Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (практические аспекты монополизации рынка в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Антимонопольное законодательство является не единственным методом антимонопольного регулирования. Антимонопольное регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. К прямым методам антимонопольного регулирования относятся административные меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. Очевидно, что антимонопольное законодательство является одной из форм прямого антимонопольного регулирования.

Помимо прямого антимонопольного регулирования существует и косвенное. Оно заключается в поддержке конкурентной среды не путем ограничения концентрации и централизации капитала, а путем стимулирования либо поддержки развития среднего бизнеса с помощью государственных заказов и привлечения иностранных инвестиций. Другими словами, поддержка потенциальных конкурентов монополиста осуществляется средствами «невидимых регуляторов» государства.

Примером является система регулирования в США процесса привлечения прямых иностранных инвестиций. Комфорт иностранному инвестору создается с помощью бесплатного доступа в информационные сайты соответствующего специализированного ведомства. Кроме того, потенциальный инвестор может обратиться в соответствующее ведомство за необходимыми ему консультациями и помощью. Впоследствии представитель этого ведомства может оказывать инвестору постоянную юридическую помощь по вопросам защиты его инвестиционных интересов. Так государство может оказывать поддержку фирмам, не являющимся монополистами.

Другим «невидимым регулятором» конкурентной среды являются определенные аспекты налоговой политики. Стоит отметить, что налоговая политика в качестве регулятора конкурентной среды применима главным образом к локальным монополиям.В более широком смысле питательной средой конкуренции являются малые предприятия, поэтому их поддержка государством в форме налоговых льгот, кредитных гарантий и информационной помощи представляет собой метод косвенного антимонопольного регулирования. Однако, налоговая политика, как и политика регулирования кредита, повышения или снижения барьеров на вход в рынок слишком тесно связана с другими аспектами макроэкономического регулирования, не связанного собственно с антимонопольным регулированием.

Выводы:

Итак, в современной экономики наряду с локальными и федеральными происходит формирование глобальных монопольных рынков, т.е. глобализация раздвигает границы монополизации.


В настоящее время факторами формирования границ рынков выступают инновационная активность хозяйствующих субъектов, ускорение научно-технического прогресса и глобализационные процессы, приводящие к расширению границ монопольных рынков и как следствие способствующие формированию здоровой конкурентной среды.

глава 2. практические аспекты монополизации рынка в России и направление борьбы с ней

2.1.Результаты принятия четвертого антимонопольного пакета

2016 год ознаменовался для сферы антимонопольного регулирования рядом нововведений и изменений, которые направлены на совершенствование антимонопольного законодательства, развитие здоровой конкуренции и повышение эффективности функционирования российской экономики в целом. 4 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 05 октября 2015 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»[5] и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - 4-ый антимонопольный пакет), положения которого совершенствуют нормативное правовое регулирование и осуществление государственного контроля (надзора) в сфере деятельности ФАС России, сокращают административные ограничения в предпринимательской деятельности.

29 сентября 2016 года на очередном заседании Правительства Российской Федерации, первым основным вопросом повестки дня которого стал вопрос «О состоянии конкуренции в Российской Федерации», И.Ю. Артемьев выступил с инициативой по разработке национального плана развития конкуренции на 2017-2018 годы (далее - Национальный план, Документ). Данная инициатива была одобрена председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым. Национальный план представляет собой системный документ, который предусматривает структурные преобразования отраслей, формирование благоприятной среды для развития конкурентных рынков, в том числе за счет уменьшения государственного сектора в экономике страны, поощрения частных инициатив, поддержки малого и среднего бизнеса, снятие излишних административных барьеров для входа хозяйствующих субъектов на рынки, реформирование системы тарифного регулирования. Документ предполагает дерегулирование некоторых отраслей, а также запрет на создание унитарных предприятий на товарных рынках, которые находятся в условиях конкуренции. Основная цель Национального плана заключается в стимулировании перехода от естественно-монопольного к конкурентному состоянию отечественной экономики.


В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования»[6] ФАС России были переданы функции Федеральной службы по тарифам. В настоящее время ФАС России ведется работа по разработке единого закона о государственном регулировании цен (тарифов), который исключит существующие проблемы, связанные с установлением цен (тарифов). Данный закон призван, во-первых, оптимизировать действующее законодательство в сфере тарифообразования, то есть определить четкий порядок образования цены (тарифа), во-вторых, унифицировать принципы и методы установления тарифов в различных сферах. Отсутствие понятных и единых принципов и правил установления тарифов тормозит инвестирование в отрасли, что в итоге негативно сказывается на развитие отечественной экономики. Поэтому принятие закона о тарифном регулировании позволит повысить инвестиционную привлекательность отраслей, обеспечит развитие рыночных отношений, устранит пробелы действующего законодательства и, как следствие, обеспечит высокий уровень гарантии прав потребителей и регулируемых организаций.

Расширение функций и полномочий ФАС России свидетельствует о признании высокой результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Службы, и повышении ее авторитета как органа исполнительной власти.

В 2017 году ФАС России осуществляла контрольно-надзорную деятельность через 30 управлений центрального аппарата ФАС России и 84 территориальных органа ФАС России. Рассмотрим основные результаты работы с применением статистических данных.

В марте 2018 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила пятый антимонопольный пакет, который должен поднять на новый уровень регулирование работы бизнеса в условиях цифровой экономики.

Поправки коснутся в первую очередь IT-сферы. Так, предполагается ввести в законодательство новые понятия: «сетевые эффекты», «ценовой алгоритм», «доверенные лица», и уточнить понятие «соглашение». Ниже разъясняются причины, по котором будут внесены указанные поправки .

На сегодняшний день в законодательстве отсутствуют критерии, позволяющие отнести к доминирующим хозяйствующим субъектам владельцев крупных инфраструктурных платформ, интернет-платформ. Для решения этой проблемы предлагается в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ввести понятие «сетевые эффекты», которые станут критерием признания хозяйствующего субъекта доминирующим, даже если его доля на товарном рынке не превышает 35%. То есть доступ к данным о потребителях, собранным цифровыми платформами, должен будет стать недискриминационным.


Кроме того, предлагается ввести термин «ценовой алгоритм», на основе которого компании анализируют рынки и рассчитывают стоимость своих товаров и услуг. По словам Цыганова, сейчас с помощью этого ПО компании могут проводить мониторинг цен на товарном рынке или совершать действия на торгах. И если компании используют эти алгоритмы для оптимизации взаимоотношений с конкурентами, то, по мнению эксперта, здесь можно говорить в том числе о картельных сговорах. Поэтому в законодательстве появятся дополнительные критерии допустимости, когда антимонопольный орган, проанализировав ту или иную платформу, может сказать о наличии или отсутствии потенциала антиконкурентного картельного сговора.

Помимо этих поправок в целях борьбы с картелями антимонопольный орган разработал еще ряд законопроектов, которыми, в частности, предлагается внести изменения также в уголовное законодательство.

Первый законопроект – о внесении изменений в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс. Он предусматривает уточнение определения состава преступления при создании картеля с причинением крупного ущерба и извлечением крупного дохода. Изменяется характер квалифицированных и особо квалифицированных составов и становится проще порядок освобождения от уголовной ответственности. В отдельную норму выделяются соглашения на торгах.

Так, в УК РФ, после принятия поправок, появится четкое определение понятия «картель», полностью соответствующее мировому стандарту. То есть, под картелем предлагается понимать не только ограничивающее конкуренцию соглашение, заключенное между хозяйствующими субъектами-конкурентами, но и даже только участие в этом сговоре. Таким образом, законопроектом диспозиция ст. 178 УК РФ приводится в соответствие с определением картеля, указанным в ч. 1, ч. 5 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Также предполагается дополнить УК РФ новой ст. 178.1, выделяющей в отдельный состав заключение картеля при организации и проведении торгов, установив за него более суровое наказание – принудительные работы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет. При этом из условий, необходимых для освобождения от уголовной ответственности, планируется исключить возмещение причиненного этим преступлением ущерба или иной способ заглаживания причиненного вреда.


Второй законопроект предусматривает внесение изменений в Закон о защите конкуренции и отдельные законодательные акты. Этот законопроект расширяет процессуальные возможности ФАС России при расследовании картелей. В частности, у ведомства появится возможность получения материалов оперативно-розыскной деятельности при расследовании картелей.

Таким образом у ФАС России при расследовании картелей появится возможность получения результатов оперативно-розыскной деятельности, получения персональных данных и данных об абонентах услуг связи. Отметим, что сейчас сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»[7]). Помимо этого, предполагается также закрепить право антимонопольного органа изымать у компаний документы и предметы, а также брать у ее представителей объяснения.

Кроме того, документом предлагается установить более длительный срок давности для освобождения от ответственности по делам о картелях. То есть, в случае принятия закона, дело об ограничивающем конкуренцию соглашении не сможет быть возбуждено и возбужденное дело будет подлежать прекращению по истечении 5 лет со дня окончания реализации (исполнения) указанного соглашения. Также планируется прописать правило, согласно которому дело об ограничивающем конкуренцию соглашении, заключение которого (участие в котором) указывает на наличие признаков уголовно наказуемого деяния, не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении 10 лет со дня окончания реализации (исполнения) указанного соглашения. Напомним, что сейчас сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства составляют 3 года со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства – со дня окончания нарушения или его обнаружения (ст. 41.1 Закона о защите конкуренции).

Антимонопольное ведомство сейчас разрабатывает собственные информационные технологии по борьбе с «цифровыми картелями» и стремится к совершенствованию законодательства о торгах, нацеленного на перевод торгов в онлайн-пространство во всех сферах, где торги являются обязательными.