Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства). ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Юридические процедуры банкротства-это комплекс установленных правил проведения банкротства юридических и физических лиц, применяемых к последним при наличии признаков банкротства и в зависимости от их финансового состояния и особенностей их хозяйственной деятельности. В соответствии с действующим Федеральным законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ эти процедуры: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Закон регулирует Общие вопросы, касающиеся несостоятельности (банкротства) большинства предприятий. Однако, для некоторых из них, например, для градостроительных или градообразующих организаций, субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, страховых и кредитных организаций, отдельные положения могут быть предусмотрены определенные особенности реализации данной процедуры[1] . Например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве стве) кредитных организаций" устанавливают особые признаки банкротства, присущие только данным предметам. Требования к арбитражным управляющим также различны. Также можно выделить много других различий.

Надо сказать, что предыдущий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 года № 3929-1 не было предусмотрено такой процедуры банкротства как наблюдение, которое, в частности, будут рассмотрены ниже. Кроме того, новый закон существенно расширил положения предыдущего Закона о банкротстве.

Многие авторы, например, М. И. Брагинский, Ю. с. Орлов, М. М. Масевич, е. А. Павловский, А. О. Никитина, в. в. Витрянский, л. Калинина и другие, посвященные изучению проблем банкротства юридических и физических лиц, их усилия.

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение и исследование процедур банкротства юридических лиц, а задачей – выявление аспектов, требующих изменения, дополнения или введение.

К сожалению, из-за огромного объема анализируемого материала, я не могу рассмотреть все процедуры (которые будут обсуждаться позже) и останавлюсь только на первых двух: наблюдения и внешнего управления. Кроме того, я считаю необходимым выделить в качестве необходимого дополнения мер по предупреждению несостоятельности.


Актуальность исследования данной темы отвечает реальным потребностям в нестабильных условиях Российской рыночной экономики выявить наиболее благоприятные пути выхода должника из кризиса и восстановление его платежеспособности и удовлетворение требований кредиторов, включая обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что мной будут выявлены пробелы в действующем законодательстве и предложения по его улучшению, которые, по моему мнению, наиболее подходящие и эффективные.

Глава 1. Предупреждение банкротства

Чтобы не допустить банкротства действующего Федерального закона от 8 января 1998 года "О несостоятельности (банкротстве)" посвящает главу II, которая, однако, включает только две статьи. Было установлено, что перед применением соответствующих процедур банкротства в отношении несостоятельного должника должны применяться меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Таким образом, очевидно, что такие меры существуют до представления в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Закон устанавливает обязанность участников юридического лица, собственников имущества унитарного предприятия, а также органов исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Такие меры могут быть осуществлены как третьими лицами, так и кредиторами должника, инициатива по реабилитации может исходить от любого лица по соглашению с должником, но в помощи, будь то финансовая или иная, будет иметь место лишь с согласия должника. Следует отметить, что законом не предусмотрен какой-либо перечень конкретных мер, за исключением досудебной санации. На мой взгляд, к таким мерам относятся залог, в некоторых случаях, поручительство, налоговый кредит и другие. В частности, возможность предоставления отсрочки по уплате налогов при наличии задолженности в федеральный бюджет налогов и налоговых платежей, установленных Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года "О порядке регулирования финансовой поддержки предприятий за счет средств федерального бюджета"[2] .

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" различает три меры по предупреждению банкротства[3] : финансовое оздоровление кредитной организации, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, реорганизация кредитной организации.


В данном случае оснований для применения этих мер являются: нарушение "норматива достаточности капитала, установленного Банком России" или "текущей ликвидности кредитной организации в течение последнего месяца более чем на 10 процентов", и случаи, когда организация делает "абсолютное снижение собственных средств по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Центральным банком"; "не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондент-ских счетах кредитных организаций", а также неоднократно на протяжении последних шести месяцев – в течение трех дней после дня удовлетворения или исполнения. В то время как Центральный банк может потребовать кредитные учреждения в случае возникновения вышеуказанных оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства.

В случае банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса предупреждение банкротства, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства осуществляет государственный орган по банкротству и финансовому оздоровлению[4] вместе с управления топливно-энергетического комплекса[5] . Закон О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса не свидетельствует о каких-либо конкретных мер, направленных на финансовое оздоровление должника. Кажется, что выбор для указанных в законе органов.

В рамках мер по предупреждению банкротства запрещает разглашение сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Очевидно, что нарушение этого принципа может существенно повлиять на судьбу должника: усугубить его положение в обществе, снизить эффективность мер по восстановлению его платежеспособности, приблизить или сделать неизбежное банкротство, и т. д.

Ст. 27 Закона о несостоятельности выделяет досудебную санацию, как одну из мер предотвращения банкротства. Это отражается в финансовой помощи, предоставляемой должнику собственником имущества или учредителя юридического лица должника, его кредиторами и иными лицами. Обязательным условием реабилитации является ее размер: это необходимо, чтобы она была достаточной для оплаты всех денежных обязательств должника, а также его задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в целях полного восстановления платежеспособности должника. Предоставление такой финансовой помощи может осуществляться на условиях принятия на себя должником или третьим лицом обязательств в пользу лиц, оказывающих помощь. Досудебное взыскание из бюджетов разных уровней может осуществляться только при включении условий в соответствующем законе О бюджете. Решение о досудебной санации предприятий субъектов РФ и местных предприятий принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в рамках их бюджетов[6] .


Следует отметить, что предыдущий Федеральный закон от 19 ноября 1992 г. "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" также используется термин "реорганизация или санация должника". Однако опознал его как одну из двух реорганизационных процедур, при наличии ходатайства о которых, а также оснований для их проведения арбитражный суд при рассмотрении дела вынес постановление о приостановлении производства по делу о банкротстве должника и, соответственно, реорганизации или внешнего управления имуществом должника. Основой реабилитации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами. Таким образом, получается, что реорганизация имела место только в процессе судебного разбирательства, тем более что закон О несостоятельности (банкротстве) предприятий, раскрывая последствия внесудебных процедур, упоминал лишь о добровольной ликвидации предприятия-должника и "договоренности между должником и кредиторами (всеми или частью) об отсрочке и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов должника компании продолжать свою деятельность"[7] .

Новый закон вводит понятие досудебной санации, и говорит о ней как не о процедуре, а как мера предупреждения банкротства, принятых до обращения в суд.

Очевидно, что закон сделал огромный скачок, сделав Сана-ных мер до банкротства, и повышающий способность должника пережить кризисное состояние для него. Поэтому очень важно, чтобы меры по предупреждению банкротства была произведена своевременно и исполнительной власти; теперь это то, что выступает в качестве гарантии нормального функционирования юридических лиц: предприятий, организаций и т. д.

Глава 2. Юридические процедуры банкротства

Одним из кардинальных нововведений изменил всю российскую систему банкротства, ее с уверенностью можно назвать создание новых процедур банкротства. Старый закон О несостоятельности (банкротстве) предприятий, входящих, как известно, три типа юридических процедур: ликвидационные (принудительная и добровольная ликвидация), реорганизация (внешнее управление, санация) и мировое соглашение.

Действующий закон, введя новый Институт наблюдения, обнаружены следующие судебные процедуры банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.


В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, могут применяться упрощенные процедуры банкротства. К ним относятся: банкротство ликвидируемого должника и банкротство отсутствующего должника. В указанных выше случаях, а также учреждений, осуществлял незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан, наблюдение не применяется.

2.1. Введение наблюдения

Мониторинг-это новая процедура, применяемая к должнику. Он не был известен предыдущим российскому законодательству. С момента подачи заявления о несостоятельности непосредственно перед рассмотрением дела о банкротстве арбитражный суд прошел определенный период времени, в течение которого должник продолжает распоряжаться своим имуществом. Очевидно, что злоупотребление с его стороны можно было тщательно и влиять на финансовое состояние кредиторов. И такие меры, как арест имущества должника, запрет на совершение определенных действий, операции и другие меры применяются только на этапе ликвидации должника. Это вполне объяснимо: в конце концов, применение таких мер после подачи заявки, кредитор делает невозможным для обеспечения интересов заявителя. Даже потенциально жизнеспособное предприятие, продолжает свою хозяйственную деятельность, например, из-за ареста своего имущества, пропустил последний и, пожалуй, единственная возможность восстановить свою платежеспособность, повысить ликвидность своих активов и, соответственно, в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. Некоторые пробелы в законодательстве были устранены.

2.1.1. Последствия введения и процедуры наблюдения

Следствием введения наблюдения является установление особого режима имущественных отношений, определяющий невозможность предъявления имущественных требований непосредственно к должнику без направления их временному управляющему.

В целях соблюдения принципа равного распределения средств от имущества должника запрещается удовлетворение требований отдельных кредиторов в индивидуальном порядке, так как это может привести к удовлетворению требований отдельных кредиторов за счет других.

Следствием этого запрета является приостановление исполнения исполнительных документов на имущество взыскания. Единственным исключением являются выплаты по заработной плате, вознаграждения по авторским договорам, алиментов и возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, пошлина на который был установлен до принятия в арбитражный суд с заявлением о признания должника банкротом.