Файл: Инновационное развитие Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 1663

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Инновационный проект — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности. Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения. Реализация инновационного проекта — процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта. Цель инновационного проекта — создание новой или изменение существующей систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта. Классификация инновационных проектов Инновационные проекты можно классифицировать следующим образом:
1. По характеру целей: конечные; промежуточные.
2. По периоду реализации: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные.
3. По потребностям, которые удовлетворяет проект. Они могут ориентироваться на создание новых или удовлетворение имеющихся потребностей.
4. По типу инноваций (создание нового или усовершенствование продукта, реорганизация структуры управления и пр.).
5. По степени принимаемых решений могут иметь такой характер: фирменный; региональный; отраслевой; международный федеральный.
6. По масштабности выполняемых задач: монопроекты – проекты, которые выполняются одной компанией в строгих финансовых и временных рамках, причем имеют однозначную инновационную цель; мультипроекты – комплексные программы, направленные на достижение сложных целей; мегапроекты – многоцелевые программы, которые объединяют в себе ряд мультипроетов, которые связаны одной сложнодостижимой целью. Каждый проект проходит через определенные ступени своего развития от возникновения до своего завершения. Их совокупность образует его жизненный цикл. Его принято разделять на фазы, их - на стадии, после чего – на этапы. Они различаются в зависимости от системы организации работ и сферы деятельности .Управлением инновационными проектами занимается инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент – наука, направленная на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами на макро и микро уровне.


Целью инновационного менеджмента является изучение метода и технологий управления организацией для обеспечения его развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания освоения, и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики.

Основными задачами инновационного менеджмента являются:

1 определение тенденций развития научно-технического прогресса

2 организация управления развитием организации

3 оценка эффективности инновационных процессов

4 выявление и оценка рисков

5 разработка проектов внедрения новых идей

6 создание системы управления инновациями

7 формирование благоприятного инновационного климата

8 обоснование инновационных решений в условиях неопределенности

В развитии инновационного менеджмента как области науки выделяют 4 этапа:

1 факторный подход:

- Наука и техника являются основными факторами экономического развития страны

- Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки

- Управление инновационными процессами базируется на использовании статистических факторных моделей, нормирование трудоемкости, ресурсоемкости и т.д.

2 функциональный подход

- Рациональное разделение труда

- Специализация управленческих функций

- Моделирование инновационных процессов

- Использование методов сетевого планирования

3 системный подход

- Рассмотрение предприятия как сложной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов

- Учет факторов конкурентной среды

4 ситуационный подход

- Рассмотрение вариантов реализации проектов

- Анализ факторов , определяющих успех инноваций

- Выработка управленческих решений, оптимальных именно до конкретной ситуации

Вывод: Инновационный менеджмент - это управленческая деятельность направленная на достижение целей инновационного развития организации путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный проект - совокупность взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий.

В условиях рынка признаком инноваций считается её потребительская новизна. В соответствии с международными рекомендациями инноваций является конечный результат инновационной деятельности в виде нового и усовершенствованного продукта, успешно внедрённого на рынке. Незначительные изменения называются улучшениями.


Сущность инновационного менеджмента

В самом общем виде инновационный менеджмент — это система подготовки и принятия решений, направленных на формирование, поддержку и развитие инновационно-технического потенциала России в целом, каждого предприятия, каждой организации в частности. Инновационный менеджмент является одной из форм общего, функционального менеджмента, объектом которого выступают процессы инновационно-технологического развития. Другими словами, инновационный менеджмент представляет собой систему, совокупность систематизированных знаний по современному менеджменту о методах создания трудоемких инноваций и их эффективности. Основоположником системы научного менеджмента по-праву считается известный английский ученый Фредерик У. Тэйлор. Свои принципы научного управления он впервые опубликовал в 1911 г.

Во-первых. Администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные и грубо практические методы, для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых на предприятии. Во-вторых. Администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то время как в прошедшем рабочий сам выбирал себе специальность и сам на ней тренировался так хорошо, как умел. В-третьих. Администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны. В-четвертых. Устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими... ...Эта комбинация инициативы рабочих в соединении с новыми типами функций, осуществляемых администрацией предприятия, и делает научную организацию в столь значительной мере превосходящей по производительности все старые системы». В своих работах он сформулировал две основные задачи менеджмента:
обеспечение наибольшего процветания предпринимателя;

повышение благосостояния каждого работника.

При этом под процветанием предпринимательства, что очень важно и поныне, он понимал не только получение высокой прибыли, но и дальнейшее развитие бизнеса. Говоря же о повышении благосостояния работников, он имел в виду не только их высокую заработную плату в соответствии с затраченной энергией, но и развитие в каждом работнике потенциала, который заложен в нем природой. Принципы научной организации труда, разработанные Ф. Тэйлором, в дальнейшем стали основой создания конвейерного, массово-поточного производства, а основы научного управления нашли широкое применение как в промышленности, так и в других отраслях экономики. Вслед за Ф.У. Тэйлором логически стройную систему научного менеджмента создал известный французский ученый Анри Файоль (1841-1925), выдающиеся способности которого позволили ему не только управлять в течение 30 лет (с 1888 по 1918 г.) крупной горной и металлургической компанией во Франции, но и превратить ее из отстающей в процветающую. После выхода в отставку в 1918 г. он возглавил созданный им Центр административных исследований. Все эти годы вплоть до самой смерти А. Файоль обобщал и публиковал свои многолетние наблюдения. Главным плодом его наблюдений и исследований стала книга «Общее и промышленное управление». Остановимся коротко на второй ее части «Принципы и элементы управления». Раскрывая принципы управления, А. Файоль называет те из них, которые ему чаще всего приходилось применять:


разделение труда;

власть;

дисциплина;

единство распорядительства (командования);

единство руководства;

подчинение частных интересов общим;

вознаграждение;

централизация;

иерархия;

порядок;

справедливость;

постоянство состава персонала;

инициатива;

единение персонала.

Многие из этих принципов управления не потеряли актуальности и в настоящее время. А. Файоль помимо принципов формулирует элементы управления, важнейшим из которых считает предвидение, приводя изречение «Управлять — это предвидеть». Главным проявлением предвидения А. Файоль называл программу действий. Второй элемент управления — организация, как материальная, так и социальная. Третий элемент управления — распорядительство. А. Файоль приводит необходимые обязанности распорядителя:

обладать глубоким знанием своего персонала;

устранять неспособных;

быть хорошо знакомым с договорами, существующими между предприятием и служащими;

подавать хороший пример;

делать периодические осмотры предприятия;

устраивать совещания со своими главнейшими сотрудниками для достижения единства управления и согласования усилий; не загружать свое внимание мелочами;

добиваться, чтобы среди персонала господствовал дух действенности, инициативы и сознание долга.

Четвертым элементом управления А. Файоль называет координирование — согласование всех операций на предприятии таким образом, чтобы облегчить его функционирование и успех. Особое внимание обращается на такой элемент управления, как контроль который применим по отношению ко всему — к материальным ценностям, отдельным лицам, действиям.

Обзор развития инноваций в России и мире

Современное общество, независимо от стадии развития, представляет собой сложную структуру взаимосвязанных явлений экономической действительности. Экономические явления образуют движущую силу, направленную в той или иной степени на развитие данного общественного строя, как некий двигатель, толкающий машину вперед. Именно инновации являются тем топливом, которое питает экономическую систему, позволяет человечеству идти вверх по ступеням все большего преобладания над природой. Чем больше общество бросает в топку огня паровой экономической системы топливо в виде инноваций, тем быстрее общество развивается и окупает расходы инновационной деятельности. Если оглянуться на прошедший период развития человечества, когда еще не было четкого понимания об инновационной деятельности, возникает весьма логичный вопрос, почему же человеческий социум развивается так неравномерно на современном историческом промежутке времени? Почему страны Африки, к примеру, менее задействованы в инновационной активности, чем страны Европы? Какие факторы влияют на силу огня в топке механизма инновационного прорыва? Следует четко понимать, что инновационная деятельность носит системный характер и эффективность этой деятельности зависит не от одного фактора, а от их совокупности – системы. В этой совокупности существуют наиболее значимые факторы. Те, без которых не получится развить комплексный инновационный подход. В любой системе существуют базовые движущие силы, без которых не получится ее развитие. Следуя основным постулатам экономической теории, можно предположить, что наиболее значимыми факторами, влияющими на уровень инновационной деятельности, являются:


1.человеческий капитал,

2.финансовый капитал,

3.уровень экономической прозрачности как средство, необходимое для инновационной деятельности. В качестве развитых стран Международный валютный фонд на 2011 г. выделяет следующие государства: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, США.Естественно предположить, что, анализируя инновационную деятельность по данным странам, можно увидеть общие тенденции, так сказать, ход инновационной активности. В мировой практике разработан индекс инновационной активности – индекс IAK. Данный индекс характеризует общий вес в государстве по всем секторам экономики вливаний в инновации различного ресурсного обеспечения. Анализируя данный индекс в открытой печати, можно сформировать приблизительную диаграмму, показывающую общий уровень инновационной активности по странам (рис.1).

Рис. 1. Инновационная активность по странам, в %

Из диаграммы следует, что лидером в данном направлении является Швеция. Каким образом Швеция заняла лидирующие позиции? Для ответа на поставленный вопрос рассмотрим первый фактор, определенный в начале статьи – человеческий капитал. Без всякого сомнения, интеллектуальный потенциал общества является двигателем прогресса и образует ту благодатную почву, из которой произрастает все новое и более совершенное. Именно интеллект человека является первой ступенью для формирования инноваций. И по тому, насколько качественно данный интеллект в масштабах нации будет представлен в социуме, можно уже судить о потенциале к инновационной активности. Также можно сказать, что интеллектуальная способность общества зависит от уровня образования. Естественно, необходимо сделать существенные поправки в сторону качества образования, доступности образования и т.д. Но нас сейчас больше интересует другой аспект проблемы. Можно вывести следующую зависимость: чем выше культура образования, тем больше вероятность инновационной деятельности для данного общества. Швеция входит в десятку наиболее образованных стран в соответствии с индексом образования по странам, разработанным Организацией Объединенных Наций (рис. 2).

Рис. 2. Индекс уровня образования по странам мира