Файл: Исследование факторов, определяющих рыночную власть фирмы (Анализ факторов рыночной власти ООО «Планка»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом можно отметить, что московский рынок фитнес-услуг очень насыщен и развивается он достаточно быстрыми темпами. Конкуренция высока. Среди основных факторов роста рынка можно отметить увеличение реальных доходов населения. Нехватка квалифицированного персонала негативно влияют на развитие рынка фитнес-услуг в России. В сложившейся на рынке ситуации крупные сети могут устанавливать свои условия. Одновременно с ростом рынка фитнес-услуг происходит и резкое обострение конкуренции между фитнес-клубами. [4]

Таким образом, основное влияние на рассматриваемый рынок могут оказывать конкуренты, потребители и новые игроки.

Учитывая направленность фирмы «Планка» выявим особенности организации ее маркетинговой деятельности.

Основным направлением маркетинговой деятельности фитнес-центра «Планка» является проведение маркетинговых исследований, выявление особенностей рынка фитнес-индустрии, предпочтений потребителей.

Маркетологи фитнес-центра занимаются определением места компании на рынке и нахождением возможностей занять наиболее выгодную позицию по отношению к конкурентам. Результатом их работы является повышение уровня продаж услуг (особенно годовых абонементов), что и считают основным показателем при оценке отдела маркетинга.

Среди функций, возложенных на маркетологов фитнес-центра можно выделить:

- исследование рынка;

- позиционирование компании (услуг);

- ценообразование;

- ассортиментная политика;

- разработка новых идей;

- повышение уровня продаж;

- обратная связь с клиентами;

- анализ маркетинговой деятельности.

В целом, маркетинговая деятельность фитнес-клуба «Планка» должна повышать эффективность бизнеса.

Основная задача – поддержка продаж: привлечение новых, удержание и повышение лояльности существующих клиентов, переориентация клиентов, которые пользуются услугами в фитнес-центрах конкурентов.

Ниже подробно описаны функции, возложенные на маркетологов.

1) Исследование рынка. Для того чтобы видеть свои возможности на рынке, нужно иметь представление об основных его составляющих. Маркетологи фитнес-клуба «Планка» изучают рынок по двум направлениям: собирая и анализируя информацию о клиентах и исследуя конкурентов.

Что касается внешней информации, то сотрудники фитнес-клуба «Планка» регулярно просматривает печатные публикации, интернет-сайты компаний, работающих на рынке фитнес-услуг. Если у кого-то из конкурентов происходит что-то заметное, то маркетологи фитнес-клуба «Планка» обязательно принимают это во внимание и иногда используют в работе. Мониторинг цен конкурентов происходит непрерывно, маркетологи её анализируют и выдают еженедельный отчёт в виде диаграмм, графиков в специально разработанной программе. Получив анализ, происходит корректировка цены в отношении рыночной.


Благодаря исследованиям, которые проводят маркетологи фитнес-клуба «Планка» руководство компании всегда знает, какое мнение об услугах сформировалось в сознании потребителей, что для них важно, каковы преимущества и недостатки услуг клуба.

2) Позиционирование. Позиционирование компании (услуг) проводится, опираясь на составленный портрет потребителя и анализ конкурентов.

3) Ценообразование. Маркетологи «Планка» участвуют в формировании ценовой политики. Здесь происходит тесное сотрудничество с бухгалтерией.

4) Ассортиментная политика. Ассортимент услуг формируется в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния фитнес-клуба «Планка» и его стратегических целей.

5) Разработка новых идей. Изучая тенденции рынка и понимая его потребности, маркетологи предлагают новые идеи, которые могут значительно улучшить деятельность фитнес-клуба в целом.

6) Повышение уровня продаж. Для повышения продаж маркетологи фитнес-клуба «Планка»:

- организовывают рекламную деятельность и управляют ей;

- осуществляют мероприятия по продвижению услуг;

- поддерживают лояльность клиентов.

Основная задача при организации рекламной политики – поставить цель и задать направление рекламной деятельности. После проведения рекламной кампании маркетологи анализирует полученные результаты.

Успех фитнес-клуба «Планка» достигается благодаря комплексному подходу к выводу и продвижению компании и ее услуг на рынок.

7) Задача маркетологов фитнес-клуба при продвижении основывается на правильном выборе инструмента, который в большей степени подходит для данного бизнеса, и определении, каким образом с его помощью можно реализовать поставленную задачу. Основа работы сотрудников фитнес-центра в области маркетинга – это поиск интересных (иногда нетрадиционных) ходов, позволяющих не только повысить продажи, но и зарекомендовать себя как компанию, не похожую на другие.

8) Анализ маркетинговой деятельности. Обычно работа маркетологов фитнес-клуба «Планка» оценивается по количеству обращений клиентов, по числу приведенных новых клиентов и, в конечном счёте по размеру доходов, принесённых в результате роста продаж.

Для анализа внутренней среды фирмы также необходимо провести анализ слабых и сильных стратегических позиций. Главная задача SNW-анализа – это выявление «актива» (S) и «пассива» (W) предприятия. А задача разрабатываемой стратегии развития – использование актива для нейтрализации и устранения пассива. При проведении анализа к «пассиву» (слабым позициям) фитнес-клуба «Планка» относятся (учитывая значимость фактора):


1. Прибыль.

2. Имидж (деловая репутация) фирмы.

3. Реклама.

4. Сеть.

5. Мотивация и стимулирование персонала.

6. Корпоративная культура.

В целом можно говорить о том, что картина внутренней среды фитнес-клуба «Планка» благоприятная. У клуба существует потенциал к развитию и совершенствованию. Соотношение сильных и слабых сторон по своей значимости образовывают довольно стабильную картину развития.

Теперь перейдем к анализу взаимодействия внешней и внутренней среды фитнес-клуба «Планка» (составим матрицу SWOT). Первоначально обобщим сильные и слабые стороны фитнес-клуба. Результаты данного анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Сильные и слабые стороны ООО «Планка»

Сильные стороны

Слабые стороны

- успешная стратегия организации;

- активная инновационная деятельность;

- богатый выбор услуг;

- четко определены цели;

- проводятся маркетинговые исследования рынка;

- качество продукции и услуг;

- высокая квалификация персонала.

- недостатки в рекламной политике;

- средний уровень цен (нет значительных отличий от конкурентов);

- недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений;

- есть незначительная текучесть кадров;

- отсутствие корпоративной культуры;

- репутация компании не достаточна стабильна;

- отмечены тенденции в снижении прибыли компании;

- есть более сильные игроки на рынке фитнес-услуг;

- плохая мотивация персонала.

По результатам построения матрицы возможностей (таблица 4.).

Таблица 3.

Матрица возможностей ООО «Планка»

Вероятность использовать возможность

Степень влияния

Сильное влияние

Умеренное влияние

Малое влияние

Высокая вероятность

Выход на новые рынки

Инновационное развитие

Средняя вероятность

- ускорение темпа роста рынка услуг фирмы;

- широкая известность;

- снижение цен, предоставление скидок

- накопленный потенциал

Низкая вероятность

- отсутствие конкуренции

- стабилизация экономической ситуации в стране


Выделим возможности, имеющие наибольшее значение для фитнес-клуба «Планка», которые обязательно нужно использовать при разработке наиболее предпочтительных стратегий, рассматриваемого клуба:

- возможность выхода на новые рынки (развитие сети фитнес-центров в Москве и области);

- широкая известность среди основных потребителей.

Построим матрицу угроз для фитнес-клуба «Планка» в таблице 5.

Таблица 8.

Матрица угроз для ООО «Планка»

Вероятность возникновения

Уровень угрозы

Разрушение

Критическое состояние

Тяжёлое состояние

Лёгкие потери

Высокая вероятность

Усиление давления со стороны конкурентов, высокий уровень конкуренции, влияние потребителей

Появление новых игроков на рынке фитнес-услуг

Средняя вероятность

Завоевание наибольшей доли рынка крупными игроками

Низкий платёжеспособный спрос

Нехватка трудовых ресурсов

Низкая вероятность

Снижение спроса на услуги клуба

Высокий уровень сборов и пошлин

Далее для завершения SWOT – анализа построим матрицу SWOT для фитнес-клуба «Планка».

После анализа возможностей и угроз внешней среды в сочетании с сильными и слабыми сторонами фитнес-клуба «Планка» можно заключить, что в целом ситуация для фирмы достаточно благоприятна. Сочетания, получившиеся в квадрате СИВ, обязательно использовать, поскольку они создают предпосылки для повышения конкурентоспособности фирмы.

Поле СЛВ показывает, что с одной стороны нужно усилить слабости фирмы за счет возможностей, а с другой стороны не допустить использования возможностей конкурентами, так как неиспользованная возможность внешней среды становится угрозой, если ее использует конкурент. Особое внимание при этом должно быть уделено созданию благоприятного имиджа фитнес-клуба «Планка», так это значительный фактор успеха (с учетом высокой конкуренции на рынке данного вида услуг). На поле СИУ стратегия предусматривает преодоление угроз внешней среды за счет сильных сторон фирмы, то есть для дальнейшей успешной деятельности фитнес-клуба «Планка» нужно делать акцент на снижении цен на услуги (проведение различных акций, предоставление скидок), чтобы компенсировать неблагоприятные воздействия внешней среды и для того, чтобы эти воздействия отразились в как можно меньшей степени на деятельности фирмы. Для поля СЛУ предпочтительна стратегия избегания, поскольку у фирмы не хватит возможностей для преодоления угроз внешней среды.


2.3. Факторы рыночной власти ООО «Планка»

Крупнейшими игроками сейчас являются сети «WorldClass», «Физкульт», «Планета Фитнес», «OrangeFitness», City Fitness. Также можно отметить фитнес-клубы «Зебра».[42]

Учитывая особенности клубов, а так же тот факт, что фитнес-клуб «Планка» ориентирован на средний класс и имеет сравнительно небольшую площадь. А к данной категории также относятся:

  • CityFitness;
  • Солоспорт;
  • HeadLight;
  • Super Gym;
  • Banana Gym;
  • Manny Penny;
  • Zebra Fitness и др.[43]

Произведем сравнительную оценку двух фитнес-клубов с фитнес-клубом «Планка»: Планета Фитнес и Zebra Fitness.

При этом, конечно не будем пренебрегать особенностями бизнеса – остальных фитнес-клубов. Особенно World Class – который стал основателем фитнес-движения в России – но его не будем сравнивать с клубом «Планка» в силу высокой стоимости услуг. [10]

Таблица 5.

Сравнительная характеристика основных конкурентов ООО «Планка»

п/п

Показатели

ООО «Планка»

Конкуренты

Планета-Фитнес

Zebra Fitness

1.Факторы, характеризующие предприятие

1.1.

Репутация (имидж) организации

Малоизвестное предприятие

Хорошая

Хорошая

1.2.

Квалификация обслуживающего персонала

Высокая

Высокая

Средняя

1.3.

Квалификация менеджеров

Средняя

Высокая

Средняя

1.4

Текучесть кадров

Практически отсутствует

Низкая

Средняя

2.Факторы, характеризующие оказание услуг

2.1.

Цена

Средний сегмент

Средний сегмент

Средний сегмент

2.2.

Расширение структуры услуг

Значительное

Значительное

-

2.3

Качество услуг

Высокое

Высокое

Среднее

2.4.

Контроль качества предоставляемых услуг

Постоянный

Постоянный

Время от времени

3.Факторы, характеризующие маркетинговую политику

3.1.

Маркетинговая стратегия

на стадии разработки

внедрены отдельные элементы

практически отсутствует

3.2.

Реклама

Недостаточная

Активная

Недостаточная