Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (практические аспекты монополизации рынка в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расширение применения института предупреждений довольно сильно повлияло на динамику количества возбужденных дел по признакам нарушения пункта 7 статьи 15, а также статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Эффект от введения данного института проиллюстрирован на рисунке 12 (см.приложение 1).

В 2017 году было рассмотрено 2 933 заявления о даче согласия на предоставление преференций (рисунок 13). По итогам рассмотрения

указанных заявлений решение о даче согласия на предоставление преференций было принято в отношении 1 275 заявлений (43,5% от общего количества); решение о даче согласия и введении ограничения было принято в отношении 752 заявлений (25,6% от общего количества); по 618 заявлениям (21,1% от общего количества) было отказано в предоставлении преференции; в отношении остальных заявлений согласие не потребовалось.

2.6.Результаты контроля за соблюдением антимонопольных требований законодательства о торговле

Деятельность антимонопольных органов, направленная на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции в торговой сфере, имеет крайне важное значение для развития торговли в целом. Совершенствование инструментов антимонопольного регулирования нацелено прежде всего на развитие здоровой конкуренции между хозяйствующими субъектами. Тем самым, высокая результативность такой деятельности является ключевым фактором развития торговли и повышения ее эффективности[13].

Уточнение сферы применения запрета злоупотребления доминирующим положением, сокращение условий признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, занимающего небольшую долю на товарном рынке, расширение применения института предупреждения и иные нововведения, в том числе изменения в Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основа государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», благоприятно сказались на динамике количества возбужденных дел по признакам нарушения законодательства о торговле (рисунок 15). В целом за анализируемый период количество возбужденных дел сократилось на 68,2%.


В 2017 году продолжилась тенденция роста поступающий жалоб в сфере контроля закупок товаров, работ, услуг, регламентируемых Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (рисунок 15). Процентное соотношение количества принятых решений о признании жалобы обоснованной и количества поступивших жалоб остается примерно на одном уровне - в среднем 40% жалоб признаются обоснованными (рисунок 16, см. Приложение 1).

Низкая доля отмененных судом решений антимонопольного органа (рисунок 17, см. Приложение 1) свидетельствует о высокой эффективности работы антимонопольных органов и правильности применения антимонопольного законодательства по рассматриваемым жалобам.

В 2017 году продолжилась динамика роста количества возбужденных дел об административных правонарушениях в области контроля за размещением государственного оборонного заказа; закупок для государственных и муниципальных нужд, а также закупок отдельными видами юридических лиц (рисунок 18, см. приложение 1).

Отдельно стоит отметить рост количества возбужденных дел об административных правонарушениях в сфере приватизации государственного и муниципального имущества. В рамках изменений в КоАП РФ в 2015 году была введена статья 7.32.4, устанавливающая ответственность за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам проведения таких торгов и продажи или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися.

В результате, ФАС России получила возможность возбуждать дела по данной статье. Также примечание к статье 2.4 КоАП РФ было дополнено положением о том, что к административной ответственности в качестве должностных лиц теперь могут привлекаться лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 КоАП РФ. Указанные лица несут административную ответственность как должностные лица.

Подводя итоги главы, можно сделать следующие выводы. Исходя из анализа контрольно-надзорной деятельности ФАС России в 2017 году можно говорить об эффективности проводимой реформы государственного контроля (надзора) в сфере антимонопольного регулирования. Такие мероприятия, как совершенствование законодательства, разработка новых нормативных правовых актов, оптимизация контрольно-надзорных функций, модернизация отдельных контрольно-надзорных инструментов расширяют возможности и потенциал для развития адекватной и здоровой конкуренции, стимулируют экономическое развитие, способствуют снижению административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, что особенно значимо для малого и среднего бизнеса.


Комплексное реформирование контрольно-надзорной деятельности антимонопольных органов помогает выйти на новый уровень правоприменительной практики в сфере конкурентного законодательства, отвечающий лучшим мировым стандартам и практикам.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018)
  5. Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017)
  6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 31.12.2017) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)
  7. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 31.12.2017) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018)
  8. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)
  9. Федеральный закон от 07.03.2017 N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"
  10. Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  11. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О некоммерческих организациях"
  12. Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 12.10.2015, N 41 (часть I), ст. 5629
  13. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О рекламе"
  14. Указ Президента РФ от 21.07.2015 N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования"
  15. Ашурбеков, Т.А. Правовые и организационные основы надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры в сфере национальной безопасности [Текст] : дис. … докт. юрид. наук / Т.А. Ашурбеков. — М., 2018.-с.45
  16. Безсалий О.Р. Субъекты предостережения о недопустимости нарушений закона // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 3. - С. 141 - 143.
  17. Бессарабов, В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации [Текст] : дис. … докт. юрид. наук / В.Г. Бессарабов. — М., 2016. Поляков М.П. Прокурорский надзор: краткий курс лекций / М.П. Поляков, А.В. Федулов. -М.: Юрайт, 2018
  18. Варламова А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: Учебное пособие. — М.: Статут, 2010.
  19. Винокуров А.Ю. О некоторых вопросах применения прокурорами предостережения о недопустимости нарушения закона // Административное и муниципальное право. - 2014. - № 8. - С. 882 - 889.
  20. Винокуров, Ю. Е. Прокурорский надзор в 2 т. Т. 1. Общая часть : учебник для академического бакалавриата / Ю. Е. Винокуров, А. Ю. Винокуров. М. : Изд.: Юрайт, 2017
  21. Гурин А.А. вопросы прокурорского надзора за осуществлением законов в предпринимательской деятельности// // Административное и муниципальное право. 2012. № 2. - C. 28-33.
  22. Дело № КА-А40 / 11253-06 Федеральный Арбитражный суд Московского округа по иску Кмпании «Старбакс Корпорейшн».
  23. Дело № КА-А40 / 11481-05-П Федеральный Арбитражный суд Московского округа по жалобе ЗАО «ГБ Холдинг Вин».
  24. Дозорцев В.А. Вступительная статья. Исключительные права и их развитие // Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: Сборник нормативных актов. М., 1994
  25. Долежан, В.В. Проблемы компетенции прокуратуры [Текст] : автореф. дис. … докт. юрид. наук / В.В. Долежан. — М., 2013
  26. Ергашев, Е.Р. Принципы прокурорского надзорно-охранительного права и его институтов [Текст] : автореф. дис. … докт. юрид. наук / Е.Р. Ергашев. — Екатеринбург, 2013
  27. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. Учебник для вузов. 4-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2016. С. 751.
  28. Карпов, Н.Н. Теоретические и прикладные проблемы деятельности прокуратуры по обеспечению законности в сфере прохождения военной службы [Текст] : автореф. дис. … докт. юрид. наук / Н.Н. Карпов. — М., 2012.
  29. Мартынов, А.В. Административный надзор в Российской Федерации: теоретические основы построения, практика осуществления и проблемы правового регулирования [Текст] : автореф. дис. … докт. юрид. наук / А.В. Мартынов. — Воронеж, 2011
  30. Меркурьев В.В., Борисов С.В. Правовые средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона при осуществлении надзора за исполнение законов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2014. - № 1. - С. 28 - 34.
  31. Настольная книга прокурора. В 2 т.: практич. пособие / под общ. ред. С. Г. Кехлерова, О. С. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. — Серия : Профессиональная практика. 2016.
  32. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году: Государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017
  33. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 11, ноябрь, 2015
  34. Определение ВАС РФ от 10.07.2009 N 8721/09 по делу N А50-13152/2008-А19
  35. Панченко В., Макарчук И. Предостережение как правовое средство // Законность. - 2013. - № 6. - С. 13 - 16.
  36. Писенко К.А., Цинделиани И.А., Бадмаев Б.Г. Правовое регулирование конкуренции и монополии в Российской Федерации: Курс лекций. — М.: Российская академия правосудия, Статут, 2010.
  37. Письмо ФТС России от 08.07.2014 N 14-40/31848 (ред от 12.01.2015) "О товарных знаках ООО Концерн "Калина"
  38. Постановление Пленума ВАС РФ от 02.07.2013 N 51 "О начале деятельности Суда по интеллектуальным правам" // "Журнал Суда по интеллектуальным правам", октябрь, 2013
  39. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 6, июнь, 2009,
  40. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.04.2013 N 14186/12 по делу N А51-11170/2011
  41. Прокурорский надзор / Под общ. ред. А.Ю. Винокурова. - М.: Юрайт, 2014
  42. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики: Сб. материалов. Генеральной прокуратуры РФ - М. 2010
  43. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 7 декабря 2010 г. по делу № А40-93917/11.
  44. Словесное обозначение «Байкальский заповедник» с 2003 г. является кратким наименованием ФГБУ «Байкальский государственный природный биосферный заповедник» согласно п. 1.4 Положения о федеральном государственном учреждении «Байкальский государственный природный биосферный заповедник», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 23.апреля 2003 г. № 365.
  45. Статистические данные о деятельности органов прокуратуры [Электронный ресурс]Электрон. дан. М., 2016. UR: - http://genproc.gov.ru/stat/data/ (дата обращения: 10.04.2018)
  46. Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 N 39/7 (с изм. от 16.10.2000) "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона"
  47. Фетисов А.К. Разрешение споров в арбитражных судах, связанных с применением антимонопольного законодательства: для студентов вузов, обучающихся по программе "Гражд. процесс (судеб. деятельность)" (в рамках направления подгот.: 030900 Юриспруденция ФГОС ВПО по направлению подгот. "Юриспруденция" (квалификация (степень) "магистр")). М.: Инфотропик Медиа, 2013.
  48. Филипенко С.В. Признаки актов прокурорского реагирования // Российский юридический журнал. - 2014. - № 6. - С. 139 - 141.
  49. Чубенко И.С. Состояние прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности // Актуальные проблемы российского права. № 2. 2012. C. 162.

Приложения

Приложение 1

Рисунок 1. Динамика количества рассмотренных заявлений о нарушении антимонопольного законодательства[14]

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 2. - Динамика количества возбужденных дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства[15]

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 3. Динамика количества возбужденных дел по признакам нарушения статьи 10 закона 135-Ф3 «О защите конкуренции»[16]

2014 2015 2016 2017

Рисунок 4. Динамика количества возбужденных дел по видам хозяйствующих субъектов по признакам нарушения статьи 10 закона 135-ФЗ «О защите конкуренции»[17]

2493

2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 5. Динамика количества ходатайств о даче согласия на совершение сделки и уведомлений, направленных в ФАС России[18]

Рисунок 6. Доля исполненных предупреждений в 2013-2017 гг[19].

Рисунок 7. Количество выданных и исполненных предупреждений в 2013-2017 гг.[20]

Рисунок 8. Разнонаправленная динамика количества выданных предостережений[21]

Рисунок 9. Динамика количества возбужденных дел по признакам нарушения статей 11, 111, 16 закона 135-Ф3 «О защите конкуренции»[22]

Рисунок 10. Динамика правоприменительной практики института пресечения недобросовестной конкуренции[23]

Рисунок 11. Динамика правоприменительной практики института пресечения ограничивающих конкуренцию действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления[24]

2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 12. Количество возбужденных дел по признакам нарушения требований закона 135-ФЗ «О защите конкуренции» при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции[25]


Рисунок 13. Результаты рассмотрения заявлений о предоставлении преференций в 2017 г[26].

2013 2013 2014 2015 2016

2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 14. Количество возбужденных дел о нарушении[27]

2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 15. Структура возбужденных дел об административных

правонарушениях в 2014-2017 гг[28].

Рисунок 16. Структура отмены судебных решений[29]

Рисунок 17. Структура возбужденных дел об административных[30]

  1. Абросимова О.Ю., Шмырова Н.В. Проблемы государственного регулирования естественных монополий // Российское предпринимательство. − 2012. − № 5 (203). – С. 4–10.

  2. Ди Лоренцо Томас. Миф о «естественной монополии» // Современная конкуренция. - 2014. - № 5. - С. 100-114.

  3. Халяндра О. И. Уровень монополизации современной экономики России [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 169-172.

  4. Авдашева С.Б., Аронин В.А., Ахполов И.К. и др. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов / Под ред. А.Г. Цыганова. М.: Логос, 2011.с.54

  5. Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

  6. Указ Президента РФ от 21.07.2015 N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования"

  7. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О связи»

  8. https://fas.gov.ru/

  9. https://fas.gov.ru/

  10. https://fas.gov.ru/

  11. https://fas.gov.ru/

  12. https://fas.gov.ru/

  13. https://fas.gov.ru/

  14. http://old2.fas.gov.ru/about/list-of-reports/

  15. Там же

  16. http://old2.fas.gov.ru/about/list-of-reports/

  17. Там же

  18. http://old2.fas.gov.ru/about/list-of-reports/

  19. Там же

  20. https://fas.gov.ru/

  21. Там же

  22. http://old2.fas.gov.ru/about/list-of-reports/

  23. Там же

  24. http://old2.fas.gov.ru/about/list-of-reports/

  25. Там же

  26. http://old2.fas.gov.ru/about/list-of-reports/

  27. Там же

  28. http://old2.fas.gov.ru/about/list-of-reports/

  29. Там же

  30. http://old2.fas.gov.ru/about/list-of-reports/