Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению В.Г. Андросюк, к позитивным изменениям необходимо отнести:

«- снижение порогов ощущений, ускорение чувствительных и двигательных реакций.

- понижение утомляемости, исчезновение или притупление чувства усталости, повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;

- повышение готовности к решительным и смелым действиям, проявляются волевые качества, этап принятия решения сокращается;

- активизация деловых мотивов, чувства долга;

- активизация познавательной деятельности: человек проявляет остроту восприятия, активно включает резервы оперативной и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуиция.

- проявление интереса, энтузиазма»[17].

С учетом полученных знаний о содержании, причинах и последствиях деятельности человека в экстремальных условиях (так называемой экстремальной деятельности), исследователи обозначают потенциальную возможность противостоять чрезвычайной ситуации, которая содержит три составляющие:

«физиологическую устойчивость, обусловленную состоянием физических и физиологических качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);

психическую устойчивость, обусловленную подготовкой и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий в экстремальной ситуации, наличие положительной мотивации и др.);

психологическую готовность (активно-деятельностное состояние, мобилизованность всех сил и возможностей на предстоящие действия)»[18].

При этом необходимо учесть, что представленные составляющие предоставят возможность получить оптимальный результат (то есть избежать нарушений в функционале человеческого организма) только при их максимальном объединении. То есть наличие одного из трех показателей никак не гарантирует сохранения здоровья человека, оптимального состояния его психики.

Таким образом, готовность и возможность человека осуществлять экстремальную деятельность в обязательном порядке должна рассматриваться с различных сторон, с учетом многообразия функций организма, так как негативные факторы воздействия, представленные выше, значительно затрудняют процесс трудовой деятельности и особенно – сохранения жизни и здоровья человека, находящегося в данных обстоятельствах.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В сложных и экстремальных видах человеческой жизнедеятельности, безусловно, постоянно присутствует вероятность возникновения критических и опасных для человека обстоятельств, которые не только создают разнообразные проблемы, но одновременно с этим приводят человека к необходимости проявления стремительных, точных и правильных реакций на окружающие чрезвычайные обстоятельства. При этом не уменьшается количество видов профессиональной деятельности, которая по своей направленности уже позиционируется как экстремальная. Функциональное состояние человека характеризует его деятельность в конкретном направлении, в конкретных условиях, с конкретным запасом жизненной энергии. Чрезвычайное усилие при использовании физиологических и психологических возможностей человека признается потенциальным источником порождения самых разнообразных отклонений в здоровье.

В данной курсовой работе согласно поставленной цели и обозначенным задачам рассмотрены главные психогенные признаки чрезвычайной ситуации и их краткие характеристики. Кроме того, проанализированы виды экстремальной деятельности человека, а также их воздействие и потенциальная опасность для функционального состояния челоевка.

Кратко рассмотрены возможные действия человека для защиты организма от негативного влияния экстремальной деятельности, а также – виды адаптации личности, подвергшейся длительному воздействию экстремальных обстоятельств.

Отдельное внимание уделено влиянию чрезвычайной (экстремальной) деятельности и особенностям поведения человека в процессе такой деятельности.

Таким образом, поставленные перед данной курсовой работой цель и обозначенные задачи достигнуты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Андросюк В.Г. Педагогика и психология в деятельности органов внутренних дел. - Киев, 1990. – 196 с.

Душков А.Б. Основы инженерной психологии. – М.: Академический Проект, 2002. – 324 с.

  1. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
  2. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.
  3. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 582 с.
  4. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.
  5. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. - С.-Пб.: Питер, 2002. - 103 с.
  6. Методы психологического исследования / сост. З.А. Киреева. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 186 с.
  7. Немов, Р.С. Общая психология : краткий курс / Р.С. Немов. – СПб. : Питер, 2011. – 304 с.
  8. Немов, Р.С. Психология : учебник / Р.С. Немов. – М. : Юрайт, 2011. – 639 с.
  9. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2012. - 739 c.
  10. Немов, Р.С. Психология : учебник / Р.С. Немов. – М. : КНОРУС, 2014. – 720 с.
  11. Общая психология. Маклаков А.Г. - СПб.: Питер, 2011. – 592 с.
  12. Общая психология. Максименко С.Д. - М.: Рефл-бук, 2004 – 528 с.
  13. Островский, Э.В. Психология и педагогика : учеб пособие / Э.В.Островский, Л.И.Чернышова; под ред. Э.В.Островского. - М. : Вузовский учебник, 2007. - 384 с.
  14. Психология : учебник / под ред. Б.А.Сосновского. - М. : Юрайт-Издат, 2005. - 660 с.
  15. Психология управления. Урбанович А.А. Мн.: Харвест, 2003 – 640 с.
  16. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 304 c.
  17. Субботина Л.Ю. Психология труда: рабочая тетрадь/Л.Ю.Субботина; Яросл.го.ун-т им. П.Г.Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – 40 с.
  18. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 608 с.

Интернет-источники

  1. Понятие и типы экстремальной ситуации. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации. http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1549-ponjatie-i-tipy-ekstremalnoj-situatsii-psihosomaticheskie-projavlenija-vozdejstvija-ekstremalnoj-situatsii.html

Психология безопасности в труде. http://bookitut.ru/Psikhologiya-truda-konspekt-lekczij-2.34.html

  1. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. – с. 145.

  2. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. - С.-Пб., 2002. - с. 49.

  3. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. – с. 79.

  4. Душков А.Б. Основы инженерной психологии. – М.: Академический Проект, 2002. – с. 96.

  5. Субботина Л.Ю. Психология труда: рабочая тетрадь/Л.Ю.Субботина; Яросл.го.ун-т им. П.Г.Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2009. – с. 12.

  6. Немов, Р.С. Психология : учебник / Р.С. Немов. – М. : КНОРУС, 2014. – с. 185.

  7. Немов, Р.С. Психология : учебник / Р.С. Немов. – М. : КНОРУС, 2014. – с. 192.

  8. Немов, Р.С. Психология : учебник / Р.С. Немов. – М. : Юрайт, 2011. – с. 164.

  9. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. – с. 132.

  10. Психология безопасности в труде. http://bookitut.ru/Psikhologiya-truda-konspekt-lekczij-2.34.html

  11. Понятие и типы экстремальной ситуации. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации. http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1549-ponjatie-i-tipy-ekstremalnoj-situatsii-psihosomaticheskie-projavlenija-vozdejstvija-ekstremalnoj-situatsii.html

  12. Понятие и типы экстремальной ситуации. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации. http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1549-ponjatie-i-tipy-ekstremalnoj-situatsii-psihosomaticheskie-projavlenija-vozdejstvija-ekstremalnoj-situatsii.html

  13. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. - С.-Пб.: Питер, 2002. – с. 61.

  14. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — с. 53.

  15. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — с. 61.

  16. Понятие и типы экстремальной ситуации. Психосоматические проявления воздействия экстремальной ситуации. http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1549-ponjatie-i-tipy-ekstremalnoj-situatsii-psihosomaticheskie-projavlenija-vozdejstvija-ekstremalnoj-situatsii.html

  17. Андросюк В.Г. Педагогика и психология в деятельности органов внутренних дел. - Киев, 1990. - с. 14.

  18. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — с. 85..