Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (Анализ системы налогообложения банковского сектора).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы налогообложения
1.1. Сущность и функции налогов
1.2. Обязательные элементы налогов
2. Анализ системы налогообложения банковского сектора
2.1. Особенности налогового регулирования банковской деятельности
2.2 Виды налоговых обязательств коммерческих банков
3. Проблемы и пути совершенствования налогообложения кредитных организаций
Кадастровый способ уплаты налога означает что налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. Особенность уплаты налога кадастровым способом состоит в том, что момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса.
Уплата налога по уведомлению применяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти, не являющиеся налоговыми агентами.
Со срочностью налоговых платежей связано понятие «недоимка» - сумма налога, не внесенного в бюджет по истечении установленных сроков. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, иначе на налогоплательщика накладываются штрафные санкции [1, ст.57].
Изменение срока уплаты налога и сбора на законных основаниях осуществляется в форме: отсрочки, рассрочки или налогового инвестиционного кредита [1, ст. 61].
Отсрочка - налогоплательщик получает право уплатить всю причитающихся налогов и сборов в более поздний срок, определенный уполномоченными в соответствии с законодательством органами [1, ст.64].
При рассрочке налогоплательщику дается возможность оплатить налоги и сборы не только в более поздние сроки, но и по частям. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога. при котором организации предоставляется возможность в течении определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов [17, с.21 ].
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшить свои налоговые платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите [1, ст.66].
В заключении данной главы еще раз отметим, что налоги играют чрезвычайно важную роль в социально-экономической жизни современного общества. При помощи них государство удовлетворяет свои потребности в денежных средствах для финансирования соответствующих расходов, меняет темпы и пропорции развития отдельных отраслей и регионов, осуществляет стимулирование инвестиций и внешнеэкономической деятельности, ускоряет внедрение достижений научно-технического прогресса, изменяет соотношение между совокупным спросом и предложением и решает другие важные народнохозяйственные задачи.
Сущность налогов выявляется через его функции, каждая из которых отражает внутреннее свойство, признаки и черты налога. Налоги выполняют четыре функции: фискальную, регулирующую, социальную и контрольную. Объединяющим началом всех налогов являются обязательные элементы налога, которые представляют собой принципы, правила, категории и термины, закрепленные в соответствующих нормативных актах и применяемые для описания процедуры налогообложения.
Обязательными элементами налога согласно действующему законодательству выступают: налогоплательщики; объекты налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчислении налога; порядок и сроки уплаты
2. Анализ системы налогообложения банковского сектора
2.1. Особенности налогового регулирования банковской деятельности
Банковская система в любой стране мира - это основа основ современной рыночной экономики. От развития национальной банковской системы зависят темпы экономического роста, а следовательно, экономическая безопасность страны и ее статус на международной арене [4, с.9]. В современных условиях она является одной из ключевых структур существующей экономики, при этом банки, выполняя роль посредников в процессе перераспределении капиталов, значительно повышают общую эффективность и результативность общественного производства.
Банк - это кредитная организация, обладающая исключительным правом на осуществление таких банковских операций, как : привлечение денежных средств граждан и организаций во вклады; размещение данных денежных средств за свой счет и от своего имени на условиях срочности, платности, возвратности; ведения банковских счетов граждан и организаций [2, ст.1]. Основным назначением банков является посредничество в платежах и посредничество в кредите [14,с.8].
Особенность банков состоит в том, что они осуществляют лишь только те операции, которые предусмотрены Законом РФ «О банках и банковской деятельности» и обязательно при наличии требуемой лицензии Центрального банка Российской Федерации. Банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью [2, ст.5]. В соответствии с действующим законодательством к банковским отнесены следующие виды операций:
1. Привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2. Размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счёт;
3. Открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;
4. Осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-респондентов, по их банковским счетам;
5. Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных докумкнтов и кассовое обслуживание организаций и физических лиц;
6. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме
(в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);
7. Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8. Выдача банковских гарантий;
9. Выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;
10. Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
11. Оказание консультационных и информационных услуг и др. [2, ст.5].
Налоги в банковской системе занимают чрезвычвйно важное место как инструмент осуществления централизованной финансово-кредитной политики и призваны наилучшим образом обеспечить фискальную деятельность государства. Государственное регулирование и налогообложение кредитных организаций — тема чрезвычайно важная, поскольку они не только крупные плательщики, но и экономические субъекты, платежеспособность которых имеет большое общественное значение [17, с.10 ]. Коммерческие банки как налогоплательщики должны выполнять следующие обязанности [1, ст.23]:
- уплачивать законно установленные налоги; - вставать на налоговый учет в налоговых органах;
- вести в установленном порядке учет своих доходов и расходов;
- предъявлять в налоговый орган по месту своего учета в установленном порядке налоговую декларацию;
- предъявлять налоговым органам документы, необходимые для начисления и уплаты налогов;
- в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, подтверждающих получение дохода.
Среди 50 крупнейших налогоплательщиков нашей страны находится и пять коммерческих банков: Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ, Райффайзенбанк и Внешэкономбанк. Их налоговая нагрузка в 2015-2016гг. была достаточно дифференцированной и колебалась в течение одного года от 0,8 % до 8,0% (Таблица 2 Приложения 2) [18, с.1]. Как налоговые агенты, коммерческие банки обязаны выполнять следующие основные требования:
1. Правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджет.
2. Вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщиком доходов.
3. Письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика, в течение 1 месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.
4. Предъявлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления налогов [1, ст.24].
Коммерческие банки выступают посредниками между государством и налогоплательщиками, через которых последние осуществляют свои финансово-хозяйственные операции [10, с.163]. Они являются обладателями информации, необходимой налоговым органам для осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах возложило на коммерческие банки следующие специальные обязанности: 1) связанными с учетом налогоплательщиков; 2) по исполнению поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов; 3) по предоставлению операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей [14, с.12].
Специфика развития и функционирования коммерческих банков определяет направления воздействия на их деятельность через налоги. Налоговое воздействие государства может быть направлено на:
1) банковскую систему в целом; 2) конкретный банк; 3) отдельные направления банковской деятельности и операции кредитных организаций.
Можно выделить следующие общие методы налогового воздействия на деятельность коммерческих банков со стороны государства:
1) законодательный; 2) административный; 3) судебный [рисунок1 Приложения 1].
Законодательный метод предполагает разработку и принятие новых налоговых законов, внесение изменений и дополнений в уже существующие законодательные акты и т.д. Он реализуется через следующие механизмы:
- введение или отмены налогов (изменение системы налогообложения);
- изменение налоговых ставок;
- предоставление или отмену льгот;
- изменение налоговой базы;
- установление санкций за нарушение налогового законодательства [13, с.46].
Под административным методом налогового воздействия на деятельность банковского сектора понимается комплекс мер и мероприятий органов исполнительной власти, направленный на полную и своевременную уплату всех налогов и сборов. Административный метод в основном реализуется через деятельность налоговых органов и представляет собой:
- работу налоговых органов непосредственно с налогоплательщиками по разъяснению законодательства о налогах и сборах;
- камеральные и выездные налоговые проверки коммерческих банков;
- анализ эффективности и целесообразности тех или иных налогов, взимаемых с коммерческих банков;
- обязательные аудиторские проверки.
Скоординированная деятельность налоговых органов по работе с налогоплательщиками, единая позиция всех территориальных подразделений Федеральной налоговой службы РФ по отдельным вопросам налогообложения, полное соответствие законодательству и оперативность их разъяснений способствуют повышению налоговой культуры налогоплательщиков и уменьшению ошибок в документах налогоплательщиков. Ряд авторов отмечают, что для страны становится совершенно необходимым воспитание налоговой культуры граждан, которая позволит более эффективно осуществлять налоговую политику и собирать налоги [11, с.62].
Судебный метод налогового воздействия на кредитные учреждения выступает на первый план, когда речь идет о разрешении противоречий между налогоплательщиками и налоговыми органами. Судебная система призвана защишать права и интересы как налогоплательщиков, так и государства. При этом решения судов по спорным вопросам чаще всего обеспечивает единые подходы к отдельным нормам налогового законодательства налогоплательщиков и налоговых органов.
Необходимо отметить, что судебный метод налогового воздействия государства способствует увеличению поступлений налогов в бюджет и принятию решений по взысканию соответствующих санкций за неуплату. Эффективность судебного метода налогового воздействия определяется организацией работы судебных органов (полномочия судов, сроки рассмотрения дел и т. д.) и их финансированием. В целом судебным методом государство воздействует не только на банки, но и на различные органы испонительной власти.
2.2 Виды налоговых обязательств коммерческих банков
Систему налогообложения коммерческих банков в настоящее время невозможно полностью уравнять с системой налогообложения организаций и предприятий. Перечень налогов, уплачиваемых банками, такой же, как у прочих организаций и предприятий, по трем наиболее значимым налогам — налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций и налог на имущество организаций - имеются весьма существенные различия [10, с.5].