Файл: Управление миграционными процессами (Сущность миграции населения и особенности управления миграционными процессами)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В то же время через институты гражданского общества, прежде всего через землячества и национально-культурные автономии, следует пресекать вовлечение мигрантов в незаконную деятельность, расширять возможности культурного общения.

Особого внимания требует миграционная политика в городских агломерациях. Здесь необходима выверенная политика управления культурным разнообразием и, одновременно, межкультурной интеграцией. Не допускать создания этнических анклавов, замкнутых общин как в городах, так и в иных поселениях.

В решении этих и других актуальных задач российским законодательством первостепенная роль отводится муниципалитетам. Им вменяется создание условий для легального привлечения квалифицированных мигрантов, расширение возможностей для обучения мигрантов и повышения их квалификации, формирование системы адаптации мигрантов, включающей программы культурной интеграции и такие правовые элементы, как образовательные и консультационные сервисы, и др.

В поле зрения местной власти должна постоянно присутствовать проблема налогообложения мигрантов. Это очень болезненный вопрос. Как известно, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, налоговая ставка в отношении доходов, получаемых не резидентами Российской Федерации, что касается и трудовых мигрантов, установлена в размере 30, а не 13 процентов, как это предусмотрено для граждан РФ.[15] Эти «ножницы» нередко становятся «лазейкой» для финансовых манипуляций.

Практика показала, что высокие штрафы за незаконное привлечение на работу нелегального мигранта, как это прописано в правовом акте «О незаконном привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства», серьезно обостряет ситуацию. По оценке экспертов, в ответ на ужесточение правил получения разрешения на работу для граждан СНГ и сокращения квоты, нелегальная миграция в Россию существенно увеличилась, следствием чего являлись многочисленные нарушения прав мигрантов, ухудшение условий их труда и усиление эксплуатации.[16]

В этой связи необходимы меры, прежде всего, экономико-законодательного воздействия на работодателей. Здесь весьма ценно межведомственное сотрудничество и взаимодействие экономической и миграционной политик, как это эффективно налажено в Скандинавских странах, где своевременное создание правовых механизмов почти полностью закрыло проблему «теневой» экономики.


Сохранение значительного сегмента теневой занятости в России существенно тормозит как экономический рост государства, так и формирование здоровых рыночных отношений. Нелегальные мигранты согласны работать на худших условиях, чем российские граждане. По этой причине они являются не только конкурентами российским работникам, но и наносят ущерб государству, поскольку значительная их часть не платит налоги. По расчетам, из-за неуплаты нелегалами налогов Россия несет убытки до 200 млрд. руб. в год. В 2011 году Центр макроэкономических исследований провел анализ существующей ситуации в миграционных вопросах, результаты которого показали, что доля незаконных мигрантов составила 53,5%.[17] Работодатель часто скрывает работников, которые находятся вне контроля государства. В связи с этим, трудно оценить реально существующую информацию по легальной трудовой миграции. По этой причине Коллегия Евразийской экономической комиссии от 25.06.2014 г. № 93 отметила обязательность совершенствования налогового законодательства России как основных мер, направленных на регулирование сложившегося положения в области нелегальной миграции.[18]

В 2015-2016 гг. миграционные законы в РФ претерпели значительные изменения: произошло усиление миграционного законодательства. Лицам из многих стран СНГ въезд в Россию теперь разрешен только по заграничным паспортам, пошлины за оформление документов в ФМС выросли. С 1 января 2015 г. лица, прибывшие на территорию РФ для получения патента, разрешения на работу, вида на жительство, временное проживание должны сдавать экзамен на знание русского языка, российской истории и основ законодательства РФ. Меняется порядок приема на работу иностранных граждан. Получение патента является обязательным разрешением на работу.

В целом, анализ современного состояния миграционных процессов в РФ показывает необходимость его более жесткого контроля на административном и общественном уровне, вместе с тем требуется укреплять позиции России в мировой миграционной системе, совершенствовать миграционное законодательство в соответствии с текущими и будущими потребностями экономического, политического, социального и демографического развития, повышать миграционную привлекательность страны.


1.3. Основные направления совершенствования миграционной политики на региональном уровне

Учитывая особенности распределения полномочий в сфере регулирования миграционных процессов в России, на региональном уровне региона могут быть реализованы меры только в рамках компетенции региональных органов власти. Кроме того, регионы могут выходить с предложениями по изменению и актуализации федерального законодательства в сфере регулирования миграции.[19]

Основные направления мер в сфере совершенствования миграционной политики на региональном уровне могут включать следующие:

1. Направление "Стимулирование иммиграции соотечественников" является одним из основных и применимо для большинства регионов, но в первую очередь для испытывающих, дефицит трудовых ресурсов и специалистов отдельных профессий на своих рынках труда. Оно включает:

- разработку программы содействия переселению соотечественников из-за рубежа;

- взаимодействие региональных властей с представительствами ФМС России за рубежом - в странах СНГ с наибольшим потенциалом переселенцев (Казахстан, Узбекистан, Украина, Молдавия) и других государствах со значительной российской диаспорой;

- взаимодействие региональных властей с организациями соотечественников за рубежом по вопросам содействия возвращению соотечественников, поддержке русских общин, объединений и приходов, СМИ;

- разработку программ привлечения иностранных студентов и аспирантов в высшие учебные заведения из стран ближнего и дальнего зарубежья;

- осуществление информационного сопровождения Государственной программы содействия возвращению соотечественников;

- осуществление поддержки в правовой, культурной и социально-экономической сферах соотечественников, оставшихся в странах нового зарубежья.[20]

2. Направление "Совершенствование системы привлечения иностранных трудовых мигрантов, исходя из потребностей региона". Сюда входит:

- оценка потребностей экономики региона в иностранной рабочей силе на основе расчета баланса трудовых ресурсов;

- создание межведомственной комиссии по миграции, к компетенции которой могут быть отнесены осуществление координационной работы по определению квоты на привлечение иностранных работников по региону в целом и отдельным административно-территориальным образованиям;

- распространение информации о возможностях трудоустройства в регионе;


- совершенствование межрегионального сотрудничества в сфере миграции, в том числе подписание соглашения о временной трудовой миграции с регионами с избыточными трудовыми ресурсами;

- развитие инфраструктуры трудовой миграции, в том числе поощрять создание рекрутинговых агентств, которые могут обеспечить легальный найм на работу трудовых мигрантов.

- создание миграционных бирж труда с филиалами в странах СНГ, сети гостиниц упрощенного типа для трудовых мигрантов, создание сети доступных мигрантам юридических консультативных пунктов по вопросам получения регистрации, вида на жительства, гражданства, возможностям трудоустройства, а также создать службы доверия при соответствующих подразделениях администрации по приему предложений и жалоб;

- проведение медицинских освидетельствований мигрантов, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязательного медицинского страхования иностранных граждан, привлекаемых в соответствии с действующим законодательством для реализации трудовой деятельности.

- осуществление регулярного надзора за санитарно-эпидемиологическим содержанием мест размещения мигрантов, соблюдением работодателями условий и охраны труда;

- проведение предупредительных мер по недопущению распространения мигрантами инфекционных заболеваний среди населения в регионе.[21]

3. Направление "Стимулирование адаптации и интеграции (языковой, культурной и социальной) легальных иммигрантов". Для чего необходимо организовать:

- при губернаторе или правительстве региона межнациональный консультативный Совет, в котором должны быть представлены основные диаспоры, проживающие в регионе;

- бесплатные курсы русского языка и основ законодательства России при университетах, техникумах и прочих учебных заведениях для мигрантов, плохо владеющих русским языком;

- работу домов дружбы и на их базе регулярно проводить культурно-просветительские мероприятия;

- работу в образовательных учреждениях с большой долей учащихся из семей мигрантов клубов интернациональной дружбы;

Меры, включаемые в программы демографического развития региона, должны быть достаточны для постепенной стабилизации численности населения, повышения рождаемости, снижения смертности и повышения вклада миграции в динамику населения России.

Далее рассмотрим статистику миграции населения в 2016-м году.


2. Анализ миграционных процессов в России в 2016 году

2.1. Долговременная миграция в 2016 году

Международная миграция в Россию (ее долговременная составляющая) в 2016 г. находилась на стабильном для последних лет уровне. Число прибывших, по нашей оценке, по итогам года не превысит 600 тыс. чел., выбытия будут находиться на уровне, превышающем 300 тыс. в результате миграционный прирост за год останется на уровне последних лет: по нашей оценке, он составит около 280 тыс. чел. Масштабы фиксируемых статистикой прибытий выросли более чем вдвое, выбытия увеличились на порядок, при этом миграционный прирост населения стабилизировался на уровне 250-300 тыс. в год (рис. 2), на том же уровне он был и во второй половине 2000-х годов.

Примечание. Данные за IV квартал 2016 г. рассчитаны исходя из распределений чисел прибывших и выбывших по кварталам в 2015 г.

Рис. 2. Международная миграция в России, 2010-2016 гг., квартальные данные, тыс. чел.[22]

Миграция вносит решающий вклад в динамику численности населения России, почти полностью обеспечивая его рост. В компенсации сокращения численности населения в трудоспособном возрасте роль долговременной миграции не столь значима, в последние годы она покрывает лишь около 15% потерь населения в данной возрастной группе.

По сравнению с 2015 г. миграционный прирост населения России увеличился, но это произошло на фоне прошлогоднего падения показателя, в целом значения находятся на уровне прошлых лет (рис. 3). Увеличение было обеспечено восстановлением как миграционного прироста в обмене мигрантами с Узбекистаном, так и обычных объемов прироста в обмене мигрантами с Таджикистаном. При этом по-прежнему основным миграционным донором России является Украина: в 2016 г. она обеспечила почти половину миграционного прироста в международной миграции. По сравнению с прошлыми годами снизился чистый приток мигрантов из большинства стран СНГ, на стабильном уровне удерживается прирост в обмене мигрантами с Казахстаном.

Рис. 3. Нетто-миграция населения России с зарубежными странами, январь-сентябрь 2012-2016 гг., тыс. чел.[23]