Файл: Управление миграционными процессами (Сущность миграции населения и особенности управления миграционными процессами)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вынужденная миграция в Россию, после ее существенного роста из- за обострения ситуации на Украине в 2014-2015 гг.[24], перестала расти. На начало 2015 г. в России было зарегистрировано 237,8 тыс. чел., получивших временное убежище, на начало 2016 г. их численность составила 313,7 тыс. чел., на 1 октября 2016 г. - 249,3 тыс. чел. За январь-сентябрь число лиц, получивших временное убежище в России, составило 17,2 тыс. чел., за соответствующий период прошлого года - 130,3 тыс. В будущем, если не произойдет нового обострения ситуации, численность лиц данной категории будет сокращаться по мере их обустройства на территории России или возвращения на Украину.[25]

Со странами дальнего зарубежья сохраняется небольшой миграционный прирост, но доверять данным Росстата об эмиграции из России можно с известными оговорками: если судить по статистике принимающих стран, эмиграция из РФ сильно недоучитывается.

Масштабы внутристрановой миграции в 2016 г. практически не изменились, увеличившись по сравнению с январем-сентябрем 2015 г. на 42,9 тыс., или на 1,4%. Это означает, что число внутристрановых переселений по итогам года превысит 4 млн. чел., и окажется на уровне рубежа 1980-1990 гг., чему в том числе способствовало изменение методики учета миграции в 2011 г.

В качестве центров притяжения мигрантов в 2016 г. по-прежнему выделяются две крупнейшие агломерации (Москва с Московской областью и Санкт-Петербург с Ленинградской областью) и Краснодарский край. Значительный миграционный прирост получают также Тюменская область, Крым, г. Севастополь, Калининградская область, а также отдельные области Центральной России.

Общее увеличение миграционного прироста населения России, даже такое незначительное, как в 2016 г., ведет к сокращению числа регионов, теряющих население в результате миграции, так как прирост за счет международной миграции сглаживает потери во внутристрановом перераспределении населения. На баланс миграции регионов Центральной России повлияло и то, что в январе-сентябре 2016 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизился миграционный прирост Москвы, который формируется на 1/3 за счет соседних с Московской агломерацией областей.

По-прежнему миграция ведет к потерям населения большинства регионов Приволжского, Северо-Кавказского и Сибирского федеральных округов, а также всех регионов Дальневосточного ФО, за исключением Сахалинской области. В начале года появлялись сообщения о прекращении миграционной убыли регионов Дальнего Востока, но по итогам 9 месяцев 2016 г. оно не подтверждается. Миграционная убыль сократилась с 16,1 тыс. до 7,2 тыс., по итогам года она, возможно, не превысит 10 тыс. чел. Но все же говорить о переломе тенденций пока не приходится.


2.2. Кратковременная миграция в настоящее время

Вторая половина 2015 г. и весь 2016 г. демонстрируют существенно более низкие количественные показатели присутствия иностранных граждан в России по сравнению с уровнем 2013-2014 гг. (рис. 4). В 2016 г. временно находящихся в России иностранцев стало еще меньше даже по сравнению с уже показавшим снижение 2015 г. В отдельные месяцы разница доходила до 1,4 млн. человек. В то же время данные 2016 г. свидетельствуют о своеобразном «привыкании» иностранцев к российской экономической ситуации, так как мы вновь наблюдали рост их численности в летний период (т.е. опять поехали «сезонные» мигранты). На конец сентября в России пребывало 10,4 млн. иностранных граждан. К концу года, вероятно, их численность вновь сократится.

Рис. 4. Пребывание иностранных граждан на территории России на конец месяца, млн. чел., 2013-2016 гг.[26]

Большинство иностранцев на территории РФ по-прежнему граждане стран СНГ, их доля постоянно находится в переделах 85-86%, на конец сентября 2016 г. в абсолютных цифрах этот показатель составил 8,8 млн. чел. (рис. 5).

Рис. 5. Пребывание иностранных граждан из СНГ в России на дату, чел.[27]

По сравнению с 2014 г. граждан СНГ стало в среднем на 7-10% меньше, хотя по отдельным странам - основным поставщикам рабочей силы в РФ - сокращение было значительно большим: от 10-15% (Таджикистан) до 30% (Узбекистан). Одновременно продолжает расти численность граждан стран - членов ЕАЭС - в 2016 г. особенно быстрыми темпами росло представительство граждан Киргизии. Работодатели с удовольствием используют преимущество положения на рынке труда таких мигрантов - им не требуется оформлять разрешительные документы для трудоустройства и оплачивать дополнительные ежемесячные взносы за патент (как представителям остальных стран СНГ), а правила их найма практически ничем не отличаются от принятых для россиян.

Продолжает сокращаться контингент иностранцев из развитых стран Запада - с 2014 г. их стало меньше почти на 60%, а по некоторым странам и более (табл. 2). Так, почти на 80% сократилась численность граждан США и Испании, на 83% - Великобритании.


Таблица 2

Пребывание иностранных граждан из некоторых стран ЕС и США в России на дату, чел.[28]

13.11.13

01.10.15

01.10.16

Германия

352335

148414

116948

Испания

77200

23144

16011

Италия

77193

34908

28114

Великобритания

174061

50478

29739

Финляндия

108312

47360

94557

Франция

65559

38645

29697

ЕС в целом

1177829

546341

513367

США

220086

68367

53978

Среднегодовое количество иностранцев, приезжающих в РФ с целью «работа по найму» (указывается в миграционной карте при въезде), составляет около 4 млн. чел. Примерно 3,8-3,9 млн. из них из СНГ и 170-180 тыс. трудовые мигранты из дальнего зарубежья.

Таблица 3

Оформление разрешительных документов для работы мигрантов в РФ, январь-сентябрь 2014-2016 гг., чел.[29]

9 месяцев 2014 г.

9 месяцев 2015 г.

9 месяцев 2016 г.

Разрешения на работу для иностранных граждан*

965856

172335

95158

Разрешения на работу для квалифицированных* и высококвалифицированных специалистов

121516

46376

29362

Патенты**

1943810

1479673

1193811

Итого

3031182

1698384

1318331

*с 1 января 2015 г. выдаются только иностранным гражданам из визовых стран.

**с 1 января 2015 г. выдаются иностранным гражданам из безвизовых стран для работы как у физических, так и у юридических лиц.

В то же время количество оформленных мигрантами документов для работы в РФ никак не соответствует цифре пребывающих с целью трудоустройства. Таким образом, проблема легализации не теряет своей актуальности, более того, в 2016 г. она стала еще острее (табл. 4).


Всего на конец сентября 2016 г. действительные документы, дающие право работать в РФ, имели 1,8 млн. иностранцев (а находились с целью «работа по найму» - 4 млн.). Даже если из этих 4 млн. вычесть около 900 тыс. тех, кто имеет право работать без разрешительных документов, - граждан стран - членов ЕАЭс, то полностью нелегализованными остается еще около 1,3 млн. чел. (а ведь существует еще довольно значительный контингент въехавших в РФ с частной целью, но при этом работающих без всякого оформления). Еще меньшее число иностранных работников вступает в официальные отношения с российскими работодателями. Так, за 9 месяцев 2016 г. работодатели прислали в миграционные органы России около 800 тыс. уведомлений о заключении договоров с теми мигрантами, которые имели разрешения на работу или патент. Таким образом, больше 55% мигрантов, первично легализовавшихся на рынке труда, имели неформальные отношения со своими работодателями (как юридическими, так и физическими лицами). Из 900 тыс. граждан стран - членов ЕАЭс, пребывавших с целью «работа по найму», более 60% работали неформально.

Растет и число нелегальных мигрантов, и их доля. Причины - и экономические проблемы, и законодательные барьеры (дороговизна оформления договорных отношений и ежемесячных платежей, большое число имеющих запрет на въезд и не имеющих возможности легально оформиться).

Тем не менее, даже отсутствие официальных договорных отношений с работодателем не мешает мигрантам пополнять региональные бюджеты РФ. Так, одни только ежемесячные платежи за патенты (авансовые платежи по НДФЛ) составили за 9 месяцев 2016 г. 34 млрд. руб.; более чем на 80% эти платежи были обеспечены мигрантами из Таджикистана и Узбекистана.

Заключение

Сформулируем выводы по работе.

В работе рассмотрены различные определения термина «миграция». Несмотря на разнообразие существующих определений, все подходы к пониманию сущности миграции рассматривают ее через призму перемещения людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на длительное время.

Классификация миграций базируется на четырех категориях, обусловленных факторами: по направленности, продолжительности, организации, мотивам.

Также в работе рассматриваются особенности миграционной политики в России. Установлено, что одной из задач миграционной политики является формирование системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Осуществляется стимулирование создания в странах происхождения мигрантов курсов по изучению русского языка, истории России, основ законодательства Российской Федерации, совершенствование системы мер, обеспечивающих уважительное отношение мигрантов к культуре и традициям принимающего сообщества. Была упрощена процедура привлечения к трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов, аккредитованными российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий.


Вместе с этим, с целью совершенствования миграционного контроля установлена правовая ответственность за организацию незаконной миграции и незаконное привлечение к труду иностранных граждан. Одновременно был принят ряд мер в целях поддержки легальной миграции. В частности, упрощено регулирование трудовой деятельности иностранных граждан, в том числе квалифицированных работников. Проведено замещение системы квот на патенты трудовых мигрантов, въехавших в Россию в безвизовом режиме.

В работе рассматриваются и меры регионального характера, направленные на совершенствование миграционной политики:

- стимулирование иммиграции соотечественников;

- совершенствование системы привлечения иностранных трудовых мигрантов, исходя из потребностей региона;

- стимулирование адаптации и интеграции (языковой, культурной и социальной) легальных иммигрантов.

В работе приводится анализ статистических данных в отношении долговременной и кратковременной миграции. Этот анализ позволяет сделать вывод, что миграционный прирост в России по итогам 2016 г. вернется с более низких показателей на уровень последних лет. Миграция по-прежнему практически полностью обеспечивает рост населения России. Основными притягивающими центрами выступают две крупнейшие агломерации (Москва с Московской областью и Санкт-Петербург с Ленинградской областью) и Краснодарский край. Вновь наблюдался рост временной иностранной миграции в летний период - появились «сезонные» мигранты. Численность временно пребывающих иностранцев - ниже уровня 2013-2014 гг., и даже не дотягивает до данных 2015 г.

В 2016 г. проблема легализации мигрантов на рынке труда стала еще острее - число оформленных документов для трудоустройства продолжает снижаться. Это означает, что уменьшается число и легальных, и нелегальных мигрантов.

Прогнозы, показывающие большую потребность в рабочей силе, и проблемы ее правильного регулирования внутри страны приводят к необходимости построения более эффективной миграционной политики как на федеральном, так и на региональном уровне.

Список использованных источников

Нормативно-правовые источники

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146 -ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 148-149. – Ст. 3824.
  3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. указом Президентом РФ от 13.06.2012 г. [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW& n=131046&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.7125812788879973#0