Файл: Основные функции в системе менеджмента (Анализ реализации функций управления в ООО «Сигма»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты функций менеджмента
1.1.Понятие и классификация функций менеджмента
1.2. Планирование, организация, мотивация и контроль как общие функции менеджмента
1.3. Конкретные функции менеджмента
Глава 2. Анализ реализации функций управления в ООО «Сигма»
2.1. Функции менеджеров ООО «Сигма»
2.2. Компетенции менеджеров для реализации функций управления
Поскольку при принятии решения обычно присутствует рациональность, интуитивность и суждение (опыт), выделяются рациональные, интуитивные, основанные на суждении решения. Чтобы управленческие решения были эффективными, они должны быть: реальными, своевременным, обоснованными, содержать механизм реализации и контроля.
Выводы по Главе 1
Функции менеджмента – это специфические взаимосвязанные виды и направления управленческой деятельности, в совокупности обеспечивающие процесс управления организацией путем выполнения определенных комплексов задач и использования специальных управленческих методов и механизмов. Специфичность управленческих функций обусловливает необходимость разделения и специализации управленческого труда.
Наиболее распространенным и общепринятым на сегодняшний день является подход к классификации функций менеджмента, при котором выделяются две укрупненные группы функций - общие функции управления и конкретные или специальные функции. Общие функции управления присущи всем организациям, а конкретные или специальные обусловлены спецификой конкретной деятельности управляемого объекта. Кроме того, выделяют так называемые связующие процессы, без которых невозможна реализация никаких управленческих функций - это коммуникации и принятие управленческих решений.
К общим функциям управления относятся планирование, организация, мотивация, контроль.
Функция планирования состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия.
Функция организации включает такие основные элементы как формирование организационной структуры, определение организационных полномочий и организация эффективного взаимодействия всех уровней и субъектов управления [4].
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для
достижения личных целей и целей организации.
Контроль - это процесс обеспечения фактического достижения
организацией намеченных результатов путем установления стандартов,
измерения фактических результатов и сопоставления их со стандартами, и, если расхождение существенно, анализа ситуации и принятия решений о
корректирующих действиях.
Конкретные функции управления определяются применением общих функций менеджмента к конкретным объектам управления.
Определение конкретных функций управления необходимо для организации системы управления, построения организационной структуры управления, формирования штатов с учетом особенностей каждой организации.
Глава 2. Анализ реализации функций управления в ООО «Сигма»
2.1. Функции менеджеров ООО «Сигма»
Рассмотрим функции менеджеров торгового предприятия ООО «Сигма». ООО «Сигма» занимается оптовыми продажами фармпрепаратов и товаров для красоты и здоровья. Компания представлена во всех 83 регионах страны, имеет около 900 поставщиков и 18 000 тысяч клиентов (44 000 розничных точек).
На исследуемом предприятии существует два уровня управления - высший (топ-менеджмент) и средний (руководители структурных подразделений). К топ-менеджменту относятся члены Совета директоров, правления, региональные директора и директора филиалов, к менеджерам среднего звена относятся начальники отделов филиалов. Определим функции менеджеров ООО «Сигма», используя теории А. Файоля, Г. Десслера, Д. Адаира, используя такой важный момент в практической адаптации теоретических подходов, как распределение функций по уровням менеджмента.
Таблица 1
Функции менеджеров в ООО «Сигма» по методике А. Файоля
№ |
Функция |
Кем выполняется |
Содержание функции |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Планирование |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Организациям необходимо планирование, характеризующееся единством, точностью и гибкостью. Планирование призвано придать уверенность в том, что цели каждой части организации взаимосвязаны. |
2 |
Организация |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Создание организационной структуры, которая даст возможность реализовать деятельность оптимальным образом, должно быть ясное определение ответственности, принятие адекватных решений |
3 |
Мотивация |
Менеджерами всех уровней управления |
Управление мотивацией обеспечивает активность, заинтересованность персонала в результатах деятельности, постоянный рост производительности труда |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Координация |
Членами совета директоров, правления |
Достижение координации усилий посредством постоянного циркулирования информации и организации регулярных встреч руководителей с персоналом, согласованности реализации всех функций управления |
5 |
Контроль |
Менеджерами всех уровней управления |
Контролируется соблюдение установленных правил, распоряжений, контроль должен осуществляться быстро и по определенной процедуре, необходим текущий, итоговый контроль |
Функции планирования, организации и координации выполняются топ-менеджерами - членами совета директоров и правления на уровне всего предприятия, региональными управляющими на уровне региона (регион включает 6-8 филиалов), директорами филиалов, соответственно, планируется и организуется работа филиала. Планирование и организация деятельности филиала обязательно согласуются с региональным управляющим. Функции мотивации и контроля реализуются и на высшем и среднем уровнях управления. Функции А. Файоля являются базовыми в управлении, и все обязательно выполняются менеджерами ООО «Сигма».
Разделяя точку зрения А. Файоля о наличии пяти основных функций управления, в свою очередь Г. Десслер приводит свой набор функций, определяя их содержание (табл. 2).
Таблица 2
Функции руководителя по методике Г. Десслера
Функция |
Кем выполняется |
Содержание функции |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Планирование |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Постановка целей, определение стандартов, правил деятельности и ее планирование |
2 |
Организация |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Постановка задач коллективу, формирование организационной структуры, делегирование полномочий, распределение обязанностей, разработка процедур управления |
3 |
Управление |
Менеджерами всех уровней управления |
Определение требований к работникам, отбор, оценка, управление мотивацией, обучение и развитие работников |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Координация |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Координация выполнения всех функций управления |
5 |
Контроль |
Менеджерами всех уровней управления |
Контроль за соблюдением правил, выполнением распоряжений, контроль должен осуществляться быстро и по определенной процедуре |
Как видно из таблицы 2, Г. Десслер добавил функцию управления персоналом в отличие от А. Файоля, определившего функцию мотивации основной в руководстве персоналом. Функция управления персоналом имеет важное значение на исследуемом предприятии реализуется на всех уровнях управления, так как персонал выступает главным объектом управления. Функция управления персоналом в ООО «Сигма» включает управление мотивацией, карьерой, распределение обязанностей, оценку, адаптацию, обучение, развитие, отбор, увольнение персонала.
Топ-менеджеры и менеджеры среднего звена преимущественно выполняют функции мотивации, распределения обязанностей, а служба управления персоналом по их распоряжению осуществляет отбор, обучение, оценку персонала.
В отличие от А. Файоля и Г. Десслера, Д. Адаир - автор методики функционального руководства, считает, что менеджер осуществляет восемь основных функций, которые также реализуются в деятельности менеджеров «Протек» (табл. 3). Как видно из таблицы, Д. Адаир расширил управленческие функции, добавив такие функции как личный пример, инструктаж, оценка работы. Данные функции выполняются топ-менеджерами и менеджерами среднего звена ООО «Сигма» ежедневно. Функция личный пример оказывает существенное влияние на мотивацию персонала, инструктаж и оценка необходимы для повышения эффективности их труда.
Таблица 3
Функции руководителя по методике Д. Адаира
Функция |
Кем выполняется |
Содержание функции |
|
1 |
Определение задания |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Осуществление этой функции должно дать ответ на вопрос, что делать для достижения цели, цель необходимо разбить на несколько конкретных заданий, задание следует разбить на три этапа: определение конечной цели, определение путей решения, постановка конкретной задачи каждому исполнителю |
2 |
Планирование |
Руководителю необходимо творческое мышление, умение понять идеи подчиненных, предвидеть варианты развития ситуации |
|
3 |
Инструктаж |
Менеджерами всех уровней управления |
После определения того, что делать для достижения цели, необходимо сформулировать как это сделать - руководитель должен уметь проводить собрания, давать четкие инструкции |
4 |
Контроль |
Контроль руководитель должен начинать с себя - необходимо продумать собственную систему контроля |
|
5 |
Оценка работы |
Необходимо подводить итоги работы и осуществлять разбор выполненного задания. Важно, чтобы руководитель |
|
6 |
Мотивация |
Применение теорий мотивации на практике, изучение мотивации сотрудников, разработка системы поощрений |
|
7 |
Организация |
Членами правления и директорами филиалов |
Создание структуры, позволяющей коллективу эффективно выполнять свою работу, при наличии большого коллектива целесообразно разбить коллектив на группы по 5-15 человек |
8 |
Личный пример |
Менеджерами всех уровней управления |
Основным залогом успеха являются поведение, цели и установки руководителя, пример может быть положи- |
На основании проведенной теоретической и по уровням управления функции менеджеров практической оценки определены и распределены ООО «Сигма» (табл. 4).
Таблица 4
Основные функции менеджеров ООО «Сигма» по исследуемым
методикам А. Файоля, Д. Адаира, Г. Десслера
Функция |
Кем выполняется |
Содержание функции |
|
1 |
Планирование |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Постановка целей, определение стандартов, правил деятельности и ее планирование, прогнозирование |
2 |
Организация |
Постановка задач коллективу, формирование организационной структуры, делегирование полномочий, распределение обязанностей, разработка процедур управления |
|
3 |
Управление персоналом |
Менеджерами всех уровней |
Определение требований к работникам, отбор, оценка, управление мотивацией, обучение и развитие работников |
4 |
Координация |
Членами совета директоров, правления и директорами филиалов |
Достижение координации усилий посредством постоянного циркулирования информации и организации регулярных встреч руководителей с персоналом |
5 |
Контроль |
Менеджерами всех уровней |
Контроль руководитель должен начинать с себя — необходимо продумать собственную систему контроля. Контроль за соблюдением правил, выполнению распоряжений, контроль должен осуществляться быстро и по определенной процедуре |
6 |
Оценка работы |
Необходимо подводить итоги работы и осуществлять разбор выполненного задания, важно, чтобы руководитель умел ценить и отмечать хорошую работу, оценка должна состоять из следующих этапов: оценка последствий, оценка работы коллектива оценка последствий |
|
7 |
Личный пример |
Основным залогом успеха выступает поведение, цели и установки руководителя, пример может быть положительным или отрицательным |
Проведенное исследование показало, что функции планирования, организации и координации выполняются топ-менеджментом ООО «Сигма», а такие функции, как личный пример, оценка работы, контроль, управление персоналом реализуются на всех уровнях управления.