Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Распознавание эмоциональных состояний по невербальным проявлениям).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ланге в своей сосудодвигательной теории эмоций отмечает, что эмоция – это осознание происходящих в организме сосудодвигательных изменений и их последствий. Теории Джеймса и Ланге показали действие вегетативной и центральной нервной системы в организации эмоциональных состояний. В противовес данным теориям с физиологической точки зрения было доказано, что эмоции не сводятся только к периферическим реакциям.

В 1929 г. физиолог Уолтер Кэннон пришел к выводу, что в теории Джеймса-Ланге ошибочно само исходное предположение, согласно которому каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Оказалось, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций. Например, мурашки появляются и тогда, когда человек присутствует на концерте симфонической музыки, и тогда, когда видит вскрытие лягушки. Современные данные доказывают истинность точки зрения Кэннона. Состояния возбуждения при эмоциональных состояниях действительно кажутся одинаковыми, и они доходят до сознания медленно. Согласно теории Кэннона-Барда, психологическое переживание и физиологические реакции возникают одновременно.

Теория Кэннона-Барда подчеркивала роль таламуса как центра эмоций. Благодаря работам анатома Джеймса У. Папеса известно, что эмоции – это не функция специфических центров мозга, а результат активности сложной сети – «круга Папеса». Структуры, объединенные в круг Папеса, составляют большую часть того, что сегодня называют лимбической системой.

Известный английский нейрофизиолог Ч. Шеррингтон лишил мозг подопытного животного возможности получать импульсы со стороны внутренних органов, мышц, перерезав для этого соответствующие нервные проводящие пути, и, тем не менее, оказалось, что эмоциональные проявления у такого животного сохранились. Так было доказано, что эмоциональные переживания возникают первыми при восприятии той или иной ситуации, а изменения со стороны соматического и периферического отделов – явление вторичное [5, 16].

Своеобразная теория эмоций была разработана немецким психологом В. Вундтом. Согласно этой теории, выразительные движения — это внешний коррелят или спутник переживания.

В. Вундт при этом исходит из того, что «с каждым изменением психических состояний одновременно связаны изменения им соответствующих (коррелятивных) физических явлений». Все выразительные движения рассматриваются как результат внутриорганических изменений в организме [8, 415].


Рис. 2. Трехмерная теория В. Вундта

Экспрессивный компонент эмоционального состояния

Экспрессия (от лат. expressio — выражение) — выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека.

Экспрессивные признаки — выразительные (мимические, пантомимические (двигательные) и т. д.) особенности тех или иных эмоций и чувств.

Дифференцированность экспрессии (от лат. differentia — различие) — соотнесение внешних проявлений с конкретной, характерной эмоцией; способность различать эмоции по внешним проявлениям.

Обобщенность экспрессии — логическое объединение нескольких внешних признаков и качеств конкретных эмоций и чувств.

Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, называют экспрессией. Язык экспрессии достаточно многообразен.

В порыве гнева или отвращения, радости и счастья, раздражения и безразличия человек ведет себя по-разному, его лицо, осанка, положения тела и жестикуляция отличаются, также как тональность и тембр голоса. К экспрессивному компоненту эмоционального реагирования относят:

  • речевые средства;
  • мимические средства;
  • пантомимические средства;
  • жестикуляционные средства
  • внимание к своей внешности;

Гросс и Джон обнаружили, что существует несколько аспектов эмоциональной экспрессивности. силу внутренних эмоциональных реакций, в частности:

  • степень выражения позитивных эмоций,
  • степень выражения негативных эмоций.

В зависимости от характеристик эмоций, а также ряда факторов, описанных ниже, определяются и характеристики выраженности экспрессии.

Экспрессивный компонент эмоций проявляет себя еще во внутриутробном развитии.

Невербальные проявления регулируют и во многом определяют взаимопонимание между людьми.

Мимические средства проявления эмоциональных состояний

У человека, испытывающего то или иное эмоциональное состояние — радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз, появляются определенного характера жесты, возникают специфические оттенки в интонациях. По этим изменениям можно судить, какую эмоцию переживает человек в данный момент [4, 198].


Человеческое лицо обладает наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки.

Мимика человека занимает особое место среди средств коммуникации место, так как изменение лицевых мышц несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего. Так создается эмоциональный фон общения.

Например, в мимике смеха участвуют: скуловая мышца, круговая мышца глаза, круговая мышца рта, подкожная мышца шеи. В мимике доброжелательного сострадания дополнительно к перечисленным мышцам сильно сокращена мышца, сморщивающая брови, та ее часть, которая приподнимает головку брови, а также лобная мышца. В мимике неискренней, вынужденной улыбки происходит сокращение главным образом скуловой и круговой мышцы рта. [4, 258].

На формирование мимического выражения эмоций, по мнению Януша Рейковского оказывают влияние такие факторы как:

  • врожденные мимические схемы;
  • приобретённые способы выражения, которые произвольно контролируемы;
  • индивидуальные экспрессивные особенности, присущие только данному индивиду [9].

Как отмечают Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период утробного развития [10].

На рисунке представлены мимические мышцы человека.

Рис. 3. Мимические мышцы : 1—лобная мышца; 2— круговая мышца глаза; 3— пирамидальная мышца; 4 — носовая мышца; 5 — квадратная мышца верхней губы; б — квадратная мышца верхней губы — нижеглазничная головка; 7—квадратная мышца верхней губы — скуловая головка; 8— круговая мышца рта; 9— собачья или клыковая мышца; 10— квадратная мышца нижней губы; 11 — треугольная мышца; 12 — «мышца смеха»; 13 — печная или ланитная мышца; 14 — скуловая мышца Жевательные мышцы: 15 — собственно жевательная мышца; 16 — височная мышца.

Ученые описали мимические признаки первичных эмоций, таких как радость, горе, отвращение, презрение, удивление, гнев и страх. В результате они выделили три зоны лица:

  • область лба и бровей,
  • область глаз (глаза, веки, основание носа),
  • нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок).

Эти исследования позволили разработать своеобразные "формулы" мимических выражений, которые фиксируют характерные изменения в каждой из трех зон лица.

Перечислим компоненты эмоционального реагирования, характерные лицевые изменения для различных эмоциональных состояний.


Страх

1. Брови подняты вверх, сдвинуты к центру. В центре лба образуются морщины

2. Верхние веки подняты до такой степени, что видна склера, а нижние приподняты и напряжены.

3. Рот был открыт, губы вытянуты и напряжены

Удивление

1. Брови высокие и округлые. Горизонтальные морщины пересекли его лоб

2. Верхние веки поднимаются, а нижний опущен так, что над радужкой видна склера

3. Рот был открыт, губы и зубы разъединены, напряжения или натяжения в области рта нет

Радость

1. Брови и лоб расслаблены

2. Спокойную верхние веки, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними морщин на веках. Внешнего угла глаза морщинки - гусиные лапки

3. Рот закрыт, уголки губ тянутся в стороны и подняты вверх. От носа к внешнему краю губ тянутся носогубные складки

Гнев

1. Брови опущены и уменьшается, между бровями вертикальные складки

2. Верхние веки напряжены, нижние веки напряжены и подняты

3. Рот закрыт, губы сжаты

Брезгливость

1. Брови слегка опущены

2. Опущенные верхние веки, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними морщин век

3. Нос сморщился. Рот закрыт. Верхняя губа поднята нижняя губа приподнята и расширена вверх по направлению к верхней губе

Горе

1. Внутренние уголки бровей подняты

2. Внутренние уголки верхних век приподняты

3. Рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения в области рта нет

Психомоторные средства проявления эмоциональных состояний

Под психомоторными средствами выразительности относится и движения. В дополнение к жестам при сильно выраженных эмоциях также наблюдаются интегральными двигательные действия, которые называются эмоциональными действиями. Например, на 2-м году жизни ребенка, когда еще плохо развита его речь и ребенок не может выразить словами свое отношение к ситуации он отрицательные эмоции выплескивает не только в крике и плаче, а также топает ногами, дерется, а иногда и кусается. [8, 120].

В последние годы ученые работают над созданием методов чтения «языка тела», основанный на распознавании эмоций по характерным для них движениям тела. Естественно, для адекватного восприятия эмоционального состояния необходимо учитывать все составляющие проявления эмоционального состояния в целом.


П. Экман выделяет следующие виды жестов :

  • адаптеры,
  • регуляторы,
  • иллюстраторы,
  • эмблемы.

К адаптерам относится, например, почесывание носа, которое при напряженном обдумывании может быть пережитком ковыряния. Регуляторы – это жесты, связанные с положением головы, позы, расположением рук и тела, поддерживающие человека в ходе коммуникации. Иллюстраторы непосредственно связаны с речью и представляют эмоциональные "добавки" для вербальной коммуникации. Эмблемы имеют когнитивное значение и предназначены для передачи сообщения.

П. Экман и У. Фризен разработали концепцию "невербальной утечки информации" . Они проранжировали части тела в отношении их способности передачи информации об эмоциях человека. Эту способность они определили на основании трех параметров:

  • среднее время передачи;
  • количество невербальных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела;
  • степень доступности для наблюдений за данной частью тела, "представленность другому".

Дженнифер Каприати, только что выиграла открытый чемпионат Франции по теннису (рис. 4).

Рис. 4. Выражение эмоционального состояния радости в движениях

Чтение эмоциональных состояний по движениям – сложный процесс, требующий значительной подготовки и опыта. Внешние признаки чаще всего дают неполное представление о человеке, и часто одни и те же внешние симптомы могут быть вызваны разными эмоциональными состояниями.

Учитывая эти критерии самым читаемым является лицо человека, так как лицевые мышцы быстро изменяются в соответствии с эмоциональными состояниями человека Последнее же место занимают движения ног и ступней. Однако, зная способность лица выдавать переживаемые эмоциональные состояния, люди чаще всего обращают внимание на его произвольное контролирование своей мимики и не обращают внимания на движения своих ног, что позволяет лучше понять эмоциональное состояние по ним, а не по лицу.

3. Распознавание эмоциональных состояний по невербальным проявлениям

В профессиональной деятельности организационного психолога важна способность к эмпатии, поэтому для выяснения способности к понимания эмоций окружающих по невербальным признакам испытуемым предлагаются следующие задания