Файл: Опыт промышленной политики в разных странах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы курсовой работы обоснована тем, что вопросы построения промышленной политики, как концептуальные, так и практические продолжают привлекать к себе внимание экспертов и политиков. Данный интерес вызван продолжающимся мировым экономическим кризисом и неясными перспективами дальнейшего развития, причин неудач, возможностей и особенностей «новой» промышленной политики. Тема формирования и реализации государственной промышленной политики в России также приобрела особую актуальность в последние годы, когда очевидной стала необходимость перехода на инновационную модель развития. Учитывая стратегическую цель достижения Россией статуса одного из лидеров XXI в., а также неудовлетворительного состояния некоторых фундаментальных макроэкономических факторов, неразвитости институтов, ресурсных и инфраструктурных ограничений, неэффективности взаимодействия бизнеса и государства, негативных тенденций в развитии человеческого капитала, возникает потребность в переосмыслении основ промышленной политики. Это, в свою очередь, означает принципиальное изменение парадигмы и приоритетов государственного развития, форм государственной поддержки бизнеса, включая различные аспекты законодательного обеспечения, федеральные и региональные льготы промышленности, т.е. разработку принципиально новой промышленной политики государства. В то же время указанные проблемы уже решены или успешно решаются в различных странах. Поэтому усвоение позитивного зарубежного опыта целесообразно и важно для снижения уязвимости отечественной экономики перед лицом обозначенных проблем. Проведение промышленной политики, способствующей созданию потенциала для производства востребованной на мировом рынке продукции сейчас, дает шанс обеспечить возможности для получения новых сравнительных преимуществ на мировом рынке товаров и услуг уже в ближайшем будущем. Указанные обстоятельства обосновывают актуальность изучения опыта промышленной политики в разных странах.

В курсовой работе использованы, как общенаучные методы анализа и синтеза, так и методы сравнительного анализа, анализа статистических данных, методы табличной и графической интерпретации и др.

Цель курсовой работы состоит в изучении опыта промышленной политики в разных странах и перспектив его использования в России.

Задачи курсовой работы:

— рассмотреть понятие и роль промышленной политики;


— изучить цели, признаки и типы промышленной политики;

— охарактеризовать инструменты промышленной политики;

— исследовать особенности опыта проведения промышленной политики разных стран и возможности его использования в России.

Объект исследования курсовой работы – промышленная политика.

Предмет исследования курсовой работы – опыт проведения промышленной политики в зарубежных странах и Республике Беларусь.

Информационной базой проведенного в курсовой работе изучения поставленной проблемы являются учебные пособия и интернет -ресурсы , характеризующие промышленную политику в разных странах мира, на разных этапах развития их промышленной политики.

1.Определение экономической стратегии и промышленная политика

Осмысленная стратегия экономического развития подразумевает в числе прочего выбор важнейших для страны и экономики приоритетных направлений и активную работу правительства по реализации этих приоритетов. Такого рода приоритеты могут иметь как общий (повышение нормы сбережения и инвестирования, увеличение экспорта, развитие образования и т.д.), так и селективный характер (укрепление отдельных направлений или отраслей - так называемая промышленная политика). И в том, и в другом случае, однако, они отражают некую стратегию экономического развития, суть которой состоит в том, чтобы сконцентрировать неизбежно ограниченные хозяйственные (и в первую очередь инвестиционные) ресурсы на определенных направлениях, которые позволяют добиться либо эффекта масштаба, либо прямой экономии издержек, что существенно повышает уровень конкурентоспособности затрагиваемых такой политикой отраслей.

Необходимость такой концентрации, а значит, и определения приоритетов в рамках экономической политики государства вытекает одновременно из нескольких обстоятельств. Прежде всего, это связано с объективной ограниченностью ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, - ограниченностью, которая особенно рельефно проявляется в сравнении с масштабами задач,

Для современной промышленной политики экономически развитых стран характерно отсутствие жестких отраслевых приоритетов, вследствие прежде всего высокодиверсифицированной структуры бизнеса. Поэтому в качестве главного адресата промышленной политики все чаще выступают сформировавшиеся в той или иной стране корпоративные структуры [5, c.182]. Именно здесь все в возрастающей степени концентрируются ресурсы общенационального развития: профессиональные кадры (маркетологи, топ-менеджеры), управленческая компетенция, передовые технологии и финансовые ресурсы.


В современной промышленной политике важная роль принадлежит корпоративному управлению. Корпоративное управление - это сложная система взаимоотношений между фирмами и другими экономическими субъектами, предпринимательская среда которых регулируется законами о корпорациях, правилами в области регулирования выпуска и использования ценных бумаг, инвестиций, процедурами функционирования фондового рынка, стандартами бухгалтерского учета и налоговыми законами. Корпоративное управление влияет на решения инвесторов и стратегию фирм в области рисков, новых технологий и инвестиций в “человеческий капитал”, которые в свою очередь воплощаются в соответствующих потоках капитала и размещении ресурсов. Важным элементом национальной промышленной политики является повышение значения невещных инвестиций (intangible investment) [3, c.74]. Инвестиции играют ключевую роль в адаптации и долговременном росте промышленности. Структура инвестиций в современных условиях претерпевает существенные изменения, поскольку возрастающее значение в эффективной деятельности фирм приобретают новые технологии, знания, профессиональная подготовка работающих, организация бизнеса и программное обеспечение.

Можно сказать, что с экстремальной концепцией государственной промышленной политики в рыночной экономике с позиции: правительство лучше знает (“government knows best”), в том числе как эффективнее разместить ресурсы, не согласен бизнес. С экстремальной концепцией бизнеса: нам не нужна государственная промышленная политика, промышленная стратегия бизнеса - наиболее эффективна, несогласно государство.

Эволюция от государственной отраслевой к национальной промышленной политике конкурентоспособности на основе стратегического взаимодействия государства и бизнеса на условиях равноправного партнерства есть тот ориентир, к которому стремится в настоящее время большинство стран.

В то же время многими специалистами признается тот очевидный факт, что каждая страна характеризуется своеобразными и неповторимыми историческими, общественно-экономическими, природными, этническими и иными характеристиками, что влияет, в том числе, на особенности и традиции проводимой государством в них экономической политики, в частности применительно к задачам развития промышленности. Признавая это положение, следует в то же самое время отметить важность выявления общих черт различных промышленно-развитых стран мира в их государственной политике по отношению к промышленности. Это позволяет лучше понять факторы такой политики и оценить степень общности и дифференциации процессов ее трансформации на новейшем этапе, оценить доминирующие тенденции на будущее. Как и всякое обобщение, выделение регионов со специфической промышленной политикой является продуктом абстрагирования от имеющих место национальных особенностей той или иной страны и поэтому в определенной мере страдает условностью [9, с.15].


Можно выделить три "центра" (региона) промышленной политики, каждый из которых имеет свои особенности первую очередь, на том основании, что они исторически развивались длительное время достаточно обособленно, что заложило глубокие черты специфики в традициях промышленной политики, уходящих своими корнями в менталитет и доминирующие концепции роли государства в экономической жизни. Свою роль, безусловно, играют также и такие факторы региональной специфики, как различия в обеспеченности теми или иными стратегически важными природными ресурсами, отраслевые структуры промышленности, емкость национальных рынков, роль политических сил левой и правой ориентации в функционировании государства, структуры собственности в экономике и др.

Указанные выше факторы региональной специфики продолжают действовать и на современном этапе эволюции промышленной политики (начало 2000-х гг.). В то же время на первый план все больше выходят общие факторы, затрагивающие проблемы такой политики (глобализация мировой экономики, рост значения конкурентоспособности, усиление процессов экономической интеграции на уровне региональных группировок). Это ведет к появлению все больше черт сходства между странами различных регионов в теории и практике воздействия государства на национальное промышленное развитие [7, с 23]. Это сложный диалектический процесс, в рамках которого сохраняются определенные черты прежних различий при усилении "общего начала".

2. Региональные особенности промышленной политики

Центральной задачей промышленной политики должно стать сохранение и развитие прогрессивных базовых производств, формирующих приоритетные для промышленного комплекса технологии, обеспечивающие все остальные отрасли и производства современной техникой и материалами. Мировой опыт прошлого века дает многочисленные примеры различных (как минимум трех) типов промышленной политики: экспортно-ориентированной (создание условий для роста экспорта определенных видов продукции); внутренне ориентированной (защита внутреннего рынка и обеспечение экономической самодостаточности); стратегической промышленной политики, направленной на ограничения использования собственных естественных и не воспроизводимых ресурсов (нефть, лес, экология и т.п.).


Общие черты промышленной политики наиболее экономически развитых стран представлены в табл. 1. Более детально рассмотрим позиции в данной сфере стран членов ЕС (Германия, Франция, Великобритания, Швеция), США и России.

Европейские государства занимали более выгодные позиции в промышленной сфере, используя выгоды завоеванных ранее внешнеторговых позиций в валютных зонах (зона франка, зона фунта стерлинга) и странах – своих бывших колониях или исторически примыкающих к метрополии (например, Содружество Наций). Послевоенная история развития германского хозяйства свидетельствует о его способности приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям, в том числе в условиях глобализации.

Основы промышленной политики ФРГ были разработаны в начале 50-х гг. прошлого века. Тогда она ориентировалась на использование селективных мероприятий в отдельных секторах народного хозяйства и предполагала, что это необходимо делать в тех случаях, когда общегосударственные цели не могут быть достигнуты механизмами рыночной конкуренции.

Рост интереса Германии к промышленной политике связан и с тем, что с одной стороны, для защиты своей национальной промышленности её активно используют партнёры по ЕС, особенно Франция. С другой стороны, немецкая промышленность по-прежнему нуждается в целенаправленной поддержке государства для устранения её отставания по ряду важнейших направлений, в первую очередь, по инновациям и усиления территориальных хозяйственно-политических преимуществ Германии в целом и её отдельных регионов. Федеральное министерство экономики и технологий Германии в 2008 г. кратко определило промышленную политику «как штандортную (формирование благоприятных рамочных условий для развития конкретного хозяйственно-политического территориального пространства) политику, проводимую в интересах промышленности». Её основной целью объявлено создание благоприятных рамочных условий для промышленных инноваций, инвестиций и производства. Специально подчёркивается, что влияние на отраслевые сдвиги не относится к её приоритетам.

Относительно новым явлением в нынешнем веке стал процесс кластеризации немецких штандортов. Непосредственно с нынешней промышленной политикой связаны технологическая и инновационная политики германского государства, призванные содействовать структурному обновлению немецкой экономики и активному внедрению инноваций.

В последние годы Германия делает упор на следующих направлениях господдержки инновационного развития: улучшение условий для инновационной деятельности; совершенствование системы образования и научных исследований; финансовая поддержка инновационной активности компаний (в форме предоставления грантов, дотаций на выполнение компаниями научных исследований, кредитов или рискового капитала).