Файл: Управление формированием прибыли на предприятии (Экономическая сущность, функции и виды прибыли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для торговых предприятий, по мнению авторов, АВС-анализ может занять достойное место в сфере сбыта, для более глубокого анализа товарных групп, основных клиентов и области прямых продаж. Суть данного анализа заключается в том, что достаточно четко выявляется доля вклада в общую прибыль предприятия или оборот каждой выделенной группы продукции, поставщиков, заказчиков, расходных материалов и т. д. Для проведения анализа групп продукции необходимо выделить позиционные уровни: «А», «В» и «С». К первой группе «А» необходимо отнести, к примеру, продукция, которая принесла предприятию доход выше среднего, ко второй группе «В» — продукцию со средним вкладом в общий доход предприятия, к третьей группе «С» — продукцию с долей в общем доходе ниже среднего[9].

По данному подходу анализа, предприятие может определить, каким именно поставщикам продукции следует уделить наибольшее внимательно. Для оценки степени значимости задач, которые решают руководители отделов работы с заказчиками, АВС-анализ дает возможность определить тех заказчиков, с которыми нужно работать в первую очередь по максимальным объемам и, соответственно, решить вопрос о предоставлении дополнительных скидок, бонусов и т. д.. Как следует из вышесказанного, прибыль возникает в том случае, если накопленные суммы покрытия по всей реализованной продукции предприятия становятся больше суммы затрат предприятия. Если один из видов продукции приносит только маржинальный доход, он тем самым обеспечивает значительное покрытие постоянных затрат организации, снижая риски, связанный с убыточностью предприятия.

Размер маржинального дохода также можно считать важным показателем в управлении прибылью от продаж в текущей системе контроллинга. Чтобы организации обеспечить получение необходимой величины прибыли, нужно поддерживать баланс маржинального дохода к выручке от основной деятельности. Данный баланс, выраженный в процентах, должен находиться под постоянным контролем службы контроллинга для своевременной корректировки средствами оперативного контроллинга в случае возникновения такой необходимости. Выводы.

Таким образом, авторами статьи было вынесено предложение, при управлении величиной прибыли в системе текущего контроллинга использовать комбинацию методов контроля и управления. Цели и задачи текущего контроллинга должны гармонично вливаться в цели и задачи стратегического, для наибольшего эффекта финансовой стабильности предприятия в будущем и своевременного реагирования на выявленные проблемные аспекты управления. На этапе текущего контроллинга прибыли, целесообразно использовать экономический показатель «сумм покрытия», при общем оперативном анализе финансового состояния предприятия за отчетный период и детализировать применение данного показателя по узким местам ответственности, что позволяет своевременно реагировать на факторы потенциального возникновения убытка[10].


Выстраивать политику стимулирования персонала в рамках целей и миссии предприятия, для повышения их значимости и самооценки в среде предприятия и отрасли, с целью повешения производительности и рентабельности персонала. Использовать в системе ценообразования метод покрытия, когда товар или услуга с фактической степенью покрытия, которая равна нормативной или превышающей ее, реализуется в первую очередь, товаром со степенью покрытия меньше нормативной — строго в случае значительного сужения ассортимента предприятия. В качестве дополнительно средства управления прибылью в системе текущего контроллинга использовать метод АВС-анализа, с применением глубокого анализа сопоставления основных показателей деятельности в натуральном и стоимостном выражении. Исследования, которые проводятся на предприятиях, показывают, что относительно незначительные величины в натуральном выражении, выбранные из совокупности, дают в итоге достаточно значимые стоимостные значения. Данные подходы позволят своевременно контролировать потенциальные показатели текущей прибыльности и максимально обеспечить чистую прибыль периода реальным денежным ресурсом, для решения выявленной проблемы текущего контролинга эффективности использования прибыли организации.

2.2 Методы управления прибылью предприятия

Управление прибылью предприятия является процессом целенаправленного воздействия субъекта на объект для получения определенных финансовых результатов. А методом управления прибылью предприятия называется способ воздействия субъекта управления на изучаемый объект для получения определенного результата. Неправильное применение методов управления может привести к отрицательным последствиям, поэтому необходима более глубокая и тщательная проработка их теоретических основ. Анализ совокупности существующих методов позволяет сгруппировать их по следующим видам.

Методы управления прибылью предприятия:

1.  Экономические методы (побуждения).

2.  Организационно-распорядительные методы (принуждения).

3.   Социально-психологические методы управления прибылью (убеждения).

Если применять систему методов, в которой каждый метод будет дополнять и усиливать другой, то достигается наибольший эффект.

1. Экономические методы управления прибылью предприятия — это система мероприятий, которая влияет на производство косвенно, с помощью определенных экономических стимулов и рычагов, направляющих деятельность предприятия и его работников в нужное для общества русло. Между экономической заинтересованностью государства, коллектива и личности существуют объективные диалектические противоречия. Сочетания этих интересов является сложной проблемой и включает решение ряда задач, к примеру, таких как установление в каждый определенный период наиболее целесообразных соотношений между фондами потребления и распределения, поощрительными фондами, фондами заработной платы и т. д.


Система экономических методов управления прибылью предприятия использует все рычаги хозяйствования: экономическое стимулирование, экономический анализ, планирование, налоги, ценовую политику и др. Эти рычаги должны использоваться комплексно и системно (охватывать весь объект управления). Экономическое стимулирование — система мер, которая использует материальные средства для мотивации участников производства к труду для создания общественного продукта. От доминирующих производственных отношений общества зависят формы, характер и методы экономическое стимулирование. Экономический анализ представляет собой систематизированный комплекс аналитических процедур с целью получения выводов, заключений и рекомендаций экономического характера в отношении изучаемого объекта.

Пл аниров ание выступ ает одним из инструментов упр авления прибылью. Планиров анием является процесс р азр аботки и принятия целевых уст ановок качественного и количественного х ар актер а и определение путей н аиболее эффективного их достижения. Пл ан либо совокупность пл анов является результ атом пл аниров ания.

Цель пл аниров ания з аключ ается в своевременном выявлении альтерн атив и средств, которые снижали бы риск принятия неверных решений. Можно рассм атрив ать экономические рыч аги по уровням их преимущественного влияния. Т ак, м атери альное стимулиров ание — это один из в ажнейших экономических рыч агов, действующих н а уровне р аботник а; н а уровне коллектив а.

В качестве т акого рыч аг а могут выступ ать рент абельность, прибыль; н а уровне обществ а — окуп аемость инвестиций, фондоотд ач а, экологичность производств а и т. д.

Одним из таких методов является ценообразование, которое является неотъемлемой частью политики государства. Важнейшей целью ценовой политики является поддержание паритетных отношений между отраслями народнохозяйственного комплекса, увеличения объемов продукции, создание условий для повышения доходности производства, а также защита отечественных товаропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам товаров. Как правило, неверные подходы к формированию государственной ценовой политики приводят к негативным последствиям, как для всей экономики, так и для ее отдельных отраслей[11].

Налоговая политика — основной инструмент государства с одной стороны обеспечивающий существование его самого, а с другой — регулирование экономики общества в целом. Налоги также затрагивают и проблему национальной безопасности страны, так как непродуманная налоговая политика может за относительно короткий срок реально парализовать действующую экономику. Государство может влиять на прибыль предприятий через систему налогообложения, финансовой поддержки, как прямой в виде целевых инвестиций, так и косвенной в виде налоговых льгот. От налоговой системы зависит размер нераспределенной прибыли, т. е. которая остается в распоряжении предприятия.


Ставки и льготы являются основными инструментами налогового регулирования. В зарубежных странах наиболее распространенной льготой является льгота в виде инвестиционного кредита, то есть вычет из налога на прибыль определенной части инвестиционных расходов компаний. По данным отчета аудиторско-консалинговой компании PWC средняя эффективная налоговая ставка на бизнес в Европейском Союзе составила 42,6 %, в США — 46,3 %, а в мировой экономики в целом- 44,7 %. В России данный показатель составил 54,1 %, что значительно выше, чем у других стран. По подсчетам аналитиков PWC в 2014 году по сравнению с 2013 годом средняя налоговая нагрузка на бизнес уменьшится от прибыли на 3,4 % и составит 50,7 %. Эксперты PWC итоговую оценку получили путем суммирования 3 эффективных ставок налогообложения — налог на труд и заработную плату(41,2 %), по налогу на прибыль(7,1 %) и по «прочим налогам» (5,8 %).

Налоговая система должна быть предельно простой. Законодательные нормы о налогах должны однозначно трактоваться и действовать автоматически. Важным составляющим экономических методов управления прибылью предприятия наряду с целевыми регуляторами является совершенствование финансово-кредитного механизма. В полной мере пока использовать систему банковского кредитования не удается. Один из наиболее сложных вопросов является долгосрочное кредитование на обновление основных фондов, в первую очередь приобретение машин, техники и оборудования. В то же время долгосрочное кредитование — основной фактор, обеспечивающий развитие и конкурентоспособность отраслей агропромышленного комплекса (АПК). Могут быть более широко использованы такие виды кредитования, как фьючерсные сделки, залоговые операции, лизинг и другое.

Так, к примеру, размер авансового платежа при заключении сделки с ОАО «Росагролизинг» составляет от 7 %, а у частных и кредитных лизинговых организаций в среднем около 20 %, срок федерального лизинга — до 10 лет, кредита и коммерческого лизинга – до 5 лет. В конечном итоге, переплата за пользование инструментами, предлагаемыми Росагролизингом, составляет 2 % в год, у коммерческих структур, работающих в сегменте сельскохозяйственного лизинга, в среднем 20–30 %.

2. Организационно-распорядительные методы управления прибылью предприятия на каждом уровне хозяйствования основаны на правах и ответственности людей. Предполагают использование руководителем власти и ответственность подчиненных. Данные методы включают различные приемы и способы воздействия субъекта управления на его объект с помощью авторитета власти и силы — указов, постановлений, законов, приказов, инструкций, распоряжений и т. д.


Они устанавливают права, обязанности, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управления. Организационно-распорядительные методы обеспечивают персональную ответственность работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов власти. Для эффективной работы системы необходимы два основных условия:

-          ответственность и сбалансированность прав на каждом уровне управления;

-          ответственность и сбалансированность прав между разными уровнями управления; при этом каждый промежуточный уровень должен выступать в качестве «ретранслятора» (передающего устройства), не создающего помех и перекосов. Если данные условия нарушены, то непременно возникают и развиваются тенденции к доминированию прав и снижению ответственности.

Система трансформируется в автократическую, следствием чего становятся диктат центра, парад суверенитетов, появляется безответственность на промежуточных уровнях управления. В основном организационно-распорядительные методы — это прямое директивное воздействие органов власти на управляемые системы, в связи с чем, их часто называют административными. Однако в рамках этих методов возможно и косвенное воздействие — в виде рекомендаций, советов, предложений.

Организационно-распорядительные методы можно классифицировать по направлениям воздействия. Рычагами воздействия являются регламенты, инструкции, нормы, директивные требования, ответственность и полномочия, распоряжения, приказы и т. д.

Выделяют три группы организационно-распорядительных методов:

-       дисциплинирующие;

-       организационно-стабилизирующие;

-       распорядительные. Данные группы методов всегда тесно взаимосвязаны друг с другом и используются комплексно. При этом все организационно-распорядительные методы управления необходимо применять в комплексе, способствуя организационной стабилизации системы.

3. Социально-психологические методы управления прибылью предприятия основаны на формировании и развитии общественного мнения относительно нравственных начал в обществе, нравственных ценностей, отношения к личности и т. д.

Объект ами упр авления с помощью соци ально-психологических методов являются:

-       личностные х ар актеристики р аботников, а т акже их психологические и психофизиологические особенности;

-       способы орг аниз ации труд а и р абочих мест;