, исчисляется и в отношении ряда отдельных доходов, таких как доходы от кредитных, расчетно-кассовых операций, а также операций с иностранной валютой.
Глава 3. Пути совершенствования налогообложения банков
В целях совершенствования налогообложения банков представляется целесообразным предпринять следующее:
– устранить применение в бухгалтерском и налоговом учете разных методов признания доходов и расходов (кассового метода и метода начислений) и перейти к применению единого метода;
– по возможности максимально сблизить ведение налогового и бухгалтерского учета;
– законодательным путем структурировать налоговый учет, унифицировать формы налогового учета и только потом ввести санкции за уклонение от ведения налогового учета, что возможно только при наличии четкого законодательства в отношении налогового учета[28];
– пересмотреть деление доходов и расходов банков на внереализационные и связанные с реализацией с учетом специфики банковской деятельности;
– принимать соответствующие меры по устранению допущенных противоречий и неточностей в налоговом законодательстве, а также к повышению общего уровня налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков[29].
Для совершенствования системы налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков целесообразно:
- ввести пониженные ставки налога на прибыль в части доходов от инвестиционной деятельности для банков;
- к расходам необходимо отнести затраты инвестиционного характера, а также расходы, связанные с организацией инвестиционной деятельности;
- расширить перечень льгот предоставляемым коммерческим банкам, участвующим в инвестиционных операциях;
- освободить от налогообложения проценты, полученные от выданных кредитов приоритетным отраслям экономики или на финансирование конкретных инвестиционных проектов;
- резервы на возможные потери по ссудам необходимо принимать в расчет затрат при определении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме, что позволит повысить устойчивость банков и, таким образом, даст дополнительный стимул заниматься инвестиционными вложениями[30].
При реализации указанных преобразований система налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков будет сочетать в себе максимальные ставки и значительные объемы предоставляемых льгот, при этом будет выполнена фискальная функция налогов и обеспечены приоритетные направления развития России на долгосрочную перспективу. Выдвинутые предложения предусматривают изменение механизма налогообложения прибыли, через изменение формирования финансовых результатов, применение дифференцированных налоговых ставок при налогообложении доходов банков-участников инвестиционной деятельности, и направлены на совершенствование механизма налогообложения инвестиционной деятельности коммерческих банков[31].