Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Распознавание эмоциональных состояний по невербальным проявлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Эмоции в деятельности человека играют важную роль. Они влияют на принятие важных решений, мотивируют жизнь человека. То есть человек устраивает свою жизнь таким образом, чтобы максимизировать переживание положительных эмоций и минимизировать переживание отрицательных эмоций. Эмоциональные состояния способны пересилить фундаментальные инстинкты: инстинкт продолжения рода, инстинкт самосохранения., Например, такая эмоция как отчаяние способна подавить желание жить и привести человека к самоубийству.

Эмоциональные состояния плохо контролируются, это позволяет изучить эмоциональный фон человека с помощью анализа невербальных проявлений. В будущем это может позволить лучше разобраться в мотивах поведения человека. Это также поможет в определении искренности человека, что очень важно в любой деятельности. Умение анализировать эмоциональное состояние по внешним проявлениям позволит более своевременно оказывать психологическую помощь эмоционально подавленному человеку.

Целью данной работы является выявление критериев трактовки невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

В процессе исследовательской работы необходимо решить следующие задачи: проанализировать понятие «эмоциональное состояние», выяснить как человек проявляет эмоции невербально, то есть как соответствующие физиологические показатели демонстрируют их присутствие.

В данной курсовой работе в первой части разбираются понятия «эмоции» и «эмоциональное состояние», во второй части рассматривается вопрос о том, как проявляются эмоциональные состояния, в третьей части работы представлены результаты эмпирического изучения невербальных проявлений эмоций человека. По результатам работы сделаны выводы.

1. Эмоциональное состояние – понятие

В процессе познания окружающей реальности у человека формируется то или иное отношение к объектам и процессам: к вещам, событиям, к другим людям, к себе как к личности. Особую группу психических процессов и состояний, в которых выражается субъективное отношение человека к внешним и внутренним событиям его жизни обозначают термином "эмоция" [2, 323].

Термины, связанные с понятием «эмоции», в силу недостаточной изученности, трактуются учеными-психологами по-разному.

Как определяется в философском словаре эмоции (франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную) это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют такую важную функцию, как регулирование активности человека средством отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Например эмоция страха подготавливает организм к "поведению избегания": повышенная активность, повышенная работа органов чувств, адреналин в крови, увеличение ритма и силы сокращений сердечной мышцы, активизация дыхательной системы, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, и тому подобное.


В современной науке ученые-психологи выделяют 10 видов эмоций. Это такие эмоции как: «радость, презрение, горе-страдание, стыд, гнев, вина, интерес-волнение, отвращение, удивление, страх» [8, 114].

Эмоции значительно различаются по интенсивности (силе). Чем сильнее эмоция, тем сильнее ее физиологические проявления. На интенсивность эмоции влияет, как правило, большое количество факторов.

Интенсивность эмоций может зависеть от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Поэтому пациенты с повреждением спинного мозга имеют максимальное снижение интенсивности эмоций (особенно при нарушениях целостности его шейных сегментов).

В зависимости от влияния на активность человеческого организма эмоции подразделяются на стенические (от др.-греч. σθένος — сила) и астения (от др.-греч. ἀσθένεια — бессилие). Стенические эмоции побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (радость, энтузиазм и т. д.). Астенические эмоции расслабляют или парализуют (тоска, грусть и т. д.).

Слишком сильные эмоции, независимо от валентности, являются стрессорами — утомляют организм и вводят его в состояние стресса. При длительном воздействии это приводит к различным проблемам, в том числе физиологическим.

Люди не приходят в возбуждение от всего подряд и не испытывают постоянно эмоции. Эмоции возникают и исчезают. Мы испытываем эмоцию в один момент и не может иметь никаких эмоций в другой. Некоторые люди более эмоциональны, чем другие, но даже в самые эмоциональные периоды в жизни бывают моменты, когда у них нет эмоций. Некоторые ученые утверждают, что эмоции всегда присутствуют, но они слишком слабы, чтобы быть заметными или влиять на то, что мы делаем.

Рассмотрим производное от понятия эмоции такой термин как «Эмоциональное состояние».

Эмоциональные состояния – это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания. [8,115].

Эмоциональное состояния, в свою очередь, условно делят на пять типов, которые идентифицируют по силе, качеству и продолжительности симптомов [4, 202]:

Такое эмоциональное состояние человека как «настроение» является одним из самых продолжительных. Оно существенно сказывается на любой деятельности человека и может меняться как постепенно, так и внезапно. настроение в свою очередь может быть отрицательным, положительным, временным и устойчивым.


Аффективное эмоциональное состояние. Представляет из себя набор различных краткосрочных эмоций, которые внезапно охватывают людей и характеризуются вызывающим неожиданным проявлением, потрясают своей интенсивностью. Несмотря на непродолжительность, влияние аффекта на психику очень велико и имеет, в большинстве случаев, деструктивный характер, уменьшая способность человека к дисциплине и соответствующей оценке реальности.

Такое эмоциональное состояние как «стресс» возникает тогда, когда человек понимает какую-либо экстремальную ситуацию с субъективной точки зрения. Стресс возникает, когда воздействие стрессового обстоятельства превысило личный порог стрессоустойчивости. Тяжелый стресс может сопровождаться аффектом, несет большой эмоциональный ущерб. С одной стороны, стресс является негативным явлением, которое влияет на нервную систему, а с другой – мобилизует человека, что порой позволяет ему спасти жизнь.

Такое состояние как фрустрация – характеризуется субъективным переживанием трудностей, проблем, препятствий, вводя человека в депрессивное состояние. В поведении наблюдается негативная реакция на события независимо от их характера.

Такое эмоциональное состояние, как страсть обусловлена реакцией человека на материальные и духовные потребности: сильное желание чего-то пробуждает в нем стремление к объекту, которое трудно преодолеть. В своем поведении одержимый страстью человек чувствует активность, подъем сил и часто становится более импульсивным и активным, чем обычно.

2. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Традиционно выделяется три аспекта эмоциональных проявлений:

  • импрессивный;
  • физиологический;
  • экспрессивный внутреннее переживание

Под импрессивным компонентом эмоционального реагирования понимается лишь внутреннее переживание, без его внешне наблюдаемого и регистрируемого проявления.

Физиологический аспект проявления эмоциональных состояний

О появлении и протекании эмоциональной реакции человека можно судить не только по рассказу человека о переживаемом им состоянии (вербальные проявления), так и по характеру изменения таких соматических составляющих как изменение вегетативных показателей (как артериальное давление, частота сердечных сокращений, частота дыхания, активация потовых желез), а также по специфических проявлениях такой сферы как психомоторика (мимика, пантомимика, двигательные реакции и голос). Все эти проявления хоть и не являются невербальными, но довольно красноречиво показывают состояние человека. В частности, пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения физиологических показателей при волнении человека, то есть когда он переживает сильную эмоцию, свидетельствуют о том, что в этом процессе задействованы абсолютно все системы организма. Эти изменения доступны для наблюдения окружающим, то есть они заметны и служат невербальными сигналами, сообщениями и состоянии каждого человека, испытывающего различные эмоции. Данный фактор требует внимания в целях эффективной коммуникации между людьми. Также связь эмоциональных состояний и физиологических изменений используется для проверки подозреваемого с помощью полиграфа, называемого "детектором лжи". Но данный прибор не даёт точного ответа на вопрос об искренности человека, так как разные эмоции способны вызывать схожие реакции.


Кривые дыхании при различных эмоциональных состояниях: а — радости (17 дыханий в минуту); 6 — пассивной грусти (9 дыханий в минуту); в — активной грусти (20 дыханий в минуту); а — страха (64 дыхании в минуту); д — гнева (40 дыханий в минуту ). [7, 336]

Связь эмоций и физиологии издавна была замечена человечеством и на протяжении длительного времени и по сей день является объектом внимания ученых.

Чарльз Дарвина в своей научной работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872), утверждал, что проявления эмоциональных состояний в жестах и мимике – результат эволюционного процесса человека. Некоторые из выражений чувств лица человека, по мнению Ч.Дарвина, сходны с теми, которые были присущи нашим предкам-обезьянам. Дарвин назвал такое выражение эмоциональных состояний, как сохранившиеся отголоски действий, связанных с нападением и защитой. Этолог Нико Тинберген ввел термин «интенциональными движениями» – фрагменты подготовки животного к действию.

В ходе эволюции эти движения, которые ранее были только предвозвестниками действительного действия, приобретали самостоятельную роль. Это стало основой системы социальной коммуникации. Животное могло теперь информировать членов своей среды о собственном внутреннем состоянии или о внешних событиях.

Многие ученые уверены, что многие эмоциональные состояния человека имеют эволюционную основу. Эти эмоции наследственно закреплены в организации лимбической системы. Ученые демонстрировали фотографии представителям разных культур и просили их определить, какие эмоциональные состояния человека на них представлены. И несмотря на различия между этими культурами, большинство опрошенных распознавало основные эмоции: страх, гнев, удивление, радость.

Если рассмотреть проявление эмоциональных состояний в онтогенезе, то необходимо отметить, что уже у новорожденного бывает выражение, похожее на улыбку (рефлекторное явление, не связанное с событиями окружающего мира). Прежде всего, возникает плач. Первый звук, который издает новорожденный, – это крик. В первые месяцы ребенок плачет, но через несколько недель улыбка становится более определенной и ребенок улыбается в ответ на самые разнообразные стимулы.

Так М. Ю. Кистяковская (1965) наблюдала реакции новорожденных детей. Проанализировав такой факт, как «комплекс оживления», который выражается улыбкой ребенка и быстрыми генерализованными движениями (от лат. generalis – общий) (представлены одновременными движениями конечностей, учащением дыхания, голосовыми реакциями), ученый пришла к выводу что двигательная активность, сопровождает и подтверждает эмоциональное состояние, эмоциональные реакции ребенка. . [8, 116]


Рис. 1 «Комплекс оживления» новорожденного – проявление эмоциональной реакции.

В эмоциональном состоянии выделяют две части: субъективное переживание (приятного или неприятного характера), и вторую – эмоциональное выражение, т.е. сопутствующее этому состоянию изменение невербальных реакций. У. Джеймс и К. Ланге выдвинули психологическую теорию эмоций. К. Ланге приводит в своих работах описание физиологических и поведенческих компонентов радости, печали и гнева.

Радость сопровождается усилением иннервации в скелетных мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она краснеет и делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей, и все физиологические отправления начинают совершаться лучше. Радующийся человек жестикулирует, дети прыгают и хлопают в ладоши, поют и смеются. Радость молодит, потому что человек довольный, находящийся в хорошем настроении создает оптимальные условия для питания всех тканей тела.

Печаль проявляется парализующим действием на мышцы произвольного движения, возникает чувство усталости, наблюдаются медленные и слабые движения. Глаза кажутся большими, так как расслабляются мышцы глазной впадины. Сосуды сжимаются и ткани обескровливаются. Человек, находящийся в состоянии печали, ощущает чувство холода и озноба, с трудом согревается и очень чувствителен к холоду, мелкие сосуды легких при этом сокращаются, и, вследствие этого, легкие освобождаются от крови.

В таком положении человек ощущает недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и старается облегчить свое состояние продолжительными и глубокими вздохами. Печального человека можно узнать и по внешнему виду: он ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый, беззвучный. Такой человек охотно остается неподвижным. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями на клеточном уровне. Известно, например, что в армиях, терпящих поражение, наблюдается гораздо большая подверженность болезням, чем в армиях победоносных.

Джеймс следующим образом объяснял свою теорию: «Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта: осознание нами этого возбуждения и есть эмоция. Обыкновенно принято выражаться следующим образом: мы потеряли состояние, огорчены и плачем; мы повстречались с медведем, испуганы и обращаемся в бегство; мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим удар. Согласно защищаемой мной гипотезе порядок этих событий должен быть несколько иным: первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым; между ними должны быть телесные проявления, поэтому наиболее рационально выражаться следующим образом – мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим, а не говорить – мы плачем, бьем, дрожим, потому что опечалены, приведены в ярость, испуганы. Если бы телесные проявления не следовали бы немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме своей чисто познавательным актом, бледным, лишенным колорита и эмоциональной теплоты. Мы в таком случае могли бы видеть медведя и решить, что лучше обратиться в бегство, могли бы нанести оскорбление и найти справедливым отразить удар, но мы не ощущали бы при этом страха или негодования» [5, 14].